Кибр (высокомерие), фахр (гордыня), хайля (самомнительность), уджб (самодовольство), тих (надменность)

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Умар ибн аль-Хаттаб (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ) сказал: «Поистине, когда раб Аллаха проявляет скромность ради Аллаха, Аллах увеличивает его мудрость и говорит: “Возвысься, да возвысит тебя Аллах!” И такой человек считает себя ничтожным, хотя в глазах людей он возвышенный. И поистине, когда раб Аллаха проявляет высокомерие, преувеличивая своё положение, Аллах опускает его на землю и говорит: “Удались, да удалит тебя Аллах!” Такой человек считает себя важным, тогда как в глазах людей он низок. Более того, в глазах людей он презреннее, чем свинья». Аз-Зухд, 73.
Высокоме́рие (ар. كِبْرٌ [кибр]) — гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь, завышенное требование к окружающим, попытка превознести себя и свои поступки. Это качество характеризуется презрительным и надменным отношением к людям, которое напрямую связано с преувеличением своих человеческих качеств и достоинств. Некоторые авторы определяют высокомерие как чрезмерно высокую самооценку.Нелюбовь Господа и наказание за высокомерие
Священный Коран неоднократно напоминает об опасности высокомерия и его тяжких последствиях. Известно высказывание пророка Мухаммада ﷺ, раскрывающее как религиозную сущность, так и этимологическое значение этого понятия: «Не войдёт в рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку». Услышав это, один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На это Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям».Согласно толкователям Священного Корана, Господь не любит тех, кто проявляет высокомерие. Более того, высокомерные и горделивые рабы ненавистны Ему, и поэтому они получат наказание, которое будет соответствовать роду их злодеяний [16:22-23]. Их ожидает скверная обитель в Аду [16:29; 45:18 …]. Поучительным является наставление мудрого Лукмана своему сыну, которое упоминается в Коране: И не криви свою щёку перед людьми и не ходи по земле высокомерно. Поистине, Аллах не любит всякого гордеца и хвастливого31:18.
Высокомерие Иблиса, покорность ангелов и животных
Первое проявление высокомерия встречается ещё до низвержения на землю Адама. Cогласно Корану, Иблис, созданный из огня, посчитал себя лучше человека, созданного из глины, и отказался выполнить повеление Господа поклониться первому человеку. Высокомерие породило в его душе неверие. Некоторые толкователи Корана считают, что случившееся заставило его показать свое враждебное отношение к Всевышнему Аллаху и Адаму и изобличило его неверие и высокомерие [2:34; 7:13; 38:74-75].. В отличие от Иблиса, ангелы покорны Богу, поэтому они сразу же поклонились Адаму, выполняя Божье повеление.
Ангелы не считают для себя унизительным поклоняться Господу [4:172] и не превозносятся над поклонением Ему [7:206; 16:49; 21:19]. Наряду с ангелами Всевышнему поклоняются также животные, обладающие даром речи или безмолвные, не проявляя, при этом, высокомерия [16:49], а в другом аяте сказано, что славословие, одна из форм поклонения Аллаху, присуще всему сущему и всем творениям: Восславляют Его семь небес, и земля, и те, кто на них. И нет ничего, что не восславляло бы (Его), вознося хвалу Ему, но вы не понимаете их восславления. Поистине, Он – Сдержанный, Прощающий!17:44.
Сыны Израиля, Фир‘аун и его народ
Высокомерие — качество, зачастую препятствующее человеку принять истину, отдавая предпочтение перед ней своим страстям. Начиная от пророка Адама ﷺ до пророка Мухаммада ﷺ, человеческая история знает множество случаев непризнания как самих Божьих посланников, так и того, с чем они приходили [37:35]. В этом контексте, Всевышний в Коране упоминает сынов Исраиля, которые проявив высокомерие отрицали то, что не соответствовало их желаниям [2:87]. Все это, несмотря на то, что они были спасены и возвеличены после долгих унижений от Фир‘ауна, Каруна, Хамана, их воинов и всего народа, которые, в своё время, сильно возгордились [7:133; 10:75 …]. В Коране пишется о том, что Господь предопределил израильтянам, и через их Писание сообщил о том, что они непременно дважды станут бесчинствовать на земле, совершая злодеяния, отвечая на милости Господа неблагодарностью и проявляя невиданное высокомерие [17:4].
Высокомерие в отрицании Божьих знамений и поклонении Единому Богу
Согласно исламскому вероучению, проявление высокомерия в признании Божьих знамений, является наказуемым грехом [6:93; 7:36, 40, 48, 75-76, 88]. Гордыня является болезнью человека, которая отвращает от знамений Бога [7:146]. Чрезмерное возвеличивание пророков, предпочитая поклоняться им, а не Единому Богу, является одним из самых глубочайших заблуждений человечества. Пророки, к примеру, ‘Иса (Иисус), не считали для себя унизительным признавать себя рабами Всевышнего и поклоняться только Ему. Коран строго предостерегает наказанием тех, кто проявляет высокомерие в поклонении Богу [7:172-173]. При этом, в Коране выделяются некоторые христианские священники и монахи, которые не проявляя высокомерия и признали, то с чем пророк Мухаммад ﷺ был отправлен [5:82-83].
Горделивость многобожников и лицемеров
Горделивость запрещается проявлять также и в отношении каких-либо строений, храмов, как это делали многобожники, возгордившиеся Каабой (аль-Ка‘бой) [23:64]. Вместе с тем они отказывались признавать Мухаммада ﷺ пророком, считая, что к ним должны быть посланы ангелы и претендуя на то, чтобы видеть Господа. Они возгордились собой [46:10], проявили высокомерие [25:21; 35:43] и надменно отворачивались от аятов Корана [31:7; 45:31], отказывались в него уверовать [34:31]. Грешники пытаются своими лживыми речами опровергнуть Божьи знамения. Они не имеют ни веских доводов, ни убедительных доказательств, но продолжают настаивать на своём, потому что в их сердцах живёт высокомерие [40:56]. Напротив, когда истинные верующие слышат коранические аяты, наставления Божьих посланников и призыв к размышлению над знамениями Аллаха, они прислушиваются к ним и повинуются им. При этом они возносят хвалу Господу и не проявляют высокомерия ни душой, ни телом [32:15].
В Священном Коране сообщается, что народ пророка Нуха (Ноя) отверг его и продолжал упрямо придерживаться лжи. Его соплеменники затыкали пальцами уши, чтобы не слышать речей своего пророка, и заворачивались в одежды, показывая тем самым свою отчуждённость от истины и ненависть к ней. Они упрямо стояли на своем неверии, выказывали свою неприязнь к истине и высокомерие перед ней [71:7].В рамках проблемы высокомерия, в Коране упоминаются также и ‘адиты, которые отрицали Божьи знамения и считали лжецами Божьих посланников. Они горделиво ходили по земле, угнетали и порабощали тех, кто жил вокруг них, и восхищались своим могуществом [41:15].Во времена пророка Мухаммада ﷺ лицемеры отличились проявлением высокомерия, когда им предлагали прийти к нему, чтобы он попросил для них прощения. Однако они надменно противились, давая понять, что в этом не нуждаются. В результате Господь избавил Своего посланника от необходимости просить прощения за этих высокомерных людей [65:5].Ярким примером высокомерного человека был аль-Валид ибн аль-Мугира, который жил во времена пророка Мухаммада ﷺ. Он был одним из тех, кто упорно противился истине, чинил препятствия Божьему посланнику. По поводу него были ниспосланы аяты [74:11-26], в которых Господь осудил его так, как не осуждал никого прежде за то, что он возгордился.
О наказании для высокомерных
Всевышний Аллах говорит: «Когда ему говорят: “Побойся Аллаха”, гордыня подталкивает его на грех. Довольно c него Геенны! Как же скверно это ложе!» аль-Бакъара, 2:206.
«А также Карун, Фараон и Хаман! Муса явился к ним с ясными знамениями, но они превознеслись на земле и не смогли опередить наказание» аль-Анкабут, 29:39.
‘Амр ибн Шуайб передал со слов своего отца и деда о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскрешения высокомерные будут собраны как муравьи в форме человека. Унижение постигнет их со всех сторон. Их погонят в тюрьму в Аду, названную Баулас, где самый горячий огонь будет вздыматься над ними, и их будут поить напитком обитателей ада под названием тинатуль-хабаль». ат-Тирмизи 2492. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Тирмизи» 2025, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3583, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8040, «Мишкат аль-масабих» 5112.
Передают со слов Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Шёл, горделиво ступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскрешения». аль-Бухари 5789, Муслим 2088.
И хадис, в котором говорится, что ад сказал: «Моя доля – высокомерные». аль-Бухари 4850, Муслим 2846.