«Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, возмести расходующему свои средства!», — а другой говорит: «О Аллах, приведи скупого к гибели!»» (Бухари, Муслим)

«Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, возмести расходующему свои средства!», — а другой говорит: «О Аллах, приведи скупого к гибели!»» (Бухари, Муслим)

Аллах говорит в Коране: "Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно. Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены." (2:245). Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом (3:92).

Благочестие – это понятие, объединяющее все праведные деяния. Это – путь, ведущий в Райские сады. Однако человек не сможет встать на него, пока не станет делать пожертвования из того, что ему дорого, и раздавать в качестве милостыни самое ценное и дорогое из того, что ему принадлежит. Пожертвования из самого ценного имущества, которое любо и дорого человеку, относятся к величайшим свидетельствам великодушия, нравственности, снисходительности и доброты человека.

Если человек любит Аллаха сильнее, чем мирское богатство, любовь к которому привита каждой человеческой душе, то это свидетельствует об искренности его любви к Нему. Если он отдает предпочтение любви к Нему перед любовью к самому себе, то ему удается достичь вершины совершенства. А если он раздает в качестве пожертвования ценное имущество и делает добро рабам Аллаха, то Он непременно окажет ему милость и одарит его праведными поступками и высокой нравственностью, приобрести которые иным путем просто невозможно.

Кроме того, если человек делает такие пожертвования, то он тем более совершает остальные праведные деяния и обладает многими другими достоинствами. И хотя пожертвования из того, что дорого человеку, являются самыми прекрасными, Всевышнему Аллаху известно обо всех больших и малых пожертвованиях, которые рабы делают из ценного и не очень ценного имущества. Он вознаграждает каждого благотворителя по мере его поступков достойной наградой в этом мире и вечным блаженством в Последней жизни.

Что с вами? Почему вы не расходуете на пути Аллаха, тогда как Аллаху принадлежит наследство небес и земли. Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до победы над Меккой. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете. (10:29).

Рас­хо­дуй­те из то­го, чем Мы вас на­дели­ли, до то­го, как вас пос­тигнет смерть и вы ска­жете: «Гос­по­ди! Пре­дос­тавь мне не­дол­гую от­сроч­ку, и я бу­ду раз­да­вать ми­лос­ты­ню и ста­ну од­ним из пра­вед­ни­ков». (63:10).

От­но­шение ис­ла­ма к бо­гатс­тву

Од­нажды бед­ные му­хад­жи­ры по­жало­вались Про­року (мир ему и благословения Аллаха) на то, что бо­гатые му­суль­ма­не де­ла­ют боль­ше доб­рых дел, чем не­иму­щие. Они ска­зали: «Бо­гатые мо­лят­ся, как и мы, и пос­тятся так же, но они раз­да­ют ми­лос­ты­ню, а мы не де­ла­ем это­го, и они ос­во­бож­да­ют лю­дей из рабс­тва, а мы не мо­жем сде­лать это­го». Про­рок ска­зал: «Ес­ли хо­тите, я обу­чу вас то­му, как дог­нать тех, кто жил до вас, и опе­редить тех, кто при­дёт пос­ле вас, и ник­то не смо­жет прев­зой­ти вас, по­ка не ста­нет со­вер­шать то же са­мое. Прос­лавляй­те, воз­ве­личи­вай­те и вос­хва­ляй­те Ал­ла­ха по трид­цать три ра­за пос­ле каж­до­го на­маза». Спус­тя не­кото­рое вре­мя бед­ня­ки сно­ва приш­ли к Про­року и ска­зали: «На­ши бо­гатые братья ус­лы­шали о том, что мы де­ла­ем, и те­перь они то­же пос­ту­па­ют так». В от­вет он ска­зал: «Это ми­лость Ал­ла­ха, ко­торую Он да­ру­ет то­му, ко­му по­жела­ет».

Бо­гатс­тво не счи­та­ет­ся по­роком, и ве­ра не обя­зыва­ет му­суль­ман из­бавлять­ся от все­го, что свя­зыва­ет их с мир­ской жизнью. Нап­ро­тив, ис­лам по­ощ­ря­ет стрем­ле­ние к при­об­ре­тению бо­гатс­тва, ес­ли че­ловек со­бира­ет­ся рас­хо­довать его на доб­рые де­ла. Ког­да Са­ад бин Абу Вак­кас тя­жело за­болел, он поп­ро­сил у Про­рока раз­ре­шение по­жер­тво­вать на пу­ти Ал­ла­ха всё своё иму­щес­тво. Про­рок раз­ре­шил ему по­жер­тво­вать толь­ко треть его сос­то­яния и ска­зал: «Но да­же треть — мно­го. По­ис­ти­не, ос­та­вить нас­ледни­ков бо­гаты­ми луч­ше, чем ос­та­вить их бед­ны­ми, что­бы они по­бира­лись у лю­дей. По­ис­ти­не, что бы ты ни пот­ра­тил, есть ми­лос­ты­ня, да­же тот ку­сочек, ко­торый ты под­но­сишь ко рту тво­ей же­ны».

В то же вре­мя бо­гатс­тво счи­та­ет­ся ис­ку­шени­ем, ус­то­ять пе­ред ко­торым мо­гут толь­ко силь­ные ду­хом ве­ру­ющие, и по­это­му Ко­ран по­рица­ет страсть к на­копи­тель­ству. Че­ловек ста­новит­ся под­линным вла­дель­цем сво­его сос­то­яния толь­ко тог­да, ког­да рас­хо­ду­ет его на доб­рые де­ла. В про­тив­ном слу­чае бо­гатс­тво об­ре­мени­тель­но и ли­ша­ет его вла­дель­ца воз­можнос­ти об­рести ду­шев­ную гар­мо­нию. Про­рок ска­зал: «По­ис­ти­не, че­го я бо­юсь для вас пос­ле мо­ей смер­ти, так это блес­ка и ук­ра­шений ми­ра это­го, ко­торые бу­дут вам да­рова­ны».

Сог­ласно ис­ла­му, все бо­гатс­тва в дей­стви­тель­нос­ти при­над­ле­жат Ал­ла­ху. Он вве­ря­ет иму­щес­тво лю­дям на вре­мя, что­бы те ис­поль­зо­вали его в бла­гих це­лях. Ес­ли че­ловек рас­хо­ду­ет иму­щес­тво во бла­го се­бе, сво­им близ­ким и ок­ру­жа­ющим, то он пос­ту­па­ет пра­виль­но. Ес­ли же он ис­поль­зу­ет его на це­ли, зап­ре­щён­ные Ал­ла­хом, то про­яв­ля­ет по от­но­шению к Не­му неб­ла­годар­ность.

Бед­ность то­же не счи­та­ет­ся по­роком в ис­ла­ме. Араб­ское сло­во ги­на, оз­на­ча­ющее «бо­гатс­тво», под­ра­зуме­ва­ет от­сутс­твие нуж­ды в чём-ли­бо. По­это­му, ес­ли бед­ный че­ловек бо­гат ду­шой и не ощу­ща­ет нуж­ды в ма­тери­аль­ном бо­гатс­тве, то его нель­зя наз­вать бед­ным в пол­ном смыс­ле это­го сло­ва. Про­рок Му­хам­мад ска­зал: «Не оби­лие иму­щес­тва при­носит бо­гатс­тво — бо­гатс­твом яв­ля­ет­ся бо­гатс­тво ду­ши».

Пер­вые му­суль­ма­не про­яв­ля­ли уме­рен­ность в рас­хо­дах, жи­ли скром­но и воз­держи­вались от из­ли­шеств в еде и уб­ранс­тве. Они рас­хо­дова­ли своё иму­щес­тво на доб­рые де­ла, по­мога­ли ближ­ним и не счи­тали бо­гатс­тво дос­то­инс­твом. Абу Ху­рей­ра, один из бли­жай­ших спод­вижни­ков Про­рока, рас­ска­зывал, что Му­хам­мад по­кинул этот мир, так и не на­ев­шись до­сыта да­же яч­менно­го хле­ба. Ког­да же он скон­чался, его дос­пе­хи бы­ли за­ложе­ны у од­но­го и­удея за нес­коль­ко при­гор­шней яч­ме­ня. В сво­их мо­лит­вах Про­рок лю­бил пов­то­рять: «О Ал­лах, сде­лай уде­лом семьи Му­хам­ма­да днев­ное про­пита­ние!»

Дос­то­инс­тва рас­хо­дова­ния на пу­ти Ал­ла­ха

Ал­лах го­ворит в Ко­ране: "Ес­ли кто-ли­бо одол­жит Ал­ла­ху прек­расный за­ем, то Он уве­личит его мно­гок­ратно. Ал­лах удер­жи­ва­ет и щед­ро ода­ря­ет, и к Не­му вы бу­дете воз­вра­щены." (2:245).

Ал­лах ска­зал: "Прит­чей о тех, кто рас­хо­ду­ет свое иму­щес­тво на пу­ти Ал­ла­ха, яв­ля­ет­ся прит­ча о зер­не, из ко­торо­го вы­рос­ло семь ко­лось­ев, и в каж­дом ко­лосе — по сто зе­рен. Ал­лах уве­личи­ва­ет наг­ра­ду, ко­му по­жела­ет. Ал­лах — Объ­ем­лю­щий, Зна­ющий." (2:261).

Пос­ланник Ал­ла­ха поп­ро­сил Ал­ла­ха дать его Ум­ме боль­ше. Ал­лах нис­послал а­ят: Ес­ли кто-ли­бо одол­жит Ал­ла­ху прек­расный за­ем, то Он уве­личит его мно­гок­ратно. Пос­ланник Ал­ла­ха вновь поп­ро­сил Ал­ла­ха да­ровать боль­ше. Ал­лах нис­послал а­ят: По­ис­ти­не, тер­пе­ливые по­лучат свою наг­ра­ду без от­че­та (т.е. ог­ра­ниче­ния) (Бай­ха­ки).

Пос­ланник Ал­ла­ха ска­зал: "Тем кто рас­хо­ду­ет на пу­ти Ал­ла­ха, (их наг­ра­да) бу­дет уве­личе­на в 700 раз." ( Тир­ми­зи - На­саи - ибн Хиб­бан - Ха­ким - Ах­мад: дос­то­вер­ный ха­дис).

Один че­ловек при­шел к Пос­ланни­ку Ал­ла­ха с ве­дя с со­бой вер­блю­да на пу­ти Ал­ла­ха . Пос­ланник Ал­ла­ха ска­зал: "В Суд­ный День ты по­лучишь 700 вер­блю­дов." (Мус­лим - Ха­ким).

Абу Ху­рай­ра пе­редал что Пос­ланник Ал­ла­ха ска­зал: "Тот кто по­жер­тву­ет па­ру (вер­блю­дов или ко­ней) на пу­ти Ал­ла­ха, бу­дет ок­ликнут в День Су­да что­бы вой­ти в Рай. Лю­дей мо­лит­вы по­зовут из врат мо­лит­вы, лю­дей джи­хада по­зовут из врат джи­хада, лю­дей са­даки по­зовут из врат са­даки, и лю­дей пос­та по­зовут из врат Рай­яна." Абу Бакр ска­зал: "По­зовут ли кто-ни­будь из всех этих врат?" Пос­ланник Ал­ла­ха ска­зал: "Да, и ты - один из них." (Ах­мад - Бу­хари - Мус­лим - На­саи).

Са­саа бин Му­авия ска­зал: "Я по­шел к Абу Зар­ру до­мой и не на­шел его. За­тем я встре­тил его воз­вра­ща­ющим­ся с вер­блю­дом наг­ру­жен­ным во­дой для его семьи. Я спро­сил его: "Ты Абу Зарр?" Он ска­зал: "Так ме­ня на­зыва­ет моя семья." Я ска­зал: "Мо­жешь ли ты рас­ска­зать мне что-ни­будь что ты слы­шал от Пос­ланни­ка Ал­ла­ха, что­бы я мог по­лучить от это­го поль­зу?" Он ска­зал: "Пос­ланник Ал­ла­ха ска­зал: "Тот кто по­жер­тву­ет па­ру на пу­ти Ал­ла­ха, к то­му в Суд­ный День под­бе­гут ан­ге­лы, ох­ра­ня­ющие вра­та Рая, со­рев­ну­ясь кто пер­вым приг­ла­сит его вой­ти." Я ска­зал: "Ка­кую па­ру?" Он от­ве­тил: "Па­ру ко­ней или па­ру вер­блю­дов." (Ха­ким - Ах­мад - На­саи).

Сав­бан пе­редал что Пос­ланник Ал­ла­ха ска­зал: "Са­мый луч­ший ди­нар ко­торый ты пот­ра­тишь - это ди­нар ко­торый ты пот­ра­тишь что­бы на­кор­мить свою семью, ди­нар ко­торый ты пот­ра­тишь на твое вер­хо­вое жи­вот­ное на пу­ти Ал­ла­ха, и ди­нар ко­торый ты пот­ра­тишь на сво­их то­вари­щей на пу­ти Ал­ла­ха." (Мус­лим).

Ког­да Пос­ланник Ал­ла­ха при­зывал спод­вижни­ков рас­хо­довать на под­го­тов­ку по­хода на Та­бук, Ус­ман бин Аф­фан при­шел к Пос­ланни­ку Ал­ла­ха не­ся ты­сячу ди­наров (зо­лотых мо­нет) и он вы­сыпал их пе­ред Пос­ланни­ком Ал­ла­ха. Пос­ланник Ал­ла­ха, пе­рево­рачи­вая и под­ки­дывая их, стал пов­то­рять: "Что­бы не сде­лал Ус­ман пос­ле это­го дня, это не пов­ре­дит ему!" (Ах­мад -Тир­ми­зи).

Пос­ланник Ал­ла­ха ска­зал: "О Ал­лах, будь до­волен Ус­ма­ном, по­тому что я до­волен им!" (Ибн Хи­шам).

Му­хибал­дин Та­бари ска­зал: "Ус­ман сна­чала при­шел с 300 сна­ряжен­ны­ми вер­блю­дами с сед­ла­ми, за­тем он при­нес 1000 зо­лотых ди­наров, и ког­да он уви­дел что ар­мия до сих пор нуж­да­ет­ся, он при­вел до 1000 ло­шадей и вер­блю­дов. Ког­да и этогo бы­ло не­дос­та­точ­но, он пос­лал еще 10 000 ди­наров и 20 ло­шадей!"

На­каза­ние из-за не ­рас­хо­дова­ния бо­гатств на пу­ти Ал­ла­ха

Ал­лах го­ворит: "Де­лай­те по­жер­тво­вания на пу­ти Ал­ла­ха и не об­ре­кай­те се­бя на ги­бель. И тво­рите доб­ро, пос­коль­ку Ал­лах лю­бит тво­рящих доб­ро." (2:195).

Ху­зай­фа ска­зал что зна­чение это­го а­ята в том что ког­да лю­ди не жер­тву­ют свои бо­гатс­тва на пу­ти Ал­ла­ха, они об­ре­ка­ют се­бя на ги­бель. (Бу­хари).

Ибн Аби Ха­тим в сво­ем таф­си­ре пи­шет что это мне­ние Ибн Аб­ба­са, Ик­ри­мы, Аль Хас­са­на, Муд­жа­хида, Ат­ты, Са­ида бин Джу­бай­ра, Аби Са­лиха, Да­хака, Аль Суд­ди, Му­кати­ла бин Хай­яна, Ка­тады и дру­гих.

Аль Кур­ту­би пи­шет в сво­ем таф­си­ре что Ху­зай­фа, Ибн Аб­бас, Ат­та, Ик­ри­ма, Муд­жа­хид и дру­гие го­ворят что мы не дол­жны из­бе­гать рас­хо­дова­ния на пу­ти Ал­ла­ха из-за стра­ха обед­неть. Это так­же мне­ние Бу­хари и он не упо­мянул дру­гого мне­ния.

Ал­лах го­ворит: "… Об­ра­дуй же тех, ко­торые на­кап­ли­ва­ют зо­лото и се­реб­ро и не рас­хо­ду­ют их на пу­ти Ал­ла­ха, му­читель­ны­ми стра­дани­ями. В тот день они (на­коп­ленные ими сок­ро­вища) бу­дут рас­ка­лены в ог­не Ге­ен­ны, и ими бу­дут зак­лей­ме­ны их лбы, бо­ка и спи­ны. Им бу­дет ска­зано: "Вот то, что вы ко­пили для се­бя. Вку­сите же то, что вы ко­пили!" (9:34-35).

Ал­лах го­ворит: "Вот вас при­зыва­ют де­лать по­жер­тво­вания на пу­ти Ал­ла­ха, и сре­ди вас на­ходят­ся та­кие, ко­торые ску­пят­ся. Кто ску­пит­ся, тот ску­пит­ся толь­ко во вред се­бе. Ал­лах — бо­гат, а вы — бед­ны. И ес­ли вы от­верне­тесь, Он за­менит вас дру­гими людь­ми, и они не бу­дут по­доб­ны вам." (47:38).

Ал­лах го­ворит: "Что с ва­ми? По­чему вы не рас­хо­ду­ете на пу­ти Ал­ла­ха, тог­да как Ал­ла­ху при­над­ле­жит нас­ледс­тво не­бес и зем­ли". (57:10).