Когда нужно говорить эмоционально?

Когда нужно говорить эмоционально?

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:

Сказано: احمرَّتْ عَيناهُ ، وعلَا صَوتُهُ ، واشتدَّ غضبُهُ

«Краснели его глаза, повышался его голос [Пророк (ﷺ) повышал голос, громко говорил] и условия его гнев».

Это указывает на то, что хутба — это увещевание (ва'з), напоминание, призванное затронуть сердце. Это не просто урок, есть отличие между уроком и увещеванием, хутбой. Это важно, потому что некоторые из тех, которые произносят хутбу (хатибы), проводят хутбу так, как будто бы они просто беседуют или проводят какой-то урок, — говорят медленно, спокойно, без каких-то эмоций, без какого-то волнения. Это ошибка, потому что у хутбы другое предназначение — она должна захватить внимание людей, дать им напоминание, сильное увещевание и поэтому произносится с силой, с повышением голоса.

Слова Пророка (ﷺ):

بُعِثتُ أَنا والسَّاعةُ كَهاتَينِ . وقرَنَ بينَ إصبعَيهِ الوسطَى والَّتي تليها صبَّحَتْكُم السَّاعةُ أو مسَّتْكُم

«То время, когда я отправлен, и Судный час как эти два».

И Пророк (ﷺ) соединил два пальца — указательный и средний — и показал, как близок Судный час ко времени прихода Пророка (ﷺ) в этот мир, его пророчества.

Это указывает на близость Судного часа. Если Пророк (ﷺ) произнёс эти слова 1400 лет назад, то тем более сегодня Судный час близок.

И говорил в своей хутбе:

أَمَّا بَعْدُ /Амма ба'д/ «А затем...»

Эти слова Пророк (ﷺ) произносил не только в пятничных хутбах, но и в остальных тоже. У имама аль-Бухари даже есть глава, посвящённая словам «амма ба'д».

فإنَّ خَيْرَ الحَديثِ كِتَابُ اللهِ

«Поистине, лучший рассказ (хадис) — это Книга Аллаха». Хадис передал Муслим (867).

Пророк (ﷺ) говорил это каждый раз во время хутбы, т. е. он формировал у сподвижников этот принцип, методологию предшественников (аль-манхаджу с-саляфи), что лучше слово, рассказ — это Книга Аллаха. Аллах ниспослал это Писание — Коран — и назвал его словом «хадис».

Хадис — это рассказ, а ещё нечто новое. Почему? Во-первых, потому что Аллах (пречист Он и возвышен) произносил Коран и Джибриль слышал его от Аллаха (пречист Он и возвышен) и нисходил с ним к Пророку (ﷺ). Это новая речь Аллаха (пречист Он и возвышен). Во-вторых, потому что Коран обновляет в сердцах веру.

«Лучшие слова — это Книга Аллаха». Зачем же тогда мы меняем то, что лучше, на то, что хуже и ниже? Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:

أَتَسْتَبْدِلُونَ الَّذِي هُوَ أَدْنَى بِالَّذِي هُوَ خَيْرٌ

«Неужели вы меняете то, что лучше, на то, что ниже?» (Коран, сура «Корова», 2:61).

Зачем мы в наших проповедях больше опираемся на наши слова, чем на Коран и Сунну?

Убеждение, что надо как-то изощряться, подбирать какие-то изощрённые выражения, разукрашивать свою речь, — эта вещь у хатибов от шайтана. Хутба говорится эмоционально, проникновенно, но в своей основе это Книга Аллаха, Сунна Пророка (ﷺ) и что-то из каких-то слов, которые разъясняют эти аяты и хадисы.