Общество
Казанские исламоведы считают запрет ханафитской литературы ударом по традиционному исламу

Группа известных исламоведов и мусульманских деятелей Татарстана назвала ошибочным решение Ленинского районного суда Оренбурга о запрете 65 книг по исламу.
"Сегодня мусульмане-традиционалисты столкнулись с ситуацией, когда районные суды на основе психолингвистических анализов запрещают в том числе и ханафитскую религиозную литературу - базовую для коренных мусульманских народов России", - сказал имам Апанаевской мечети Казани Наиль Гарипов на круглом столе в столице Татарстана.
Напомнив, что традиционным для татар и башкир является ислам ханафитского мазхаба, он заявил, что запрет ханафитской литературы равносилен запрету житий святых для православных или сочинений Маймонида для иудеев.
В числе признанных экстремистскими Ленинским районным судом Оренбурга оказалось 50 изданий, которые относятся к тем, что используют как базовые при преподавании религиозных дисциплин в рамках традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба.
Заведующий Отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории Академии наук Татарстана Дамир Шагавиев отметил противоречивость судебной системы.
Так, многие из ханафитских и суфийских книг, признанных экстремистскими 21 марта 2012 года решением суда Ленинского района Оренбурга, вначале прошли две экспертизы: религиоведческую и психолингвистическую.
"Религиоведческую экспертизу провел преподаватель Московской православной духовной академии Юрий Максимов, который как раз подтвердил, несмотря на ряд замечаний, что данные книги относятся к традиционному для России исламу и потому никакой опасности не несут. Однако суд не стал рассматривать доводы религиоведа, а принял свое постановление на основе психолингвистической экспертизы", - рассказал Д.Шагавиев.
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов считает, что "подобные казусы только дают ваххабитам козырь, чтобы заявить: вот видите, российское государство борется не только с нами, но и со всеми течениями ислама, даже с вашим ханафитским мазхабом".
По мнению исламоведа, совершенно законопослушные и лояльные российскому государству мусульмане-традиционалисты оказываются в качестве заложников сложившейся ситуации: они волей-неволей вынуждены соглашаться с пропагандистскими утверждениями фундаменталистов, поскольку даже ханафитская литература объявляется экстремистской.
"Нужно четче провести грань между литературой ваххабитского толка и литературой традиционного для России ислама", - подчеркнул Р.Сулейманов.
www.interfax-religion.ru
"Сегодня мусульмане-традиционалисты столкнулись с ситуацией, когда районные суды на основе психолингвистических анализов запрещают в том числе и ханафитскую религиозную литературу - базовую для коренных мусульманских народов России", - сказал имам Апанаевской мечети Казани Наиль Гарипов на круглом столе в столице Татарстана.
Напомнив, что традиционным для татар и башкир является ислам ханафитского мазхаба, он заявил, что запрет ханафитской литературы равносилен запрету житий святых для православных или сочинений Маймонида для иудеев.
В числе признанных экстремистскими Ленинским районным судом Оренбурга оказалось 50 изданий, которые относятся к тем, что используют как базовые при преподавании религиозных дисциплин в рамках традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба.
Заведующий Отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории Академии наук Татарстана Дамир Шагавиев отметил противоречивость судебной системы.
Так, многие из ханафитских и суфийских книг, признанных экстремистскими 21 марта 2012 года решением суда Ленинского района Оренбурга, вначале прошли две экспертизы: религиоведческую и психолингвистическую.
"Религиоведческую экспертизу провел преподаватель Московской православной духовной академии Юрий Максимов, который как раз подтвердил, несмотря на ряд замечаний, что данные книги относятся к традиционному для России исламу и потому никакой опасности не несут. Однако суд не стал рассматривать доводы религиоведа, а принял свое постановление на основе психолингвистической экспертизы", - рассказал Д.Шагавиев.
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов считает, что "подобные казусы только дают ваххабитам козырь, чтобы заявить: вот видите, российское государство борется не только с нами, но и со всеми течениями ислама, даже с вашим ханафитским мазхабом".
По мнению исламоведа, совершенно законопослушные и лояльные российскому государству мусульмане-традиционалисты оказываются в качестве заложников сложившейся ситуации: они волей-неволей вынуждены соглашаться с пропагандистскими утверждениями фундаменталистов, поскольку даже ханафитская литература объявляется экстремистской.
"Нужно четче провести грань между литературой ваххабитского толка и литературой традиционного для России ислама", - подчеркнул Р.Сулейманов.
www.interfax-religion.ru