Кибр (высокомерие), фахр (гордыня), хайля (самомнительность), уджб (самодовольство), тих (надменность)

Кибр (высокомерие), фахр (гордыня), хайля (самомнительность), уджб (самодовольство), тих (надменность)

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Умар ибн аль-Хаттаб (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ) сказал: «Поистине, когда раб Аллаха проявляет скромность ради Аллаха, Аллах увеличивает его мудрость и говорит: “Возвысься, да возвысит тебя Аллах!” И такой человек считает себя ничтожным, хотя в глазах людей он возвышенный. И поистине, когда раб Аллаха проявляет высокомерие, преувеличивая своё положение, Аллах опускает его на землю и говорит: “Удались, да удалит тебя Аллах!” Такой человек считает себя важным, тогда как в глазах людей он низок. Более того, в глазах людей он презреннее, чем свинья». Аз-Зухд, 73.

Высокоме́рие (ар. كِبْرٌ [кибр]‎) — гордое и надменное поведение, от­но­ше­ние к кому-ни­будь, завышенное требование к окружающим, по­пыт­ка превознести себя и свои пос­туп­ки. Это качество характе­ризу­ет­ся пре­зри­тельным и надменным отношением к лю­дям, ко­торое на­пря­мую связано с преувели­чением своих чело­веческих качеств и дос­то­инств. Некоторые авторы определяют высоко­мерие как чрез­мер­но вы­со­кую са­мо­оцен­ку.

Нелюбовь Господа и наказание за высокомерие

Священный Коран неоднократно напоминает об опасности высокомерия и его тяжких послед­ствиях. Известно высказывание пророка Мухаммада ﷺ, раскрывающее как религиозную сущность, так и этимологическое значение этого понятия: «Не войдёт в рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку». Услышав это, один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На это Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие истины и про­яв­ле­ние презрения по отношению к людям».Согласно толкователям Священного Корана, Господь не любит тех, кто про­яв­ля­ет вы­со­ко­мерие. Более того, высокомерные и горделивые рабы нена­вистны Ему, и поэ­то­му они получат наказание, которое будет соответствовать роду их злодеяний [16:22-23]. Их ожидает сквер­ная обитель в Аду [16:29; 45:18 …]. Поучительным являет­ся нас­тав­ление мудрого Лукмана сво­ему сыну, которое упоминается в Коране: И не кри­ви свою щё­ку перед людьми и не ходи по земле высокомерно. По­ис­ти­не, Аллах не любит всякого гордеца и хвастли­во­го31:18.

Высокомерие Иблиса, покорность ангелов и животных

Первое проявление высокомерия встречается ещё до низвержения на землю Адама. Cогласно Корану, Иблис, созданный из огня, посчитал себя лучше человека, соз­дан­но­го из глины, и отказался выполнить повеление Господа поклониться пер­во­му че­ло­ве­ку. Высокомерие породило в его душе неверие. Некоторые толкователи Кора­на счи­тают, что случившееся зас­та­ви­ло его показать свое враждебное отношение к Всевышнему Аллаху и Адаму и изоб­ли­чи­ло его неверие и высоко­ме­рие [2:34; 7:13; 38:74-75].. В отличие от Иблиса, ангелы покорны Богу, поэтому они сразу же пок­ло­ни­лись Адаму, выпол­няя Бо­жье по­ве­ле­ние.

Ангелы не считают для себя унизительным поклоняться Господу [4:172] и не превозносятся над покло­нением Ему [7:206; 16:49; 21:19]. Наряду с ангелами Всевышнему поклоняются также животные, обладающие даром речи или без­молв­ные, не про­являя, при этом, высокомерия [16:49], а в другом аяте сказано, что славословие, одна из форм поклоне­ния Аллаху, при­су­ще всему сущему и всем творениям: Восславляют Его семь небес, и земля, и те, кто на них. И нет ничего, что не вос­слав­ля­ло бы (Его), вознося хвалу Ему, но вы не понимаете их восславления. Поистине, Он – Сдержанный, Прощающий!17:44.

Сыны Израиля, Фир‘аун и его народ

Высокомерие — качество, зачастую препятствующее человеку принять истину, отдавая предпочтение перед ней своим стра­стям. Начи­ная от пророка Адама ﷺ до пророка Мухаммада ﷺ, человеческая история знает множество случаев неп­риз­на­ния как самих Божь­их посланников, так и того, с чем они приходили [37:35]. В этом контексте, Всевышний в Коране упо­ми­на­ет сынов Исраиля, которые проявив высокомерие отрицали то, что не соответствовало их желаниям [2:87]. Все это, нес­мот­ря на то, что они были спасены и воз­ве­ли­чены после долгих унижений от Фир‘ауна, Каруна, Хамана, их воинов и всего на­ро­да, которые, в своё время, сильно возгор­ди­лись [7:133; 10:75 …]. В Коране пишется о том, что Господь предопределил из­ра­иль­тя­нам, и через их Писание сообщил о том, что они непременно дважды станут бесчинствовать на земле, совершая зло­дея­ния, отвечая на милости Господа неблагодарностью и прояв­ляя невиданное высокомерие [17:4].

Высокомерие в отрицании Божьих знамений и поклонении Единому Богу

Согласно исламскому вероучению, проявление высокомерия в признании Божьих знамений, является наказуемым грехом [6:93; 7:36, 40, 48, 75-76, 88]. Гордыня является болезнью человека, которая отвращает от знамений Бога [7:146]. Чрезмерное возвеличивание пророков, предпочитая поклоняться им, а не Единому Богу, является одним из самых глубочайших заб­луж­де­ний че­ло­ве­чес­тва. Пророки, к примеру, ‘Иса (Иис­ус), не считали для себя унизительным признавать себя раба­ми Все­выш­него и пок­ло­нять­ся только Ему. Коран строго предо­сте­ре­га­ет наказанием тех, кто проявляет высоко­ме­рие в пок­ло­не­нии Бо­гу [7:172-173]. При этом, в Коране выделяются некоторые хри­сти­ан­ские священники и монахи, которые не про­яв­ляя высо­ко­ме­рия и приз­на­ли, то с чем пророк Мухаммад ﷺ был отправлен [5:82-83].

Горделивость многобожников и лицемеров

Горделивость запрещается проявлять также и в отношении каких-либо строений, храмов, как это делали многобожники, возгор­див­ши­еся Каабой (аль-Ка‘бой) [23:64]. Вместе с тем они отказывались признавать Мухаммада ﷺ пророком, считая, что к ним должны быть посланы ангелы и претендуя на то, чтобы видеть Господа. Они возгордились собой [46:10], проявили высокомерие [25:21; 35:43] и надменно отворачивались от аятов Корана [31:7; 45:31], отказывались в него уверовать [34:31]. Грешники пытаются своими лживыми речами опро­вергнуть Божьи знамения. Они не имеют ни веских доводов, ни убе­ди­тель­ных доказательств, но продолжают настаивать на своём, потому что в их сердцах живёт высокомерие [40:56]. Нап­ро­тив, когда истинные верующие слышат коранические аяты, наставления Божьих посланников и призыв к раз­мыш­ле­нию над знамениями Аллаха, они прислушиваются к ним и повинуются им. При этом они возносят хвалу Господу и не про­яв­ля­ют вы­сокомерия ни душой, ни телом [32:15].

В Священном Коране сообщается, что народ пророка Нуха (Ноя) отверг его и продолжал упрямо придерживаться лжи. Его соплеменники заты­кали пальцами уши, чтобы не слышать речей своего пророка, и заворачивались в одежды, по­ка­зы­вая тем самым свою отчуж­дён­ность от истины и ненависть к ней. Они упрямо стояли на своем неверии, выказывали свою неп­ри­язнь к истине и высокомерие перед ней [71:7].В рамках проблемы высокомерия, в Коране упоминаются также и ‘адиты, которые отрицали Божьи знамения и считали лже­ца­ми Божь­их посланников. Они горделиво ходили по земле, угнетали и порабощали тех, кто жил вокруг них, и вос­хи­ща­лись своим могуществом [41:15].Во времена пророка Мухаммада ﷺ лицемеры отличились проявлением высокомерия, когда им предлагали прийти к нему, чтобы он попросил для них прощения. Однако они надменно противились, давая понять, что в этом не нуждаются. В ре­зуль­тате Господь избавил Своего посланника от необходимости просить прощения за этих высокомерных людей [65:5].Ярким примером высокомерного человека был аль-Валид ибн аль-Мугира, который жил во времена пророка Мухаммада ﷺ. Он был одним из тех, кто упорно противился истине, чинил препятствия Божьему посланнику. По поводу него были нис­пос­ланы аяты [74:11-26], в которых Господь осудил его так, как не осуждал никого прежде за то, что он возгордился.

О наказании для высокомерных

Всевышний Аллах говорит: «Когда ему говорят: “Побойся Аллаха”, гордыня подталкивает его на грех. Довольно c него Геенны! Как же скверно это ложе!» аль-Бакъара, 2:206.

«А также Карун, Фараон и Хаман! Муса явился к ним с ясными знамениями, но они превознеслись на земле и не смогли опередить наказание» аль-Анкабут, 29:39.

‘Амр ибн Шуайб передал со слов своего отца и деда о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскрешения высокомерные будут собраны как муравьи в форме человека. Унижение постигнет их со всех сторон. Их погонят в тюрьму в Аду, названную Баулас, где самый горячий огонь будет вздыматься над ними, и их будут поить напитком обитателей ада под названием тинатуль-хабаль». ат-Тирмизи 2492. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Тирмизи» 2025, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3583, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8040, «Мишкат аль-масабих» 5112.

Передают со слов Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Шёл, горделиво ступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскрешения». аль-Бухари 5789, Муслим 2088.

И хадис, в котором говорится, что ад сказал: «Моя доля – высокомерные». аль-Бухари 4850, Муслим 2846.