Коронавирус и мусульманское сообщество

Коронавирус и мусульманское сообщество

Борьба с коронавирусом не могла не повлиять и на предстоящий Рамадан и сезон Хаджа. Ряд ведущих мусульманских теологов обдумывает даже возможность его отмены.

Пандемия коронавируса - огромное испытание и для сотен миллионов мусульман по всему миру. В основе ислама лежат пять столпов - предписаний шариата, обязательных для всех верующих мусульман. Это декларация веры (шахада), пять ежедневных молитв (намаз), пост во время месяца Рамадан (ураза), религиозный налог в пользу нуждающихся (закят) и паломничество в Мекку (хадж).

Пандемия SARS-CoV-2 поставила под угрозу сразу три из пяти столпов. Многие страны ограничили свободу митингов и собраний, что привело к закрытию мечетей - даже для обязательной молитвы. До поры до времени останется невозможным совершить паломничество в Мекку - Саудовская Аравия закрыла для посещения это святое для мусульман место. Пост в месяц Рамадан проходит с большими ограничениями. Из-за пандемии SARS-CoV-2 и мер по борьбе с нею соблюдать пост в Рамадан представляется проблематичным. Одна из причин - отказ от пищи и питья в течение дня может содействовать распространению коронавируса, потому что экстремальные условия повышают риск заболевания COVID-19.

Мусульмане должны соблюдать пост только в том случае, если это не несет угрозы их здоровью - больные и пожилые люди, как и беременные женщины, могут не придерживаться соответствующих ограничений. Но это исключение из правил может стать новой реальностью уже для всех мусульман в будущий Рамадан.

Однако намного более проблематичным является то обстоятельство, что во время пандемии становится невозможной совместная вечерняя трапеза, в процессе которой члены семьи и друзья встречаются за столом, чтобы вместе принимать пищу и молиться. По традиции такой вечер начинается с фиников и сладостей и со стакана воды или молока. Потом следует молитва, а затем начинается сама трапеза. В период ограничения контактов и социального дистанцирования такие встречи, естественно, вряд ли возможны.

На ифтар - совместное вечернее разговение, кратковременное прекращение поста - собираются порой до несколько тысяч верующих, чтобы не только вместе молиться и трапезничать, но и собирать пожертвования для малоимущих. Такие встречи на данный момент запрещены во многих странах.

Для многих мусульманских общин пандемии коронавируса может вызвать последствия, затрагивающие само их существование. Дело в том, что собираемые во время Рамадана пожертвования являются важным источником дохода для общин. Центральный совет мусульман опасается того, что даже по окончании пандемии многие общины не смогут дальше существовать из-за отсутствия средств.

Уполномоченный представитель Духовного собрания мусульман России по делам хаджа, генеральный директор компании «Умма Тур» Шамиль Мукарамов заявил, что паломники из России рискуют пропустить хадж в этом году, если власти Саудовской Аравии не распределят квоты по странам до середины мая, поскольку российские туроператоры не смогут сформировать туры, Он напомнил, что сезон умры длится весь год, кроме времени хаджа и двух месяцев после, поскольку саудовские власти берут тайм-аут и закрывают доступ к святыням для паломников. 

«В этом году хадж пройдет ориентировочно с 17 по 22 июля, но точные даты определят власти Саудовской Аравии, это зависит от лунного календаря. Кроме того, обычно российские турфирмы закрывают сезон умры по окончанию месяца Рамадан. Но если хадж не откроют в этом году, велика вероятность, что на умру осенью иностранных паломников тоже не пустят», – добавил эксперт. 

Мукарамов пояснил, что люди, совершая хадж, стремятся несколько раз поклониться святыням в Мекке, то есть кроме хаджа совершают умру, а также посещают святыни ислама не только в Мекке, но и в Медине. Поэтому, отметил эксперт, паломники приезжают в Саудовскую Аравию за две недели до хаджа, а туры на хадж длятся, как правило, 20-25 дней, минимум – две недели. 

Даже если паломники из России получат возможность совершить хадж, не все желающие смогут отправиться в Мекку. «В 2021 году власти Саудовской Аравии ввели возрастное ограничение для желающих совершить хадж и умру, чего раньше не было. Из документов, которые мы получили, следует, что на умру пускают паломников с 18 до 50 лет, а на хадж – с 18 до 60 лет», – сказал Мукарамов. По его словам, в центральных регионах России до половины паломников – люди старше 60 лет, в то время как на Кавказе паломники более молодые. 

Для тех, кто попадает в возрастные рамки, остается нерешенной проблема с вакцинацией. «Мы ориентируемся на заявление властей Саудовской Аравии о том, что для поездок в хадж и умру необходимо вакцинироваться препаратами, которые должны быть одобрены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ пока не одобрила российскую вакцину «Спутник V» – ред.). 

Мне неизвестны случаи, чтобы люди подавали на визу, никто пока этого сделать не пытался. Кроме того, нет информации от властей королевства, могут ли совершить паломничество те, кто переболел и у кого есть антитела, но кто не вакцинировался», – сказал Мукарамов. Также и для умры, и для хаджа «сохраняется требование саудовских властей за 72 часа до вылета сделать ПЦР-тест на коронавирус», подчеркнул он. Стоимость хаджа и умры увеличится в этом году из-за новых требований Саудовской Аравии», – предупредил Мукарамов.