«Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, возмести расходующему свои средства!», — а другой говорит: «О Аллах, приведи скупого к гибели!»» (Бухари, Муслим)
Аллах говорит в Коране: "Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно. Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены." (2:245). Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом (3:92).
Благочестие – это понятие, объединяющее все праведные деяния. Это – путь, ведущий в Райские сады. Однако человек не сможет встать на него, пока не станет делать пожертвования из того, что ему дорого, и раздавать в качестве милостыни самое ценное и дорогое из того, что ему принадлежит. Пожертвования из самого ценного имущества, которое любо и дорого человеку, относятся к величайшим свидетельствам великодушия, нравственности, снисходительности и доброты человека.
Если человек любит Аллаха сильнее, чем мирское богатство, любовь к которому привита каждой человеческой душе, то это свидетельствует об искренности его любви к Нему. Если он отдает предпочтение любви к Нему перед любовью к самому себе, то ему удается достичь вершины совершенства. А если он раздает в качестве пожертвования ценное имущество и делает добро рабам Аллаха, то Он непременно окажет ему милость и одарит его праведными поступками и высокой нравственностью, приобрести которые иным путем просто невозможно.
Кроме того, если человек делает такие пожертвования, то он тем более совершает остальные праведные деяния и обладает многими другими достоинствами. И хотя пожертвования из того, что дорого человеку, являются самыми прекрасными, Всевышнему Аллаху известно обо всех больших и малых пожертвованиях, которые рабы делают из ценного и не очень ценного имущества. Он вознаграждает каждого благотворителя по мере его поступков достойной наградой в этом мире и вечным блаженством в Последней жизни.
Что с вами? Почему вы не расходуете на пути Аллаха, тогда как Аллаху принадлежит наследство небес и земли. Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до победы над Меккой. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете. (10:29).
Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников». (63:10).
Отношение ислама к богатству
Однажды бедные мухаджиры пожаловались Пророку (мир ему и благословения Аллаха) на то, что богатые мусульмане делают больше добрых дел, чем неимущие. Они сказали: «Богатые молятся, как и мы, и постятся так же, но они раздают милостыню, а мы не делаем этого, и они освобождают людей из рабства, а мы не можем сделать этого». Пророк сказал: «Если хотите, я обучу вас тому, как догнать тех, кто жил до вас, и опередить тех, кто придёт после вас, и никто не сможет превзойти вас, пока не станет совершать то же самое. Прославляйте, возвеличивайте и восхваляйте Аллаха по тридцать три раза после каждого намаза». Спустя некоторое время бедняки снова пришли к Пророку и сказали: «Наши богатые братья услышали о том, что мы делаем, и теперь они тоже поступают так». В ответ он сказал: «Это милость Аллаха, которую Он дарует тому, кому пожелает».
Богатство не считается пороком, и вера не обязывает мусульман избавляться от всего, что связывает их с мирской жизнью. Напротив, ислам поощряет стремление к приобретению богатства, если человек собирается расходовать его на добрые дела. Когда Саад бин Абу Ваккас тяжело заболел, он попросил у Пророка разрешение пожертвовать на пути Аллаха всё своё имущество. Пророк разрешил ему пожертвовать только треть его состояния и сказал: «Но даже треть — много. Поистине, оставить наследников богатыми лучше, чем оставить их бедными, чтобы они побирались у людей. Поистине, что бы ты ни потратил, есть милостыня, даже тот кусочек, который ты подносишь ко рту твоей жены».
В то же время богатство считается искушением, устоять перед которым могут только сильные духом верующие, и поэтому Коран порицает страсть к накопительству. Человек становится подлинным владельцем своего состояния только тогда, когда расходует его на добрые дела. В противном случае богатство обременительно и лишает его владельца возможности обрести душевную гармонию. Пророк сказал: «Поистине, чего я боюсь для вас после моей смерти, так это блеска и украшений мира этого, которые будут вам дарованы».
Согласно исламу, все богатства в действительности принадлежат Аллаху. Он вверяет имущество людям на время, чтобы те использовали его в благих целях. Если человек расходует имущество во благо себе, своим близким и окружающим, то он поступает правильно. Если же он использует его на цели, запрещённые Аллахом, то проявляет по отношению к Нему неблагодарность.
Бедность тоже не считается пороком в исламе. Арабское слово гина, означающее «богатство», подразумевает отсутствие нужды в чём-либо. Поэтому, если бедный человек богат душой и не ощущает нужды в материальном богатстве, то его нельзя назвать бедным в полном смысле этого слова. Пророк Мухаммад сказал: «Не обилие имущества приносит богатство — богатством является богатство души».
Первые мусульмане проявляли умеренность в расходах, жили скромно и воздерживались от излишеств в еде и убранстве. Они расходовали своё имущество на добрые дела, помогали ближним и не считали богатство достоинством. Абу Хурейра, один из ближайших сподвижников Пророка, рассказывал, что Мухаммад покинул этот мир, так и не наевшись досыта даже ячменного хлеба. Когда же он скончался, его доспехи были заложены у одного иудея за несколько пригоршней ячменя. В своих молитвах Пророк любил повторять: «О Аллах, сделай уделом семьи Мухаммада дневное пропитание!»
Достоинства расходования на пути Аллаха
Аллах говорит в Коране: "Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно. Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены." (2:245).
Аллах сказал: "Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий." (2:261).
Посланник Аллаха попросил Аллаха дать его Умме больше. Аллах ниспослал аят: Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно. Посланник Аллаха вновь попросил Аллаха даровать больше. Аллах ниспослал аят: Поистине, терпеливые получат свою награду без отчета (т.е. ограничения) (Байхаки).
Посланник Аллаха сказал: "Тем кто расходует на пути Аллаха, (их награда) будет увеличена в 700 раз." ( Тирмизи - Насаи - ибн Хиббан - Хаким - Ахмад: достоверный хадис).
Один человек пришел к Посланнику Аллаха с ведя с собой верблюда на пути Аллаха . Посланник Аллаха сказал: "В Судный День ты получишь 700 верблюдов." (Муслим - Хаким).
Абу Хурайра передал что Посланник Аллаха сказал: "Тот кто пожертвует пару (верблюдов или коней) на пути Аллаха, будет окликнут в День Суда чтобы войти в Рай. Людей молитвы позовут из врат молитвы, людей джихада позовут из врат джихада, людей садаки позовут из врат садаки, и людей поста позовут из врат Райяна." Абу Бакр сказал: "Позовут ли кто-нибудь из всех этих врат?" Посланник Аллаха сказал: "Да, и ты - один из них." (Ахмад - Бухари - Муслим - Насаи).
Сасаа бин Муавия сказал: "Я пошел к Абу Зарру домой и не нашел его. Затем я встретил его возвращающимся с верблюдом нагруженным водой для его семьи. Я спросил его: "Ты Абу Зарр?" Он сказал: "Так меня называет моя семья." Я сказал: "Можешь ли ты рассказать мне что-нибудь что ты слышал от Посланника Аллаха, чтобы я мог получить от этого пользу?" Он сказал: "Посланник Аллаха сказал: "Тот кто пожертвует пару на пути Аллаха, к тому в Судный День подбегут ангелы, охраняющие врата Рая, соревнуясь кто первым пригласит его войти." Я сказал: "Какую пару?" Он ответил: "Пару коней или пару верблюдов." (Хаким - Ахмад - Насаи).
Савбан передал что Посланник Аллаха сказал: "Самый лучший динар который ты потратишь - это динар который ты потратишь чтобы накормить свою семью, динар который ты потратишь на твое верховое животное на пути Аллаха, и динар который ты потратишь на своих товарищей на пути Аллаха." (Муслим).
Когда Посланник Аллаха призывал сподвижников расходовать на подготовку похода на Табук, Усман бин Аффан пришел к Посланнику Аллаха неся тысячу динаров (золотых монет) и он высыпал их перед Посланником Аллаха. Посланник Аллаха, переворачивая и подкидывая их, стал повторять: "Чтобы не сделал Усман после этого дня, это не повредит ему!" (Ахмад -Тирмизи).
Посланник Аллаха сказал: "О Аллах, будь доволен Усманом, потому что я доволен им!" (Ибн Хишам).
Мухибалдин Табари сказал: "Усман сначала пришел с 300 снаряженными верблюдами с седлами, затем он принес 1000 золотых динаров, и когда он увидел что армия до сих пор нуждается, он привел до 1000 лошадей и верблюдов. Когда и этогo было недостаточно, он послал еще 10 000 динаров и 20 лошадей!"
Наказание из-за не расходования богатств на пути Аллаха
Аллах говорит: "Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро." (2:195).
Хузайфа сказал что значение этого аята в том что когда люди не жертвуют свои богатства на пути Аллаха, они обрекают себя на гибель. (Бухари).
Ибн Аби Хатим в своем тафсире пишет что это мнение Ибн Аббаса, Икримы, Аль Хассана, Муджахида, Атты, Саида бин Джубайра, Аби Салиха, Дахака, Аль Судди, Мукатила бин Хайяна, Катады и других.
Аль Куртуби пишет в своем тафсире что Хузайфа, Ибн Аббас, Атта, Икрима, Муджахид и другие говорят что мы не должны избегать расходования на пути Аллаха из-за страха обеднеть. Это также мнение Бухари и он не упомянул другого мнения.
Аллах говорит: "… Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: "Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!" (9:34-35).
Аллах говорит: "Вот вас призывают делать пожертвования на пути Аллаха, и среди вас находятся такие, которые скупятся. Кто скупится, тот скупится только во вред себе. Аллах — богат, а вы — бедны. И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам." (47:38).
Аллах говорит: "Что с вами? Почему вы не расходуете на пути Аллаха, тогда как Аллаху принадлежит наследство небес и земли". (57:10).