Коран - сура Ан-Нур, аяты 62-64

Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника. Когда они находятся рядом с ним по общему делу, то не уходят, пока не попросят у него разрешения. Воистину, те, которые просят у тебя разрешения, действительно являются верующими в Аллаха и Его посланника. Если они попросят у тебя разрешения по поводу некоторых из своих дел, то разрешай тому из них, кому пожелаешь, и проси Аллаха простить их. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный.
Аллах заповедал Своим верующим рабам держаться вместе, когда они сообща выполняют обязательное или желательное предписание. Это может быть священная война, совет или любое другое начинание, которое мусульмане должны выполнять сообща в интересах общего дела. В таких случаях верующий, который искренне уверовал в Аллаха и Его посланника, не отлучается по делам и не возвращается к семье без разрешения Посланника или его заместителя после него. Аллах засвидетельствовал, что вера обязывает мусульман не отрываться от общего дела без разрешения, и похвалил правоверных за подобное уважительное отношение к Посланнику и мусульманским правителям. Всевышний сказал, что если мусульманин просит у своего правителя разрешения отлучиться, то он искренне верует в Аллаха и Его посланника. Но должен ли правитель разрешать правоверным отлучаться? Аллах сообщил о том, что правитель имеет право разрешить подчиненному отлучиться при соблюдении двух условий. Во-первых, мусульманин должен отлучаться по уважительной причине, потому что в противном случае правитель не должен позволять ему отлучиться. Во-вторых, отлучка мусульманина должна пойти ему на пользу и не принести вреда остальным. Это значит, что если мусульманин просит разрешения отлучиться по уважительной причине, а правитель считает, что его сообразительность, отвага или другие качества могут принести пользу мусульманам, то он имеет права не отпускать его. Если же мусульманин просит отлучиться по уважительной причине и его отъезд не причинит вреда остальным, то его просьба может быть удовлетворена. И в этом случае Аллах повелел Своему посланнику просить прощения за таких мусульман, потому что просьба о разрешении отлучиться может быть упущением со стороны правоверного. Однако Аллах прощает грехи Своим рабам и проявляет к ним снисходительность. И по Своей милости Он позволил им просить разрешения отлучиться по уважительной причине.
Здесь упоминаются заключительные наставления, которые должны усилить дисциплину мусульманской общины в целях ее лучшей организации. Это тоже хорошая заповедь, в которой Аллах поучает Своих верных рабов. Как Он им раньше заповедал при входе в дом просить разрешения, так Он приказывает им и при выходе просить разрешения, особенно если они находятся на каком-то общем собрании с посланником, например, на молитве по пятницам или на общем торжестве. Они не должны покидать собрания, не получив его согласия. Эти аяты содержат внутренние и внешние правила, действующие в отношениях между сообществом и его лидером.
В вещах, важных для общины, в которых необходимо участие всех, например, при принятии решения в случае войны или когда речь идет об общем благе. «В ситуации, в которой нужно присутствие всего сообщества». Все, что касается сообщества как целого, например, намаз по пятницам или торжественная молитва, на которые регулярно собираются люди, но прежде всего это относится к вопросам, которые касаются общих дел. Личное местоимение «у него» относится к посланнику и аналогично этому к любому лидеру (имаму) мусульманского сообщества, который действует в соответствии с Кораном и жизненным примером посланника. Имеется в виду его решение по важным причинам не участвовать в принятых большинством общих действиях или не разделять принятых большинством политических позиций. В логическом развитии этого принципа мы приходим к представлению о «лояльной оппозиции». По определенным вопросам коммунальной или государственной политики можно иметь другое мнение, что не означает нелояльности по отношению к общему делу. Само собой разумеется, что искренне верующие только в случае необходимости потребуют такого позволения. Если даже дано разрешение по уважительным причинам, в таких случаях пренебрежение человека своими обязанностями считается безответственным. Поэтому необходимо просить прощения у Него, потому что перед Аллахом мы ответственны выполнять свои обязанности. Просить уйти с такого важного собрания считается пренебрежением, даже если имеется уважительная причина, т. к. подразумевается предпочтение благ здешней жизни перед благами будущей и делом веры (Сафват ат-Тафасир), было бы ошибочно искать предлог или собственные интересы ставить выше интересов сообщества. Поэтому посланник или ответственное лицо должны заступиться перед Аллахом и просить прощения для того, кому дано такое исключительное разрешение.
Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу. Аллах знает тех из вас, которые уходят украдкой под прикрытием. Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания.
Если посланник Аллаха обратился к вам с призывом, то вы обязаны повиноваться ему. Вы обязаны отвечать на его призыв, даже если в этот момент совершаете намаз. И нет такого человека, чьим словам мусульмане обязаны безоговорочно повиноваться на словах и делах, кроме посланника Аллаха, потому что он был защищен от ошибок и потому что правоверным было велено следовать его путем. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь» (8:24). Не обращайтесь к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, так, как вы обращаетесь друк к другу. Не зовите его по имени и не говорите ему: «О Мухаммад!» или «О Мухаммад, сын Абдуллаха!» Так вы можете обращаться друг к другу, однако он превосходит вас своими качествами и достоинствами, и поэтому вы должны обращаться к нему со словами: «О посланник Аллаха! О Пророк Аллаха!»
В предыдущем аяте Всевышний похвалил правоверных, которые не отрываются от общего дела, пока не попросят разрешения. В данном откровении Аллах сурово пригрозил тем, кто не поступает так и отлучается без разрешения. Такие люди уходят украдкой и пытаются сделать это незаметно от людских взоров. И даже если им удается скрыть свой поступок от людей, он не остается незамеченным Аллахом, Который ведает об их злодеяниях и сполна воздаст за каждое из них. Пусть же остерегаются те, которые противятся воле Аллаха и Его посланника, как бы не постигло их искушение или мучительное наказание. Это относится к тем, кто отказывается повиноваться Аллаху и Его посланнику в одном или нескольких вопросах. Что же тогда говорить о тех, кто вообще не прислушивается к их повелениям без всякой на то причины?! Такие люди непременно попадут в искушение, увязнут в многобожии и злодеяниях и будут подвергнуты мучительному наказанию.
Сердца верующих должны быть наполнены уважением к посланнику. Только так каждое его слово и каждое его наставление будут иметь действие. Вождь должен вызывать благоговение и одновременно мягкость. Но нельзя забывать, что он их наставник, и поэтому нельзя к нему обращаться так, как друг к другу. Возможны три значения. 1. Оно дано в переводе и совпадает с мнением большинства толкователей. 2. «Не думайте, что обращение посланника то же самое, что и ваша обыкновенная просьба. В покровительстве или защите посланника речь идет о важных делах, и его Аллах принимает». 3. «Не разговаривайте с посланником, как вы разговариваете между собой; к нему употребляйте слова, полные уважения».
Это еще одна характерная черта лицемеров. Если от них требуют собраться в связи с общими делами, они приходят, чтобы их считали мусульманам. Однако они неохотно присутствуют и уходят тайком при первом случае. Под «проверкой» нужно понимать искушение в здешней жизни, а «больное наказание» относится к будущей жизни. По мнению имама Йафра Садика, «испытание» означает в этом контексте «власть неправедных». То есть, если мусульмане отказываются следовать заповедям посланника, они становятся жертвами деспотов и незаконных владык. Могут существовать и другие трудности, например, сектантский раскол, гражданская война, моральный упадок, распадение сообщества, внутренний хаос, политическая катастрофа, угнетение со стороны других и многое другое. Это пугающее предупреждение направлено тем, кто сопротивляется Его приказам, кто идет по другому пути, а не по Его пути, кто сворачивает с истинного пути по своей инициативе.
Воистину, Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле. Он знает ваше положение и тот день, когда они будут возвращены к Нему. Он поведает им о том, что они совершили. Аллаху известно о всякой вещи.
Все сущее на небесах и земле принадлежит Аллаху. Все эти творения являются рабами Аллаха и живут по законам Божьего предопределения и Божьей религии. Аллах ведает о том добре и зле, которое совершают Его творения. Он изначально подсчитал их добрые и злые деяния. Письменная трость записала их в Хранимой скрижали, а благородные ангелы-хранители продолжают записывать их в своих письменах. Когда же наступит День воскресения, Всевышний Аллах доподлинно поведает своим творениям о совершенных ими малых и великих деяниях и приведет правдивых свидетелей, после чего вынесет свой приговор либо по милости, либо по справедливости. А после упоминания о том, что Аллаху известно обо всех человеческих деяниях, Всевышний Аллах поведал о Своем знании в более широком смысле и сказал, что Ему ведомо все сущее.
Состояние и обстоятельства, в которых вы находитесь, намерения, которые движут вами, и цели, которые вы имеете в виду. Поступки, которые ошибочно восприняты и толковались ошибочно, ошибочно представлялись хорошими, а были плохие и злые — все проявится в Судный День в своем настоящем свете.