Коллективный намаз между колоннами или с социальной дистанцией

Коллективный намаз между колоннами или с социальной дистанцией

Что касается совершения коллективного-джамаат намаза между колоннами, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил совершать джамаат намаз между ними, и большинство обладателей знания поняли этот запрет как нежелательность (макрух). Таким образом, если это не вызовет смуту, то, хвала Аллаху, пускай люди не молятся коллективный намаз между колоннами. Потому что Анас передаёт, что сподвижники во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) запрещали джаммат намаз между колоннами. В некоторых недостоверных версиях этих хадисов из «Муснада» имама Ахмада пришло, что некоторых сподвижников даже выгоняли за это. 

Если по этой причине будет происходить смута, вред для ахли-Сунны и вред для молодёжи, то нет проблем в совершении коллективного намаза между колоннами, дабы избавиться от этой смуты и вреда. Ведь нет сомнений, что эта религия построена на взвешенности между пользой и вредом. Эта религия побуждает ко всему, в чем есть польза, и отталкивает все, в чем есть вред. Поэтому нет проблем иногда оставлять некоторые желательные деяния (мустахаб) и совершать некоторые нежелательные деяния (макрух) для того, чтобы смягчить сердца людей и наставить их. Ведь мы не ограничимся этим, а будем призывать и обучать людей, и проявлять терпение. 

Социальная дистанция во время намаза является новшеством-бидаатом. О дистанции друг от друга в два метра между молящимися во время пятничного и коллективного намазов

Люди говорили, что правители в некоторых мусульманских странах закрыли мечети, а когда их открывали, то обязали молящихся соблюдать дистанцию друг от друга на расстоянии двух метров. Власти оправдывали это тем, что если человек болен, то он имеет шариатское оправдание (узр), как, например, больной может совершать намаз сидя. Отталкиваясь от этого, они провели аналогию и сказали, что допустимо молящемуся находиться на расстоянии двух метров от другого молящегося, даже если он не болен, но опасается заболеть. Люди спрашивают: могут ли правители обязать молящихся держать друг от друга дистанцию во время намаза? Является ли соблюдение дистанции бидаатом, за который правители обретают грех?

Ответ: Дистанцирование во время намаза является бидаатом, за который правители получат грех, если будут заставлять людей делать это. Объяснение этому следующее:

Во-первых,  «Бидаат — это противоречие приказу Законодателя, который имеет свой порядок (метод) выполнения. Слово «бидаат» в лексическом значении означает следующее: «Нововведенец — это тот, кто привносит что-либо новое, не имеющее аналога … Выражение « أَبْعَدْتُ الشَّيْءَ » означает «я изобрёл вещь, у которой нет подобия» (толковый словарь «Лисан аль-Араб»). В терминологическом значении слово «бидаат» не отличается от лексического значения, т.е. существует определённый образ выполнения того или иного действия от Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), но мусульманин поступает по-своему. Именно подобное действие мусульманина и будет расцениваться как противоречие установленному шариатскому порядку (методу) в выполнении приказа Законодателя. На это значение указывает хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха):

وَمَنْ عَمِلَ عَمَلًا لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ «Если кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно отвергнуто» (Бухари, Муслим).

Например, если человек в своём намазе вместо предписанных двух земных поклонов совершит три, тот он совершит бидаат; кто во время бросания камешков в Джамараты вместо предписанных семи камешков бросит восемь, тот совершит бидаат; тот, кто добавит или убавит из азана какие-либо слова, тот совершит бидаат. Причина этого заключается в том, что человек поступил вразрез с действиями/предписаниями Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха).

Что касается противоречия приказу Законодателя, который не имеет порядка выполнения, то подобное имеет место в некоторых шариатских законах, поэтому о таком противоречии говорят либо харам, либо макрух … но при условии, что противоречие связано с разделом хитаб ут-таклиф (обращение Законодателя, разъясняющее положения хукмов). Если же противоречие приказу Законодателя связано с разделом хитаб уль-вадъ (обращение Законодателя, которое связано с поступками людей в виде положений), тогда будут использоваться термины «батыль» (недействительный в основе), «фасид» (испорченный) и т.д. Здесь всё зависит от самой карины в приказе. Например, передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая описала намаз Посланника (мир ему и благословения Аллаха) следующим образом:

وَكَانَ إِذَا رَفَعَ رَأْسَهُ مِنَ الرُّكُوعِ لَمْ يَسْجُدْ حَتَّى يَسْتَوِيَ قَائِماً وَكَانَ إِذَا رَفَعَ رَأْسَهُ مِنَ السَّجْدَةِ لَمْ يَسْجُدْ حَتَّى يَسْتَوِيَ جَالِسًا

«… Поднимая голову после поясного поклона, он не совершал земной поклон, пока не выпрямлялся полностью, а поднимая голову после первого земного поклона, он не совершал второй, пока не усаживался как следует …» (Муслим).

В этом хадисе мы видим, как Посланник (мир ему и благословения Аллаха) пояснил своими действиями, что мусульманину после поясного поклона следует сначала полностью выпрямиться, и только затем идти на первый земной поклон, после которого не совершать второй земной поклон, пока не сядет как следует. Таков предписанный порядок совершения намаза, и кто будет противоречить ему, тот совершит бидаат. Следовательно, если молящийся, поднимаясь с поясного поклона, не выпрямится полностью, а сразу уйдёт в земной поклон, то совершит бидаат. Причина этого заключается в том, что он совершил действия, которые противоречат тому, что продемонстрировал Посланник (мир ему и благословения Аллаха).

Другой пример — хадис Убады ибн ас-Самита:

إِنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهِ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَنْهَى عَنْ بَيْعِ الذَّهَبِ بِالذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ بِالْفِضَّةِ وَالْبُرِّ بِالْبُرِّ وَالشَّعِيرِ بِالشَّعِيرِ وَالتَّمْرِ بِالتَّمْرِ وَالْمِلْحِ بِالْمِلْحِ إِلَّا سَوَاءً بِسَوَاءٍ عَيْنًا بِعَيْنٍ فَمَنْ زَادَ أَوِ ازْدَادَ فَقَدْ أَرْبَى

«Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запретил обменивать золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики и соль на соль, если только их обмен не будет происходить в равном количестве, с расчётом на месте. Ну а кто добавит или возьмёт сверх этого, тот совершит ростовщичество (риба)» (Муслим).

Если мусульманин в своих действиях будет противоречить этому хадису, т.е. будет обменивать золото на золото с надбавкой, а не в равном количестве, то не говорится, что он совершил бидаат. В подобном случае следует сказать, что он совершил харам, т.е. совершил ростовщичество (риба).

Подводя итоги: противоречие порядку (методу), который разъяснил Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), будет расцениваться как бидаат. Противоречие приказу Посланника (мир ему и благословения Аллаха), который пришёл в абсолютной форме (мутлак) и без разъяснения порядка выполнения, будет расцениваться либо харамом, либо макрухом … либо батылем, либо фасидом и т.д. Всё будет зависеть от самого доказательства …».

Во-вторых, если власти мусульманских стран заставляют мусульман соблюдать дистанцию во время пятничного и коллективного намазов из-за страха заражения, даже тогда, когда нет симптомов болезни, то они получают за это большой грех, ведь дистанция в намазе является бидаатом. Причина этого заключается в том, что такое дистанцирование противоречит тому, как должны выглядеть ряды молящихся по Шариату. Как должны выглядеть ряды молящихся, было разъяснено Посланником (мир ему и благословения Аллаха) в следующих хадисах:

— Передал Абу Суляйман Малик ибн аль-Хувайриси:

أَتَيْنَا النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَنَحْنُ شَبَبَةٌ مُتَقَارِبُون فَأَقَمْنَا عِنْدَهُ عِشْرِينَ لَيْلَةً وَكَانَ رَسُولُ اللَّهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَحِيمًا رَفِيقًا فَظَنَّ أَنَّا قَدِ اشْتَقْنَا أَهْلَنَا فَسَأَلَنَا عَمَّنْ تَرَكْنَا مِنْ أَهْلِنَا فَأَخْبَرْنَاهُ فَقَالَ ارْجِعُوا إِلَى أَهْلِيكُمْ فَعَلِّمُوهُمْ وَمُرُوهُمْ وَصَلُّوا كَمَا رَأَيْتُمُونِي أُصَلِّي وَإِذَا حَضَرَتِ الصَّلَاةُ فَلْيُؤَذِّنْ لَكُمْ أَحَدُكُمْ ثُمَّ لِيَؤُمَّكُمْ أَكْبَرُكُمْ

« (Было время, когда мы ещё будучи) молодыми, одного возраста и из одного племени, пришли к Пророку (мир ему и благословения Аллаха) и прожили у него двадцать дней. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) был добр и мягок с нами; решив же, что мы стали тосковать по своим семьям, он (мир ему и благословения Аллаха) спросил нас о том, кто остался у нас дома, и мы рассказали ему об этом. После чего он (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Возвращайтесь к своим семьям, живите с ними, учите их религии и велите им делать благое. Совершайте намаз так же, как вы видели меня при его совершении, а когда настанет время намаза, пусть один из вас провозгласит азан, а старший среди вас встанет имамом» (Бухари).

— Передал Анас ибн Малик:

أُقِيمَتِ الصَّلَاةُ فَأَقْبَلَ عَلَيْنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِوَجْهِهِ فَقَالَ أَقِيمُوا صُفُوفَكُمْ وَتَرَاصُّوا فَإِنِّي أَرَاكُمْ مِنْ وَرَاءِ ظَهْرِي

«(Как-то раз, уже) после возглашения икамы, Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) повернулся к нам и сказал: «Выравнивайте ваши ряды и стойте вплотную друг к другу, ибо я вижу (что делаете) вы у меня за спиной!» (Бухари).

— Передал Нуман ибн Башир:

كَانَ رَسُولُ اللَّهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُسَوِّي صُفُوفَنَا حَتَّى كَأَنَّمَا يُسَوِّي بِهَا الْقِدَاحَ حَتَّى رَأَى أَنَّا قَدْ عَقَلْنَا عَنْهُ ثُمَّ خَرَجَ يَوْمًا فَقَامَ حَتَّى كَادَ يُكَبِّرُ فَرَأَى رَجُلًا بَادِيًا صَدْرُهُ مِنَ الصَّفِّ فَقَالَ عِبَادَ اللَّهُ لَتُسَوُّنَّ صُفُوفَكُمْ أَوْ لَيُخَالِفَنَّ اللَّهُ بَيْنَ وُجُوهِكُمْ

«Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) всегда выравнивал наши ряды так тщательно, словно собирался проверять по ним прямоту стрел, и он делал это до тех пор, пока не убеждался, что мы поняли, чего он (от нас добивается). В один из дней он вышел к людям, встал (на своё место) и уже был готов сказать такбир, но, увидев, что грудь одного из присутствовавших выступает вперёд, сказал: «Рабы Аллаха, вы непременно должны выравнивать свои ряды, а иначе Аллах обязательно изменит ваши лица» (Муслим).

— Передал Джабир ибн Самура: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал:

أَلَا تَصُفُّونَ كَمَا تَصُفُّ الْمَلَائِكَةُ عِنْدَ رَبِّهَا فَقُلْنَا يَا رَسُولَ اللَّهِ وَكَيْفَ تَصُفُّ الْمَلَائِكَةُ عِنْدَ رَبِّهَا قَالَ يُتِمُّونَ الصُّفُوفَ الْأُوَلَ وَيَتَرَاصُّونَ فِي الصَّفِّ

«Почему вы не выстраиваетесь в ряды так, как делают это ангелы пред своим Господом?» . Мы спросили: «О Посланник Аллаха, а как ангелы выстраиваются пред своим Господом?». На что он (с.а.с.) сказал: «Они заполняют первые ряды и стоят вплотную друг к другу» (Муслим).

— Передал Абдуллах ибн Амр, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал:

مَنْ وَصَلَ صَفًّا وَصَلَهُ اللَّهُ وَمَنْ قَطَعَ صَفًّا قَطَعَهُ اللَّهُ

«Того, кто соединит ряд, Аллах вознаградит, а с тем, кто разорвёт ряд, Аллах разорвёт» (аль-Хаким, сказав, что хадис соответствует условиям Муслима).

— Передал Абдуллах ибн Умар, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал:

أَقِيمُوا الصُّفُوفَ فَإِنَّمَا تَصُفُّونَ بِصُفُوفِ الْمَلَائِكَةِ وَحَاذُوا بَيْنَ الْمَنَاكِبِ وَسُدُّوا الْخَلَلَ وَلِينُوا فِي أَيْدِي إِخْوَانِكُمْ وَلَا تَذَرُوا فُرُجَاتٍ لِلشَّيْطَانِ وَمَنْ وَصَلَ صَفًّا وَصَلَهُ اللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى وَمَنْ قَطَعَ صَفًّا قَطَعَهُ اللَّهُ

«Выравнивайте ряды так, как это делают ангелы, стойте плечом к плечу и заполняйте пустые места. Будьте мягкими к вашим братьям и не оставляйте промежутков для шайтана! Того, кто соединит ряд, Аллах вознаградит, а с тем, кто разорвёт ряд, Аллах разорвёт » (Ахмад).

Так выглядит полное объяснение Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) о порядке совершения коллективного намаза. И его (мир ему и благословения Аллаха) сподвижники придерживались этого. Вывел Имам Малик в своей книге «Муватта» и аль-Байхакый в «Ас-Сунан аль-Кубра», что Умар ибн аль-Хаттаб «приказывал выравнивать ряды, а после того, как к нему подходили и сообщали, что ряды выровнены, он произносил такбир» .

В-третьих, не говорится, что инфекционное заболевание является шариатским оправданием (узром), которое дозволяет дистанцироваться в намазе . Причина этого заключается в том, что инфекционное заболевание является шариатским оправданием (узром) для того, чтобы не ходить в мечеть, а не оправданием, чтобы дистанцироваться в намазе. Ведь во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) так же были инфекционные заболевания (чума), и нет от него (мир ему и благословения Аллаха) сообщений о том, что больной чумой ходил в мечеть и дистанцировался от другого молящегося в намазе на два метра. Напротив, больной человек имеет шариатский узр (оправдание) для того, чтобы совершать намаз дома. Что касается лечения людей в том регионе, где распространилась болезнь, то оно должно происходить на бесплатной основе и под опекой государства, при этом не должно быть смешивания больных людей со здоровыми. Передал Усама ибн Зайд: «Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал:

اَلطَّاعُونُ آيَةُ الرِّجْزِ ابْتَلَى اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ بِهِ نَاسًا مِنْ عِبَادِهِ فَإِذَا سَمِعْتُمْ بِهِ فَلَا تَدْخُلُوا عَلَيْهِ وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلَا تَفِرُّوا مِنْهُ

«Чума — это один из признаков наказания, посредством которого Аллах поражает людей из числа Своих рабов. Если вы услышали, что чума распространилась в какой-то земле, то не входите туда, а если она вспыхнула там, где вы находитесь, то не покидайте эту землю, пытаясь убежать от неё » (Муслим).

То есть, люди, больные инфекционным заболеванием, не смешиваются со здоровыми и получают полноценное лечение. Что касается здорового человека, то он, как и прежде, продолжает ходить в мечеть, совершать пятничные и коллективные намазы, как и в обычное время, без какого-либо дистанцирования.

В-четвёртых, не говорится, что дистанцирование в намазе во время эпидемии можно сравнить с рухсой (разрешением) совершать намаз сидя во время болезни . Причина этого заключается в том, что здесь нет шариатского иллята, ведь возможность совершать намаз сидя во время болезни является рухсой от Аллаха из-за болезни, а болезнь — это шариатский узр. Узр считается сабабом (причиной), но никак не иллятом. Шариат не заложил в узре иллята, а сделал для каждого хукма свой узр. Узр не является чем-то общим (амм), чтобы сказать, что он относится к каждому хукму. Поскольку узр — не разъяснительное описание (васф муфхим) для причинности (ваджху аль-иллиййя), то на его (узра) основе кыяс не делается. Другими словами, сабаб — это частный случай, который не затрагивает другие вещи, а значит, на его основе кыяс недопустим. Это в корне отличается от иллята, поскольку иллят не бывает частным (хасс) для определённого хукма, напротив, он затрагивает и другие вещи, а значит, на его основе можно делать кыяс. Отсюда становится ясным, что то, что пришло в обрядах поклонения в качестве сабаба, а не иллята, делает их порядок совершения установленным (таукифий), а значит, они не содержат в себе иллята и на их основе не делается кыяс. Причина этого заключается в том, что частный сабаб ограничивается только тем хукмом, для которого он пришёл.

В-пятых, рухса — это одним из хукмов хитаб уль-вад , которое — не что иное, как обращением Законодателя, связанное с поступками людей в виде положений. Следовательно, пока рухса является обращением Законодателя, то должно быть и шариатское доказательство, указывающее на неё (рухсу). Например, дозволенность больному совершать намаз сидя. Передал Имран ибн Хусайн:

كَانَتْ بِي بَوَاسِيرُ فَسَأَلْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ الصَّلَاةِ فَقَالَ صَلِّ قَائِمًا فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَقَاعِدًا فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَعَلَى جَنْبٍ

«У меня был геморрой, и я спросил Пророка (мир ему и благословения Аллаха) о том, как совершать намаз (в таком положении). На что он (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Совершай намаз стоя, но если ты не в состоянии сделать это, то совершай сидя. Если ты не в состоянии сделать даже это, то совершай его лёжа на боку» (Бухари).

Именно это и является рухсой, т.е. узром, на который указало шариатское доказательство. Таким образом, всё, на что указано в доказательствах как узр для определённого хукма, будет считаться узром по Шариату. А то, на что нет доказательства, не имеет никакой ценности и не будет считаться узром. Исходя из изложенного: раз нет никаких шариатских доказательств на то, что больной должен дистанцироваться в намазе от другого человека на метр или два, следовательно, у такого утверждения нет шариатской ценности, а значит, оно будет неверным. А как быть, если человек здоров, а лишь ожидается, что он может заболеть?

В-шестых, подводя итоги всему сказанному:

1) Внесение изменений в порядок (метод) совершения намаза, который был разъяснён Посланником (мир ему и благословения Аллаха), будет считаться бидаатом. Шариатский хукм заключается в том, что здоровые люди, как и обычно, ходит в мечеть и встают в плотные ряды без какого-либо дистанцирования, а больные инфекционным заболеванием не ходят в мечеть и не заражают других.

2) Если государство закрывает мечеть, запрещает здоровым посещать мечеть для совершения пятничного и коллективного намазов, то большой грех ложится на государство, поскольку именно оно приостановило проведение пятничного и коллективного намазов. Мечети должны продолжать оставаться открытыми для людей, как об этом разъяснил Посланник (мир ему и благословения Аллаха).

3) Аналогичным образом, если государство запрещает совершать намаз в соответствии с порядком, установленным Посланником (мир ему и благословения Аллаха), обязывает дистанцироваться друг от друга на метр или два из-за страха перед инфекцией, особенно когда нет никаких проявлений болезни, то на него так же ложится большой грех.

Вот таков шариатский хукм в этом вопросе. Но Аллах знает лучше! Просим Аллаха, чтобы он направил всех мусульман к более правильному, чтобы мы поклонялись Ему так, как Он приказал, чтобы мы придерживались приказов и запретов Посланника (мир ему и благословения Аллаха), чтобы правили Шариатом без каких-либо отклонений. Ведь во всём этом есть благо и победа с дозволения Всевышнего. Ничто на небесах и на земле не способно ослабить Аллаха, ведь Он — Знающий, Всемогущий.