Кишлачные пробираются в верхние эшелоны власти

По мнению таджикских ученых в Таджикистане проявилась тенденция захвата "высоких правительственных должностей со стороны малообразованных сельских жителей. По данным ученых, именно, эта прослойка составляет значительную часть персонала госаппарата, как в центре, так и на местах. "Этот персонал очень далек от восприятия современных интеллектуальных ценностей».
В своей статье в CABAR Зухра Мадаминджанова, этнополитик, кандидат исторических наук проанализировала последствия процессов рурализации или наступления села в Таджикистане.
По данным ученого, городская культура таджиков насчитывает более тысячи лет. Был период, когда основную часть населения в городах Ферганской, Зеравшанской, Пянджско-Амударьинских долин, в Бадахшане, Хорасане, Пенджабе составляли таджики.
"Подавляющее большинство мударрисов, ремесленников, торговцев духовной (религиозной) элиты состояли из лиц, принадлежавших к таджикскому этносу. Основная часть сотрудников правительств и чиновничьего аппарата состояла из таджиков. Главным языком бизнеса, делопроизводства и торговли был таджикский, судебные дела велись на таджикском языке. На всем протяжении азиатской части Великого Шелкового Пути ведущим языком межнационального общения был таджикский язык. Пространственно господство этого языка протягивалось от Хорасана до Хотана и Бенгалии, от южных оконечностей Индийского полуострова до южных границ Кыпчакской степи. И важно отметить, что на всех этих пространствах среди многочисленных этносов самым урбанизированным был таджикский этнос", - пишет она.
Однако процесс национально-государственного размежевания времен начала СССР привел к тому, что таджикам достались лишь часть оконечностей обширной территории, которая характеризовалась высоким уровнем гористости и глубокой пересеченностью ландшафтов.
Эти территории, т.е. горные оконечности "таджикского мира" оказались самыми неурбанизированными, изолированными наглухо от внешнего мира высочайшими горными хребтами. На базе этих территорий и была создана Таджикская АССР в составе Узбекистана в 1924 г. Все древние таджикские города (за исключением Ходжента) оказались в пределах других стран.
Индустриализация в последние годы Советской власти положительно сказалась на Таджикистане, когда увеличилось количество малых городов, произошло увеличение притока населения в города, создавалась и развивалась городская культура в больших и малых городах. Однако, в целом, большинство населения страны продолжает проживать в сельской местности.
Постоянное население Республики Таджикистан по оценкам Государственного комитета статистики Таджикистана на 1 января 2014 года составило 8 млн. 161 тыс. человек, в том числе, 2 млн. 170,9 тыс. городское население, 5 млн. 990,2 тыс. сельское население.
На протяжении последних лет доля сельского населения стабильно остается на уровне 73,6 %, городского - 26,4%.
Ученый отмечает, что распад СССР и получение независимости страной сопровождались в Таджикистане гражданской войной (1992-1997г.г), что привело к массовому оттоку городских жителей, большинство которых составляло русскоязычное население. В 1989 году в республике проживало 388,5 тысяч русских, перепись населения в 2010 году показала, что их в стране осталось 34, 8 тысяч человек. Однако их место не опустело, а было замещено сельским населением титульной нации.
Миграция сельского населения в города резко возросла в поствоенные годы, чему способствовали бедность, безработица, несоответствующее образование в сельских школах. Оседание сельского населения происходило в крупных городах, в частности в Душанбе, Худжанде, Курган-Тюбе, Кулябе.
Однако, обычная для других городов мира система урбанизации, когда сельский образ жизни меняется под воздействием городской культуры, не сработала в Таджикистане. С развитием внутренней миграции в городах наблюдается процесс «рурализации», это когда через сельчан происходит воздействие сельской традиционной культуры на городское сообщество. Такая тенденция наблюдается почти во всех крупных городах Таджикистана.
Ломаются прототипы городской культуры, меняется образ жизни городского жителя.
"Рурализация", или наступление села, со всеми его отрицательными последствиями, сводится к снижению удельного веса сельского населения в общей его численности. Она находит выражение в распространении сельского образа жизни, сельского мышления и сельского поведения, в постепенном отказе от городских ценностей.
Столица теряет городскую культуру
Современная городская культура, например, столицы, города Душанбе, складывалась на протяжении многих десятилетий. Основной тенденцией развития Душанбе в последнее время стало увеличение удельного веса городского населения за счет внутренних мигрантов–сельчан. Город Душанбе представляет собой специфическое образование не только в системе расселения, но и в системе общественных отношений. Отток большого количества городских жителей (в основном, русскоязычных) в 90-х годах привел к замещению их сельским населением, не готовым воспринимать чуждую для них, городскую культуру, и они привнесли в город собственные поведенческие модели.
Сложилась городская культура, которая претерпевает особые трудности в восприятии ее мигрантами сельчанами. Им не понятны правила проживания в больших густонаселенных кварталах, домах, им чужды правила санитарии, они не могут разговаривать тихо, они не умеют правильно переходить автострады и ездить в общественном транспорте.
В своем поведении они проявляют коллективное мышление. Сельчане-горожане пристраивают город к своим условиям жизни. Они «усовершенствую» свой быт в городе, стирают ковры и паласы во дворах или возле открытых водоемов, строят «дегдоны» и «тандуры» - печи для выпекания хлеба, вырубают деревья для этих нужд. Ранее зеленные, цветущие палисадники во дворах многоэтажек превратились в пустоты.
Сельчане –мигранты не привыкли отвечать за свои подъезды, участки около них, не видя необходимости поддерживать порядок в местах общего пользования, либо, наоборот, присваивают эти земли, огораживая их. Хотим мы этого, или не хотим, этот процесс является вполне объективным, но этим процессом необходимо управлять.
Попытки городских властей изменить поведенческие модели сельчан не приносят особого успеха. Для того, чтобы это произошло необходимы более активные усилия.
Традиционное сельское общество в Таджикистане сохраняет свои позиции, несмотря на процессы модернизации, урбанизации, которые характерны не только для далекого и недалекого прошлого, но и для современных условий.
Ученый обозначила основные проблемы и пути их решения:
1. В Таджикистане, который проходит путь демократизации политической системы (централизованное государство, президент, парламент, многопартийность, всеобщие выборы), наблюдается очень слабая политическая культура общества, которая в целом задерживает продвижение урбанизации населения Таджикистана. Ее созданию не способствует ни уровень образования и воспитания в общеобразовательных школах и детских садах, ни общая политика государственных СМИ, телевидения и радио.
2. Слабый рынок труда и услуг в селах и районах, перманентные экономические кризисы, инфраструктурные и другие мощности городов, потенциал обеспечения занятости в городах пока не соответствуют высоким темпам урбанизации. Тем не менее, уровень жизни в городах продолжает оставаться выше, чем на селе, что привлекает сельских жителей в города. Отсутствие жилья и высокого заработка их не смущает. Основными местами заработка для них являются городские рынки, столовые, кафе, рестораны, автомойки и другая сфера услуг в крупных городах. При этом часто рабочие места распределяются по местническому принципу. Получив работу и должности, односельчане и родственники перетягивают «своих» в город.
Профессор Ходжимахамд Умаров в своей статье «Еще раз о национальной идее», пишет следующее: «Самые печальные проявления рурализации заключается в захвате высоких правительственных должностей со стороны малообразованных сельских жителей, которые по призванию должны были заниматься разведением коров, птиц, овец, сбором бытовых отходов, очищением полевых арыков и т.д. Именно, эта прослойка людей, в количественном плане составляет значительную часть персонала государственного управления, как в центре, так и на местах. Этот персонал очень далек от восприятия современных интеллектуальных ценностей».
3. Увеличился разрыв по уровню и качеству жизни сельского и городского населения.
Между тем, нельзя не отметить влияние трудовой миграции на структуру городских жителей. Большинство трудовых мигрантов, выходцы из сельской местности, попадая в Россию из таджикских сел, быстро привыкают к хорошим условиям жизни, к лучшим бытовым условиям, каковых нет в селах Таджикистане, например, центральное отопление, природный газ, горячая вода, канализация и т.д. Зарабатывая на жилье в трудовой миграции, они покупают жилье в городе у себя на родине и перевозят сюда свои семьи. И если сами они все же ассимилируются в городских условиях, то их женам и детям дается это сложнее.
Если бы в сельской местности развивались рынок труда, коммуникационные системы и т.д., тогда сельчанам не приходилось бы искать себе заработок в городах.
4. Грандиозное строительство и увеличение количества новостроек часто ведется без учета нагрузки на существующую городскую инфраструктуру. Жилищные, инфраструктурные и другие мощности, потенциал обеспечения занятости в городах пока не соответствуют высоким темпам урбанизации. Города рассчитаны на определенное количество населения, в частности, город Душанбе может принять всего лишь 650-800 тыс человек, но сейчас уже в нем проживает около 1.500000 человек. Водопроводные и канализационные трубы, электрические сети и прочие городские коммуникационные системы не обновляются уже много лет, а те, что имеются, могут просто не выдержать такой нагрузки вследствие износа. Необходимо развивать инфраструктуру городов и повышать их потенциал к принятию новых жителей (жилье, социальная инфраструктура, занятость и др.).
5. Наблюдаются проблемы в системе городского управления (текучесть кадров и низкая заработанная плата) и городских бюджетов. Отсутствует целостная политика урбанизации. Вопросы городского развития частично включены в различные правительственные/региональные/отраслевые программы, однако о существовании единой программы информации нет.
6. В настоящее время отсутствуют комплексные исследования, в которых были бы рассмотрены модели и политики урбанизации в Таджикистане, с акцентом на анализ вызовов и возможностей эффективного развития городов.
7. Необходимо развивать программы по работе с населением городов через институты гражданского общества. Активизировать местные органы власти «Махалинские советы» для развития городской культуры и создания образа «жителя города или столицы». Работу по воспитанию горожанина следует начинать с самых ранних этапов, со школ, детских садов. К ней необходимо подключить и основные средства массовой информации, в первую очередь, телевидение и радио.
Почему никто не покарает, кто сделал наш век – каменным, а жизнь хуже смерти?
15 лет тому назад неизвестный директор совхоза стал главой моего государства.
15 лет я пишу и говорю о том, что этот преступник сделал со мной, с моим народом, с моей страной. 15 горьких лет.
15 лет мой народ не живет в родной стране: одни покинули ее, а оставшиеся там тоже не живут. Они стараются не умереть. И у них это плохо получается.
15 лет вокзалы и аэропорты были моим вторым домом. Москва, Вашингтон, Лондон, Тегеран, Берлин, Вена, Ташкент, Торонто, Исламабад, Брюссель, Кабул, Алма-Ата, Париж, Бишкек, Ашхабад. Куда только не привозил я боль и страдания своего народа, слезы детей и стариков, и тома преступлений кровавого режима...
Я встречался с сенаторами и конгрессменами, общественными деятелями и просто влиятельными людьми, министрами и правозащитниками, главами государств и представителями средств массовых коммуникаций. Они поразили меня только вежливостью. Больше – ничем. Они слушали, но не слышали. 15 лет.
15 лет надежд и разочарований.
15 лет и один урок: никому нет дела до меня.
Никому нет дела до тебя. Никому нет дела до нас.
15 лет я пишу и кричу о том, что этот директор совхоза сделал с моим народом, с моей страной, со мной. Но мир не видит мои горькие буквы, и не слышит криков отчаянья. У чужой боли всегда другие масштабы. Да и не знать всегда проще, поскольку не знание не требует действий. И переживаний. Значит, можно жить – спокойно.
Проще не знать, про бабушку Биби, которая жила в лагере таджикских беженцев в Мазори Шариф. Ее родной дом сожгли боевики Рахмонова, а семерых детей увезли. Они исчезли. Она пошла искать их, и оказалась в лагере для беженцев. Она ищет их до сих пор, свои мальчиков. Кто скажет, сколько матерей потеряли своих детей, сколько их, безутешных, живут в постоянном ожидании весточки, знака, голоса? Только никто к ним не вернется. Потому, что их уже – нет.
Проще не знать, про девочку, которая появилась на земле, но не успела получить даже имя. Она ничего не успела. Только пару раз вздохнуть. Потому, что как раз в этот момент в родильном доме отключили свет – понадобились дополнительные мощности алюминиевому заводу. Свет ушел туда, а в роддоме пропал. И девочка пропала. Что делать, президенту больше нужен металл, чем люди.
Понимаете, таджики научились копать могилы для маленьких детей. Этот не прожил и минуты. Кто-то не дотянул до года. Третий едва научился говорить. А ведь умер ребенок – перестали жить и родители. В крошечные могилки зарывают как минимум три сердца. Может поэтому моя родина становится все бессердечнее?
Умед – мой незнакомый товарищ. Он пишет из тюрьмы. О себе и о тех, кто рядом, кто разделяет с ним нечеловеческие условия жизни в застенках. Бьют, истязают, кормят отбросами. Он в письме кричит о помощи. Он умоляет обратиться к Бушу, Меркель или Путину. Ну, как я могу объяснить ему, что им просто нет дела до него? Что – всем на свете нет дела до какого-то таджикского пацана в какой-то вонючей таджикской тюрьме?
Поэтому я не обратился ни к кому. И письма Умеда – сжег. Все равно их не прочитает никто.
Не обижайся, Умед. Не сердись.
Нам все равно, никто не поможет. Да и услышать нас может только один…
Вот поэтому и пишу я письмо... Всевышнему.
Худое! Худовандо! О Всемогущий и Всевышний!
Жизнь для моего народа стала адом. Ты прости мне мое косноязычие – но боль не выбирает слов. Мне так много хочется сказать, но я не знаю, как. 15 лет я просил всех и – все бесполезно. Может быть, я не умею объяснять? Но тогда объясни мне, если в ад попадают за грехи, совершенные в жизни, то почему мой народ попал в ад, только за то, что родился в Таджикистане?
Почему один человек определяет жизнь миллионов? Никогда и никто не издевался так над собственным народом. Иблис, Шайтан, Сатана – такие прозвища надо уметь заслужить, но именно так таджики называют Эмомали Рахмона.
Люди говорят, что этот дьявол осмелился идти против тебя. Потому, что его бандиты убивают только за то, что человек молится. Только представь: люди разговаривают с тобой, а им пулю. В затылок.
Мой народ – наивный. Они даже полагают, что этого дьявола ниспослал им ты за какие-то неведомые прегрешения. А что еще они могут думать, если жгут священные книги? Если танками разрушают мечети и молельные дома….
Парвардигоро! Подшохи Човидоно! Если ты наказал таджиков за прегрешения, то от чего не наказан он, наш дьявол? Или он менее грешен, чем мой народ? Он принес столько несчастья и невзгод, что не перечислить и за день.
Всевышний, ты можешь простить ему все – на все твоя воля. Не прощай ему только одно – в сердце каждого таджика он поселил ненависть.
Он натравил брата на брата, отца на сына. Он раздул пламя гражданской войны, в которой погибло 150 тысяч человек. Он выгнал людей из своих домов и заставил их покинуть свою родину – и они живут вне тепла, вне мамы, вне детей, вне жены, вне отца. Вне всего, что вмещает в себя понятие – Родина.
В нас осталось так мало любви, что мы уже почти, что не люди….
Почему, мы должны уносить свою боль куда-то вдаль? Кому она нужна – чужая? Мы должны собрать ее в родной стране. Она должна жить в нас. И будить нас.
Мы должны каждую секунду помнить, что банды Рахмона отрезали людям уши, вырывали зубы, жгли бороды у тех, кто свято верил в Бога. Его визирами, советниками стали такие же как он – ученики Дадджола - Беса
Мы никогда не должны забывать, что его люди убивали священников, поэтов, мудрецов. Насиловали наших жен. Подносили их в подарок чужим солдатам и генералам, поддерживающих их неправедные дела.
Мы всегда должны видеть ученых, копающиеся в мусорных ямах и детей, умирающих от голода.
Мы должны навсегда запомнить тот день и час, когда на нашей Родине исчезли улыбки.
Наша боль нужна только нам самим, потому, что избавиться от нее мы можем только сами. Потому, что только мы сами виноваты в том, что соглашаемся так жить.
Сначала я испугался этой мысли. А потом, вдруг, подумал – а не верна ли она? Может мы сами и виноваты во всем?
Виноваты, одни своим молчанием к злу, другие – равнодушием?
Почему мы не можем объединиться?
Кто заставляет нас называть этого сатану Его Превосходительством? Чаноби Оли?
Кто признает и боится Всевышнего, тот не должен бояться никого и ничего. Так почему же мы боимся?
Ведь сказано в святом писании: Борьба со злом – самая святая борьба.
Есть три степени этой святой борьбы:
1. Сказать правду в лицо тирану-правителю.
2. Вступить в борьбу с тираном, отдавая все свое имущество и богатство.
3. Не жалеть на этом пути своей жизни.
А мы?
Наши политики попрятались под юбками своих жен. Они там нашли воздух свободы, теплое убежище, и уже никто их оттуда не выгонит. Наши бизнесмены обросли жирком, и бегают по разрешенному маршруту кухня-туалет.
А где интеллигенция? Можно подумать, что быть интеллигентом это, значит, носить костюм от Версаче и галстук от Черутти, иметь дома полки, заставленные умными книгами и защитить диссертацию. Интеллигенция это не сумма знаний, а их применение. А сегодня это должно проявляться в нетерпении к несправедливости... Свободу надо защищать, а не диссертации. А если на это не способны, то хотя бы подать голос протеста против произвола и бесчинства.
А остались ли у нас мужчины? Где ты Кова? Где ты Рустам? Где таджикский Че Гевара? Неужели мы все превратились в Джамшуда и Равшана?
История показывает, что ни одна нация в мире не добилась свободы, независимости и достойной жизни без борьбы. Напомню: лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.
Каждый день. А мы – ни разу. 15 лет.
15 лет и 150 лет ушли назад.
Дома без света – это Таджикистан.
Дома без тепла – это Таджикистан.
Умирающие дети от недоедания – это Таджикистан.
Ученые, копающиеся в мусорных ямах – это Таджикистан.
Разбросанные по всему миру в поисках куска хлеба мужчины – это Таджикистан.
Лица без улыбки – это Таджикистан.
Кирдугоро! В твоих руках и Небо и Земля.
Ты сотворил человека по образу и подобию своему.
Твоими руками вращается его Судьба.
Мы падаем ниц пред Тобою и умоляем.
Избавь нас Господи от сына дьявола Рахмона.
Нас от него. Или его от нас.
P.S. Офтоби Бегурубо! Шахриёро! Зулчалоло!
«Если вы на пути справедливости, Всевышний поддерживает ваши устремления и начинания!»
Дододжон АТОВУЛЛОЕВ, 14 февраля 2008 года