Контуры Третьей мировой

Контуры Третьей мировой

Новый фон мировых войн?

За два дня до парижского теракта король Иордании Абдалла II назвал глобальную войну «против террора» в «своем роде» третьей мировой войной(1). Ну а по горячим следам трагедии в Париже Папа Римский Франциск определил происшедшее «фрагментом» «Третьей мировой войны по частям», переживаемой планетарным сообществом(2).

Тем самым, в период с 11 по 14 ноября мир дважды услышал формулировки о новой мировой войне. Тонкость, однако, в том, что глава католиков мира озвучил данную мысль еще в сентябре 2014 г., когда, назвав войну «безумием», произнес, что на переживаемом этапе «возможно говорить о Третьей мировой войне, проявляющейся «по частям» в преступлениях против человечества, массовых убийствах, уничтожении людей(3).

В целом, о Третьей мировой войне (III МВ) в аспекте происходящего в мире в последние годы говорится в различных тональностях. Но насколько с этим взглядом можно согласиться?

В мае с. г. профессор по вопросам национальной безопасности американского Военно-морского колледжа, бывший аналитик разведки и офицер контрразведки Агентства национальной безопасности (АНБ) США Джон Шиндлер озвучил слова одного из неназванных высокопоставленных представителей НАТО: «Нынешним летом мы, вероятно, окажемся в состоянии войны. Если нам повезет, она не будет ядерной»(4). Однако,

насколько усматривается, текущая мировая обстановка совершенно не предусматривает наличия в ближайшей перспективе ядерного столкновения, ибо современные войны протекают несколько в иных координатах: политических, финансово-экономических, внешне конфессиональных или идеологических. Ведущие мировые державы атакуют отдельные страны посредством экономических санкций; выведения из строя инфраструктуры точечными атаками; лишения жизни мирных людей осуществляемыми терактами со стороны тех или иных внезапно рождающихся группировок.

Кроме того, мотивом нынешнего времени стало занятие (не будем употреблять определение «оккупация») территорий «объектов заинтересованности» действиями «внутренней оппозиции», одномоментно получающих внешнюю поддержку. Параллельно чему озвучиваются призывы не просто к отставке правительства, а к фактическому признанию уже нового, т.н. коалиционного. А рядом – идеологическая обработка населения (внутри и вне стран, объявляемых международными структурами «изгоями») благодаря СМИ, тиражирующим единую ангажированную информацию и успешно формирующим образ врага.

Наверное, читателю вполне понятно, о чем ведется речь. Но где и когда проявились первые ростки развития мировой обстановки в данном формате? Да и по какой причине этот вариант апробируется, прежде всего, в ближневосточном ареале?

«Большие» регионы и перекройка географических границ (теория и практика)

В 2006 г., в период ливано-израильского военного столкновения, вошедшего в историю как «Июльская война», тогдашний президент США Джордж Буш обвинил Сирию в продолжающемся «на протяжении многих лет» спонсорстве Хизбаллы (Хезболлах), что поспособствовало обеспечению этой структуры «оружием иранского производства». Заявив же о неоднократном вызове иранским режимом международному сообществу своими «амбициями в области ядерного оружия и помощи террористическим группам», являющихся «угрозой всему Ближнему Востоку», глава Белого дома сообщил о вояже в регион Госсекретаря Кондолизы Райс. В ее обязанности включалось определение путей для противостояния «атакам террористических организаций и народам, поддерживающих их»(5).

В преддверии же своего визита, военные действия между Израилем и Ливаном К. Райс назвала «в некотором смысле родовыми схватками» к «рождению нового Ближнего Востока»(6). Так, мировому сообществу впервые было явлено определение «Новый Ближний Восток».

Тем же летом 2006 г. проявились «теоретические» контуры этого «нового» «старого» ареала (в печатной форме), да еще с формулировкой «Кровавые границы» (с подзаголовком «Как улучшить ситуацию на Ближнем Востоке»). Авторство принадлежало подполковнику в отставке армии США Ральфу Петерсу. В опубликованной на страницах «Armed Forces Journal» (издание, помещающее комментарии и идеи для американских военных и руководителей оборонной сферы)(7) статье речь, в частности, шла о «Свободном Курдистане», простирающемся от турецкого Диярбакыра через иранский Тебриз. Образование включало курдское население восточных провинций Турции, севера Ирака (с нефтеносным Киркуком) и Ирана. В идеале эта «независимая» территория становилась «самым прозападным государством между Болгарией и Японией». «Справедливое разграничение» Ближнего Востока Р. Петерс представлял через призму преобразования «трех суннитских провинций» Ирака в «усеченное государство», в конечном итоге могущим выбрать «объединение с Сирией», в свою очередь, «лишающейся своей береговой линии, ориентированной на средиземноморское побережье Большого Ливана». Данную перекройку границ аналитик окрестил как «возрождение Финикии». Шиитское же население юга Ирака на карте Р. Петерса образовывало «основу арабского шиитского государства, обрамляющего большую часть Персидского залива»(8).

Вот спрашивается, не здесь ли высвечиваются подводные нюансы протекающего сегодня на действительно ставшим кровавом Ближнем Востоке? Естественно, заинтересованными силами во главу угла тут поставлено достижение контроля энерго-ресурсов и маршрутов их доставки до потребителя. А вот прикрытием для затушевывания реальной причины могут быть внутри – или межрелигиозные противоречия, межнациональный конфликт. Не случайно, основная масса мирового общества винит в происходящем сегодня исключительно сторонников исламской религии.

Да, пусть исполнители парижского теракта, со слов свидетелей, «стреляли по толпе, крича “Аллах Акбар” (“Бог велик”)»(9), но не замминистра ли финансов США Дэвид Коэн признал, что подавляющее большинство жертв непотопляемого на сегодня «Исламского государства» (ИГ)- это приверженцы Ислама – «сунниты и шииты»?(10). И разве не мусульманское население внутри многих стран негромогласно ведут друг против друга «крестовую войну» (с эмблемой полумесяца), продолжая расширять масштабы гражданского противостояния? Причем противоборствующие силы взаимно объявляют находящимся по ту сторону баррикад Джихад, никак не иначе.

Что касается сирийского вектора, на поверхность заступает вопрос – где здесь проявляются интересы населения страны? Зато невооруженным глазом просматриваются столько нюансов, включая внешнюю управляемость ИГ, шагами сирийской оппозиции. На расстоянии вытянутой руки от чего – реальные беды сирийского и соседних народов: беженцы, бессмысленные жертвы, разрушения жилых домов.

Наверняка, многие за трагедией в Париже пропустили мимо особого внимания информацию о двойном теракте в Бейруте 12 ноября, в результате которого погибли 43 человека, получили ранения – 240(11). А разве прекратились кровопролитные бои в Йемене между хуситами и арабской коалицией? Согласно ряда источников, в срочной помощи, продуктах питания, воде и лекарствах нуждаются свыше 20 млн. йеменцев. Сотням тысяч детей грозит голод. Больницы г. Таиза из-за боев столкнулись с нехваткой медикаментов, даже самых базовых. Поставки лекарств нарушены. Из-за отсутствия медицинской помощи раненные и больные погибают(12).

Не только Ближний Восток, и не только высшие технологии

Уважаемый читатель, безусловно, может озвучить вполне уместный вопрос: а разве постсоветское пространство, например, или африканский континент оказались застрахованы от дестабилизации, причем рождаемой внезапно? Он также может заметить, что и военные действия в ряде случаев протекают в формате, идентичным «старым образцам» ведения войны. Конечно, это так, тем более что новое – иногда не очень хорошо забытое старое.

Наверняка, происхождение взрыва «цветных» революций на постсоветском пространстве особого раскрытия не требуют. Важнейший же нюанс тут в том, что причиной их рождения однозначно просматривается геополитическое столкновение мировых держав, идущее одновременно на нескольких географических полях.

В этом контексте кто-то уверенно декларирует, что за всем происходящим высвечиваются интересы государств, желающих ослабления России и Германии, как одного из государств, уверенно наступавшего пару лет назад на пятки лидирующим США, Великобритании и Китаю. Другие убеждены в заинтересованности гео-конкурентов не допустить создания единой Европы, могущей расширить континентальную нишу на мировой палитре. Третьи предполагают главнейшим взятие под курацию «черно-голубого» планетарного потенциала. Четвертые, пятые десятые… выдвигают собственные версии, на основе которых аналитики выводят тезис о противоборстве двух сложившихся осей, фактических аналогов Антанты и Тройственного союза: с одной стороны, США-большинство стран Европы-Израиль; с другой: Россия-Китай-Иран.

Так, в мае 2015 г. The Wall Street Journal назвал принятое Кремлем решение о поставке Тегерану зенитно-ракетных комплексов С-300 («несмотря на возражения США») «свидетельством возникновения новой угрозы мировому порядку и американской безопасности в лице усиливающихся региональных держав с авторитарными режимами». Издание проконстатировало, что Китай, Россия и Иран, «пользуясь американским отступлением, утверждают свое политическое и, возможно, в конечном счете, военное господство в их регионах». Эти страны преследуют цели «уменьшение влияния роли США, подчинение соседей их политической воле» и в перспективе – «ослабление глобального господства западных демократий, в особенности США». В частности, Иран, «скрепляя революционный пыл шиитского ислама с традиционным персидским империализма», стремится стать «доминирующей силой на Ближнем Востоке». Но, скорее, «наибольшей региональной угрозой является Китай – с его быстрым экономическим ростом и планами восстановить свое законное лидерство в Восточной Азии»(13).

В ракурсе американо-китайского соперничества можно вспомнить фиксируемую в последнее время напряженность в американо-китайских взаимоотношениях в векторе архипелага Спратли Южно-Китайского моря (оспаривается, помимо Китая, еще шестью азиатскими странами). Этот момент далеко не случаен, т. к. он вполне укладывается к контекст гео-конкуренции за позиции на «глобальном морском пространстве»: Северный Ледовитый, Тихий и Индийский океаны(14).

Непосредственно острова архипелага Спратли имеют значительный фон в аспекте присутствия в регионе, благо, согласно ряда источников, здесь наличиствуют немалые запасы все тех же нефти и газа. Так вот, летом нынешнего года китайские государственные СМИ подчеркнули, что «если окончательный подход» США состоит в вынуждении Пекина свернуть реализацию проекта по мелиорации в архипелаге, то война между странами в Южно-Китайском море «неизбежна»(15). Данному заявлению предшествовало растиражированное поручение главы Пентагона Эштона Картера изучить возможности наблюдательных полетов над островами американской авиации, а также отправки в этот район военных кораблей США(16).

Ну а в нынешнем сентябре КНР завершила строительство трехкилометрового аэродрома на островах, что позволяет Китаю осуществлять воздушное патрулирование в небе над этой территорией(17). Последовавшее озвучивание Вашингтоном намерения направить свои военные корабли вдоль архипелага привело к заявлению по линии МИД Китая о том, что Пекин никогда не позволит какой бы то ни было стране «во имя защиты свободы мореплавания или пролетов нарушать территориальные воды и воздушное пространство вокруг островов Спратли»(18).

Что касается американо-российского соперничества, оно явно проявляется в направлении Сирии, далеко не народ которого решает судьбу своего государства. За тридевять земель от Дамаска, в кабинетах мировых лидеров, обсуждается вопрос – отстранить от власти президента Сирии Башара Асада или «сохранить» его пребывание на посту на время, определяемое кем угодно, только не сирийцами.

В качестве подтверждения вышесказанного можно привести события последней недели. 18 ноября министр иностранных дел России Сергей Лавров высказал убежденность, что «первоочередными задачами» по Сирии являются «мобилизация широкого фронта для противостояния террористической угрозе, прежде всего со стороны ИГ, и одновременное продвижение политического процесса в Сирии». При этом он сослался на принятый по итогам встречи по Сирии (Вена, 14 ноября) документ, не зафиксировавший «договоренностей» о неучастии Б. Асада «в том или ином этапе политического процесса». Сославшись на «изменение позиции наших западных коллег», он выразил надежду на откладывание в сторону позиции, связывающей налаживание реальной борьбы с ИГ исключительно с ясностью в вопросе о судьбе Б. Асада. Также С. Лавров назвал неприемлемым выдвижение предварительных условий для объединения в борьбе против «Исламского государства», «которое, конечно, никакое не исламское»(19).

На следующий день президент США Барак Обама актуализировал необходимость определения для России и Ирана своей внешнеполитической деятельности в сирийском векторе: продолжить защищать режим Асада или вести линию на «спасение Сирийского государства» – посредством поддержки создания легитимного правительства. Важность данного выбора глава Белого дома обосновал невозможностью завершения гражданской войны в Сирии в случае сохранения власти в руках Б. Асада, ибо последний утерял возможность «вернуть собственную легитимность»(20).

Ну а арабский мир в этом раскладе – «проглядывается» как бы «между прочим», пусть это и звучит неправдоподобно. Элементарно, как заявил после выражения соболезнования французским депутатам в связи с терактами в Париже Б. Асад, «во Франции произошло то, «что творится в Сирии уже пять лет»(21).

Но реагирует ли мировое сообщество аналогично отношению к теракту в Париже на происходящее в Сирии и соседних странах?

Заключение

В рассмотренном контексте вполне очевидно, что на сегодня в мировом пространстве геополитическая борьба приняла новый размах. И ее отдельные детали действительно позволяют в определенной степени говорить о подступлении эры III МВ (если не ее проявлений в ряде случаев). Но в этом ракурсе невозможно не согласиться со мнением ряда экспертов, что формат данной фазы значительно отличается от всего того, что нам известно в отношении двух предшествующих мировых войн. Тонкость, однако, в том, что если даже на переживаемом историческом этапе «панорамные» военные действия с прямым соприкосновением сотен тысяч людей и масс военной техники уже не актуальны, пострезультаты некоторых геополитических столкновений между странами-конкурентами несут не менее значимый итог, нежели знаменатель, следовавший за каким-то важнейшим сражений времен I или II Мировой войны.

Правда, для признания факта заступления на поверхность земли III МВ не по «частям» (следуя терминологии Папы Франциска), а вкупе, так сказать, должны фиксироваться полыхания «военных» пожаров в различных регионах планеты одновременно. На сегодня же и сейчас эти пожары следуют друг за другом, аккуратно передавая эстафетную палочку от одного континента другому. Но даже беглый анализ происходящей на наших глазах канвы в мировом масштабе отчетливо свидетельствует, что для «загорания» планеты в единый миг созданы, к сожалению, все условия.

В данном апсекте усматривается некоторая параллель с событиями, предшествовавшими I МВ. Тогда, в 1914 г., произошло т. н. «Сараевское убийство»: был застрелен эрцгерцог, наследник австро-венгерского престола Франц Фердинанд. Совершивший же теракт сербский гимназист Гаврила Принцип являлся членом террористической группировки. Внешне, естественно, фигурировала политическая канва убийства, а именно реализация лозунга об отделении южно-славянских территорий от Австро-Венгрии, с последующим присоединением к «Великой Сербии». В историю же эта акция вошла как «повод для начала Первой мировой войны», хотя движущими силами начавшихся военных действий являлись геополитические мотивы.

Без сомнений, тогдашняя террористическая организация – не чета нынешним структурам с их многотысячным составом. но факт остается фактом – именно террорист осуществил выстрел, всколыхнувший не только Европу, но и весь мир. Так что мешает заинтересованным силам провести в час Х аналогичную комбинацию в нынешних условиях? Поводом же может оказаться любой момент, в рамках битвы не на жизнь, а на смерть за владение рычагами управления по

добыче и «движению» энерго-ресурсов. А вот безпроблемным прикрытием для затушевывания реальной причины общемирового обострения ситуации могут стать внутри – или межрелигиозные противоречия, межнациональный конфликт. К сожалению, в этом раскладе под «дамокловым мечом» последующих обвинений в провоцировании конфликта оказывается мусульманское население планеты.

———————————————

1.Король Иордании о беженцах, ИГИЛ и о роли России в решении сирийского вопроса

http://ru.euronews.com/2015/11/11/exclusive-king-a...

2.Боль Папы Франциска о терактах в Париже: атакован мир всего человечества

http://ru.radiovaticana.va/news/2015/11/14/%D0%B1%...

3.Pope Francis warns on ‘piecemeal World War III’

http://www.bbc.com/news/world-europe-29190890

4.John Schindler. Запись на страничке в Твиттере от 20 мая 2015 г.

Said a senior NATO (non-US) GOFO to me today: "We'll probably be at war this summer. If we're lucky it won't be nuclear." Let that sink in.

— John Schindler (@20committee) May 20, 2015

5.President’s Radio Address

http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/re...

6.Secretary Rice Holds a News Conference

http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/artic...

7.Armed Forces Journal

http://www.armedforcesjournal.com/about-us/

8.Ralph Peters. Blood borders

http://www.armedforcesjournal.com/blood-borders/

9.http://ru.euronews.com/2015/11/14/they-shot-right-into-the-crowd-shouting-allah-akbar/

10.Remarks of Under Secretary for Terrorism and Financial Intelligence David S. Cohen at The Carnegie Endowment For International Peace, “Attacking ISIL’s Financial Foundation”

http://www.treasury.gov/press-center/press-release...

11.В Бейруте хоронят жертв теракта

http://ru.euronews.com/2015/11/13/funerals-begin-i...

12.Йемен: гуманитарная катастрофа неизбежна

http://ru.euronews.com/2015/11/13/fears-of-a-human...

13.Rise of the Regional Hegemons

http://www.wsj.com/articles/rise-of-the-regional-h...

14.Han Xudong. As possibility of third world war exists, China needs to be prepared

http://en.people.cn/n/2014/0916/c90000-8782955.htm...

15.Война между Китаем и США неизбежна

http://3wwar.ru/voyna-mezhdu-kitaem-i-ssha-neizbez...

16.Пентагон предложил отправить флот и авиацию к оспариваемым КНР островам

http://www.rbc.ru/politics/13/05/2015/5552c0409a79...

17.Китай завершил строительство первого аэродрома на спорных островах Спратли

http://zn.ua/WORLD/kitay-zavershil-stroitelstvo-pe...

18.Китай обвинил США в поигрывании мускулами в Азии

http://www.bbc.com/russian/international/2015/10/1...

19.Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова

http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publ...

20.Obama: Russia Can Choose Assad or Legitimate Syrian Gov’t

http://hosted.ap.org/dynamic/stories/A/AS_OBAMA_SY...

21.Асад: Франция пережила то, что творится в Сирии уже 5 лет

ria.ru

Автор:Теймур Атаев

IslamnNews