Когда человек забывает о собственной душе

Хвала Аллаху Господу миров!
Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:
«К скверным последствиям грехов относится и то, что из-за них Аллах предаёт забвению и оставляет Своего раба и предоставляет его его собственной душе и шайтану. А это погибель, от которой нет спасения.
Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа смотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха, и Он заставил их забыть самих себя. Они — нечестивцы» (сура 59 «Сбор», аяты 18-19).
Он повелел бояться Его и запретил Своим верующим рабам уподобляться тем, кто забыл Его, отказавшись от богобоязненности. И Он сообщил, что Он наказывает того, кто отказывается от богобоязненности, заставляя его забыть самого себя, то есть забыть о том, в чём благо для него, что спасает его от кары Господа и несёт ему жизнь вечную с её совершенным блаженством, радостью и наслаждениями.
Аллах заставляет его забыть всё это в качестве воздаяния за то, что он забыл о Его величии, о страхе перед Ним и исполнении Его велений. И мы видим, что ослушник не заботится о собственном благе и упускает его. Сердце его не вспоминает об этом, и он следует своим страстям и остаётся ни с чем, упуская блага мира этого и мира вечного, лишаясь вечного счастья в обмен на ничтожнейшее удовольствие, подобное летнему облачку или быстро исчезающей тени. Сны пустые иль тень, что исчезнет... На подобный обман никогда не поддастся разумный...
Это величайшее наказание — когда Аллах заставляет Своего раба забыть самого себя и пренебречь собственной душой, так что он лишает её удела и доли от Аллаха и продаёт всё это за то, что того не стоит, за унижение, за ничтожнейшую цену. Он сознательно теряет Того, без Кого не может обойтись и Кто незаменим, променяв Его на то, без чего вполне можно обойтись и что легко заменяемо. Всё, что ты потерял, возместить возможно, и только Аллаха тебе никто не заменит. Аллах заменяет Собой всё иное, но ничто не способно заменить Его, и Он избавляет от потребности во всём, но ничто не способно избавить от потребности в Нём. Он защищает от всего, но никто не защитит от Него, и оберегает от всего, но никто не убережёт от Него.
Как же может человек не нуждаться в покорности Тому, Чьё положение таково, хотя бы мгновение ока? И как может он забывать о поминании Его и не исполнять Его веления так, что Он в конце концов заставляет его забыть самого себя, в результате чего он теряет свою душу, притесняя её величайшим притеснением? Поступая так, раб Аллаха поступает несправедливо не по отношению к своему Господу, а по отношению к самому себе. И Господь не поступает с ним несправедливо - это он притесняет самого себя».
«Ад-да’ ва ад-дава’»; «Избранное», 3/202-204