Катаклизмы, техногенные катастрофы, беды и несчастья

بسم الله الرحمن الرحيم
Вся Хвала принадлежит Аллаху, Господу миров, во власти Которого происходящее на небесах и на земле, и не сдвинется с места пылинка без соизволения Аллаха. Да благословит Аллах и приветствует имама посланников и печать пророков Мухаммада, которого Он послал как милость для миров, и наставника для них. «Они (неверные) говорят: «Когда же наступит обещанное (Судный День), если вы (мусульмане) говорите правду?» Скажи (о, Мухаммад): «Знание об этом – у Аллаха, а я – всего лишь предостерегающий и разъясняющий увещеватель» Коран, с.67 а.25 – 26.
Пожары и наводнение в Сибири, извержение вулкана в Чили, землетрясение в Непале, за такой малый промежуток времени столько наказаний свыше. Почему Всевышний Аллах допускает страдания и муки? Если Он Всемогущий и Мудрый, то отчего в мире происходит столько катаклизмов и катастроф, которые уносят жизни множества людей? Если Он Справедливый и Милосердный, то зачем Он не избавит человечество от болезней, бед и несчастий?
Наверное редкий человек не задавался подобными вопросами. Человечество всегда волновали эти вопросы, люди все время пребывали в поисках ответов на них, и к сожалению некоторые из них, не найдя удовлетворительных ответов, начинали отрицать справедливость Творца, а кто то пошел еще дальше, поставив под сомнение само Его существование.
В большинстве случаев причиной подобного отрицания является недостаточная осведомленность и поверхностное суждение относительно всех перечисленных выше явлений. Внимательное изучение всех этих явлений и размышление над ними, а также помощь аятов Священного Корана с разъяснениями Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) даст нам правильное понимание всех этих событий, которые лишь на первый взгляд кажутся проявлениями отсутствия в мире справедливости Аллаха.
Никто не будет спорить с тем, что познания человечества по сравнению с тем, что оно все еще не постигло, очень малы и незначительны. Наши знания о мире и его тайнах подобны капле в бескрайнем океане. Это факт, о котором заявляют все ученые современности. По этой причине все наши суждения относительно разнообразных процессов и явлений, происходящих в различных уголках мира, ограничены рамками наших несовершенных познаний. Поэтому наши суждения никоим образом нельзя назвать истиной в последней инстанции. «Даровано вам знания лишь немного» – сказано в 85-ом аяте суры «Перенес ночью».
Так каким же образом человек судит о происходящем в мире, обладая только небольшим багажом познаний? Почему вместо «не знаю» он часто говорит «этого не существует или это неправильно»? Почему свое неведение тайн мироздания он прикрывает утверждениями о том, что этих тайн вовсе не существует? Если мы лишены возможности узнать тайну возникновения землетрясения или урагана, то это не значит, что мы должны подвергать критике эти явления. Никто из нас не может со стопроцентной убежденностью сказать, что такие катаклизмы, как землетрясения, ураганы, вулканы, пожары и наводнения не содержат в себе положительных сторон и пользу для нашей планеты, которая возможно в разы превышает нанесенный ущерб.
В мире, в котором мы живем, царят поразительный порядок и гармония, что является ярчайшим свидетельством существования у него Творца. Нигде в мире нет ничего лишнего или чего-либо недостающего. Все процессы, протекающие в мироздании, имеют свое место и преследуют определенные цели. Нет в мире хаоса, нет в нем беспорядка, поэтому нет в нем несправедливости. Даже на первый взгляд кажущиеся ужасными природные катаклизмы занимают свое место в общем механизме мироустройства. Они также имеют значение для нашей планеты, если они происходят, то значит так нужно. Али ибн абу Талиб (Да будет доволен им Аллах) говорил: «Воистину, Аллах вершит дела в соответствии с необходимостью, а не в соответствии с вашими желаниями и довольством».
Человек обладает незначительными познаниями не только в тайнах мироздания и секретах протекающих в нем процессов, но и в том, что касается его собственной жизни, совершаемых им деяний и происходящих вокруг него событий. Многое из того, в чем заключено благо для человека, часто воспринимается им как зло, направленное против него. И наоборот, порой он с радостью вершит деяния, не понимая, что очень скоро они обернутся для него бедами и страданиями. По этому поводу в Коране содержатся мудрейшие наставления к людям: «Возможно, вам неприятно то, что на самом деле является благом для вас. И возможно, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Сура «Корова» аят 216).
Огромное количество страданий и несчастий, осложняющих жизнь людей, являются ничем иным, как прямым следствием их собственных же деяний. Но интересно, что многие люди, для того чтобы оправдать себя в собственных глазах или в глазах окружающих, стараются не замечать своей вины и всю ответственность перекладывают на мифическую судьбу или божественное предопределение. «На все воля Аллаха» – говорят некоторые из них, скрывая таким образом свою лень и невежество. «Нет на свете справедливости» – говорят другие, упорно не замечающие своих просчетов и ошибок. Но если посмотреть на все беспристрастным взглядом, то станет очевидно, причиной значительной части бед человечества являются поступки отдельных людей или же всего общества в целом.
Возьмем к примеру болезни. Подавляющее большинство болезней является результатом халатного отношения человека к своему здоровью. Несоблюдение режима, переедание, беспечность в следовании советам врачей. Кто кроме самого курильщика виноват в том, что его сердце начало работать с перебоями? Кто виноват в том, что человек заработал пневмонию, если в морозную погоду он не надевал теплую одежду? Кто кроме беспечных родителей повинен в нездоровье своего ребенка, если они зачали его в пьяном угаре? Почему больной винит какие-то высшие силы, если он сам вовремя не обратился к врачу? Приблизительно также обстоит дело со многими другими нерадостными событиями в жизни человека. Кто-то не хотел учиться, ленился корпеть за учебниками и в результате не достиг желаемого положения в обществе. Кто-то был чересчур уверен в себе, считал недостойным советоваться с мудрыми и опытными людьми, а затем совершил некое деяние и сто раз пожалел об этом. А ведь если предварительно он посоветовался бы со знающими людьми, то без сомнений избежал бы всех этих сожалений. Почему то люди забывают о законе причины и следствия, и начинают искать причины своих поражений вне себя, зачастую обвиняя Творца миров в отсутствии благосклонности к ним.
В Священном Коране имеется множество аятов, в которых указывается на связь между деяниями человека и бедами, возникающими в его жизни в результате этих деяний: «Все хорошее, постигающее тебя, от Аллаха. А все плохое, постигающее тебя, от тебя самого» (Сура «Женщины» аят 79). Сколько несчастий и бед в жизни простых людей проистекают из их собственных необдуманных деяний! В данном аяте сказано, что «все хорошее» исходит от Аллаха, так как Он дарует человеку все возможности для достижения его целей. А «все плохое», говорится далее, исходит от самого человека. Возможно, так сказано потому, что человек не использует дарованные Аллахом возможности в тех целях, для которых эти возможности были сотворены и поэтому они приобретают отрицательный оттенок.
То же самое происходит и в человеческом обществе, когда группа людей начинает угнетать другую группу людей. В своих бедах последние по праву должны обвинять первых. По сообщению средств массовой информации что в прошлом году число людей, страдающих от голода, достигало около миллиарда человек, многие из которых умерли от этого. В то время как некоторые люди по ночам не могут уснуть из-за переедания, или же в отдельных государствах уничтожаются огромные запасы продуктов питания лишь для того, чтобы удержать на необходимом уровне стоимость продуктов. Происходит все это не из-за того, что Творец отвернулся от голодных, а потому что группа людей, используя дарованную им Аллахом свободу воли, использует ее для достижения своих корыстных целей, даже не задумываясь об отрицательных последствиях своих деяний, от которых страдают другие люди. В Коране сказано: «Нечестие появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки» (Сура «Румы» аят 41).
Отсутствие безопасности, войны, которые ведутся ради наживы, экономические потрясения, массовый обман, угнетение обездоленных и все остальное нечестие ни что иное, как следствие дела рук человеческих. Все это проявления угнетения, совершаемого одними представителями общества в отношении других.
Здесь возникает вопрос: «А почему Аллах допускает угнетение одними людьми других людей?» Ответ на этот вопрос необходимо искать в свободе выбора, который Творец предоставил человеку. Человек не принуждаем в своих действиях, человек сам выбирает как ему поступать. Он может сделать благое деяние, за которое ему полагается награда Аллаха. Но он также может совершить скверный поступок, за который его ждет наказание. Всевышний Аллах указал человеку прямой путь, обозначил для него границы, которые тот не должен переступать, а человек уже сам волен поступать так, как ему заблагорассудится.
Кто станет отрицать, что в большинстве случаев человек, который пользуется всевозможными и непрекращающимися благами, постепенно перестает осознавать ценность этих благ. Он полностью забывает их значение для него, он забывает Того, кто является источником этих благ и вследствие этого перестает благодарить Его. Реальность такова, что если жизнь человека будет протекать в постоянном покое, удовольствии и отдыхе, если в его жизни не будет происходить никаких потрясений, то почва для его дальнейшей деградации будет подготовлена самым наилучшим образом.
Наверное многие слышали о людях, которые в самом прямом смысле этого слова устали от жизни. У них есть все, они могут заполучить все, что желают, они беспрестанно наслаждаются всеми видами благ, в их жизни не происходит никаких событий. Но им скучно, их утомила такая жизнь. Возможно поэтому часть бед в нашей жизни призвана напомнить нам о значении благ и ценности всевозможных милостей Господа Миров. Если бы человек никогда не болел, то он никогда в своей жизни не вкусил бы радости от дарованного ему здоровья. Если бы в природе не происходило всевозможных катаклизмов, человек не наслаждался бы этим продолжительным покоем и затишьем, под сенью которых развивается все живое.
Как много на свете людей, пользующихся всевозможными благами и по этой причине пребывающих во сне беспечности. Они обладают материальным достатком, они не обделены здоровьем, они достигли положения в обществе. Порой изобилие мирских благ до такой степени обволакивает сердце человека, что он перестает задумываться о смысле жизни, о смерти, о том, кто он и зачем находится здесь. Он уже не размышляет о происхождении мира и о его Создателе. Он перестает замечать трудности людей, живущих вокруг него, он забывает о помощи близким. В какой-то момент гордыня и высокомерие полностью захватывают его сущность и это уже не тот прежний человек, который всегда старался принести пользу не только для себя, но и для тех, кто жил рядом с ним. Подобное пребывание в забвении и высокомерном состоянии заводит человека так далеко, что он уже не может самостоятельно выбраться обратно. И здесь ему на помощь приходит милость Творца, который никогда не забывает о своих рабах. Своей милостью Аллах вызывает в жизни человека бедственные события, которые призваны пробудить его от состояния беспечности и высокомерия, в котором он пребывает в течение длительного времени. Данная часть несчастий и страданий встряхивает человека, заставляет по-новому взглянуть на окружающий мир и на его место в нем. Они показывают ему его недостатки и пороки, о которых он когда-то помнил, но сейчас позабыл, они указывают на быстротечность и суетность земного мира, они побуждают его к непреходящим благам вечного мира. Они напоминают ему, что не все в этом мире находится в его власти, что у этого мира есть Творец, который дарует человечеству многочисленные блага, и к Нему должны стремиться люди.
Как много людей продолжали ли бы пребывать в плену забвения, если бы в их жизни не происходили горестные события. Как много людей никогда не познали бы Всевышнего Аллаха и смысла своей жизни, если бы в какой-то момент они не потеряли близких, или не заболели, или не лишились своих материальных благ. Если бы не благосклонность Аллаха, закутанная в одеяние несчастий и бед, эти люди никогда не вернулись бы к Нему, в результате чего они навсегда лишились бы вечного счастья загробного мира. Разве это не милость Аллаха? Разве после этого можно назвать эти несчастья несправедливостью? Конечно же, не все люди делают правильные выводы после возникновения в их жизни трудностей и несчастных событий. Огромное их количество так и не возвращается к Аллаху, не схватывает протянутую к ним руку помощи. Они как и прежде продолжают свою дорогу по пути заблуждения, так и не поняв, зачем они столкнулись со всеми этими тяготами. Но все же многие люди извлекают для себя верные уроки и, возблагодарив Творца, начинают новую жизнь, в которой уже нет места прежней беспечности, невежеству и гордыни.
В Священном Коране по этому поводу сказано: «Мы дадим им вкусить меньшее наказание (земного мира) помимо величайшего наказания (мира загробного). Может быть они вернутся на прямой путь» (Сура «Поклон» аят 21). В данном аяте речь идет об одной из сокровенных милостей Аллаха, когда посредством различных жизненных неприятностей оступившемуся человеку дается возможность обдумать свои действия и цели, а затем вернуться на прямой путь, ведущий к вечной благосклонности Аллаха. Творец не желает предавать своих рабов вечной каре загробного мира, поэтому всеми способами Он старается направить их на истинный путь. Он даровал им разум, чтобы они размышляли, Он ниспослал к ним пророков с небесными писаниями, чтобы они наставлялись посредством них, Он даровал им многочисленные блага, чтобы они благодарили Его. И в некоторых случаях Он подвергает их тяготам в этом мире, таким как болезни и страдания, природные катаклизмы и утрата близких, потеря имущества и страх. Аллах поступает так не оттого, что стремится наказать их, а для того, чтобы не лишать людей даже этого шанса быть спасенными от нелегкой участи, которую испытают в загробном мире все отвернувшиеся от истинной веры. Однако не нужно забывать, что существуют наказания, во время наступления которых перед грешниками закрываются двери покаяния, и им уже нет возврата назад. Подобная небесная кара предназначена для уничтожения этих грешников и прекращения их скверных деяний, чинимых ими в этом мире и доставляющих страдания всему человечеству. Такой карой были поражены Фараон и его приспешники, когда их навсегда поглотили морские волны. Но даже им до этого был дан шанс опомниться и вернуться к Аллаху, как сказано об этом в Коране: «Мы поразили род Фараона засухой и неурожаем плодов, быть может они одумаются» (Сура «Преграды» аят 130). Но они не одумались и продолжали угнетать народ и пребывать в забвении и высокомерии, они не использовали дарованной им возможности покаяться, за что и были повержены небесной карой.
Испытания – это неизменная сунна Аллаха, являющаяся еще одной из многочисленных милостей Создателя к человечеству. Трудности и беды закаляют человека, также как перепады высокой и низкой температуры закаляют металлы, после чего они становятся прочней и крепче. Как в душевном совершенстве, так и в развитии свойств тела и духа, наилучших результатов добиваются люди, столкнувшиеся с различными трудностями в жизни, претерпевающие трудности и несмотря на все преграды совершающие деяния для достижения своих целей. Именно такие люди становятся благочестивыми праведниками, великими учеными. Биография практически всех выдающихся личностей, которые оставили след в истории, наполнена лишениями и претерпеванием тягот. Испытания ниспосылаются отдельному человеку, но порой они охватывают целые народы, сплачивали всю нацию, выводили наружу весь ее умственный и духовный потенциал, заставляли ее собрать всю силу и мощь.
Конечно же, реакция отдельного человека или какой-либо нации перед лицом трудностей и лишений неодинакова. Многие из них сдаются, ослабевают, начинают с пессимизмом смотреть в будущее. Однако ни в коем случае не нужно забывать, что все божественные испытания, которые выпадают на долю человека или нации, не являются чем-то непосильным, с чем невозможно справиться. Аллах всегда посылает испытания, учитывая внутренний потенциал испытуемого, Он не подвергает его трудностям, которые тот не в силах выдержать, ведь, как уже было сказано, божественные испытания – это средство роста и совершенства человеческой личности. В Коране говорится: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Сура «Корова» аят 286). По поводу испытаний в Коране сказано: «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? (Сура «Паук» аят 2). «Мы непременно испытаем вас чем-либо из страха, голода, потери имущества, людей и плодов. Так обрадуй же терпеливых, которые, когда постигает их беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и, воистину, к Нему мы вернемся». Они – те, кто удостоился благословения Господа и милости. Они следуют прямым путем» (Сура «Корова» аяты 155-157). Аллах испытывает всех людей, но по-разному. Кому-то ниспосылается страх, голод, болезни, кто-то теряет близких, имущество. Лишь терпение способно вывести человека победителем из всех этих жизненных передряг, только вера в Аллаха и упование на Него помогут ему преодолеть все беды. Недаром аят призывает обрадовать терпеливых.
Часть страданий и бед в жизни человека является воплощением божественного наказания, ниспосылаемого ему в отместку за его грехи и скверные проступки. Конечно же, в этом тяжело убедить неверующего, в сердце которого отсутствует вера в Творца. Но верующий человек, искреннее верящий в Него и в Его справедливость, всегда помнит о вероятности божьей кары.
Человеческие грехи можно разделить на два вида. К первому виду относятся грехи, являющиеся настолько тяжкими, что заслуживают кары и в этом мире, и в мире загробном. Ко второму виду грехов относятся проступки, которые смываются возмездием в этом мире и не будут наказуемы в вечной жизни, что на самом деле является еще одной из многочисленных милостей Всевышнего Аллаха к оступившимся рабам. К примеру, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что болезни стирают грехи, указывая этим на то, что болезнь ниспосылается верующему как милость Аллаха, которая стирает его незначительные проступки. Божественное наказание за грехи может прийти сразу же после их совершения, но возможно, что между совершением греха и наказанием пройдет какое-то время, в течение которого человеку дается шанс покаяться в содеянном.
Страницы истории человечества полны примеров из жизни отдельных людей и целых народов, которые обладали могуществом, богатством, влиянием и другими благами, но погрязли в грехах, гордыне и нечестии, за что и были наказаны божественным провидением. В Священном Коране описывается множество подобных примеров, но ограничимся лишь приведением двух аятов. В первом аяте говорится о жителях селения, наслаждающихся бесконечными благами от Аллаха, но неблагодарно забывших Его: «Аллах привел в качестве притчи селение, пребывающее в мире и покое. Его жители обретали свой удел в изобилии отовсюду, но не благодарили Аллаха за эти блага, и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха за то, что они вершили» (Сура «Пчелы» аят 112). Если бы путники вошли в это селение, после того как его жителей охватили засуха, голод и страх за свои жизни, то возможно они бы удивились и подумали: «За что им эти несчастья и где же справедливость?» Но если бы они узнали предысторию этих событий, если бы они узнали о творящихся здесь нечестиях, о том, что богатые не помогали бедным, а бедные погрязли в обмане и воровстве, если бы они увидели какие тут совершались грехи, то они непременно сказали бы «Да, жители этого селения заслужили то, что получили».
В следующем аяте Аллах рассказывает нам о мадйанитах, адитах и самудянах – народах, живших до пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), а также о высокомерном Фараоне и его приспешниках, которых настигла божья кара: «И каждого мы покарали за его грех. На некоторых из них Мы обрушили ураган с камнями, некоторых из них поразил чудовищный глас (удар грома), некоторых из них поглотила земля, а некоторых из них Мы потопили. Аллах не был несправедлив к ним, они сами были несправедливы к себе» (Сура «Паук» аят 40). Если адиты были наказаны ураганом, а самудяне ударом грома, если Карун и все его имущество были уничтожены землетрясением, а Фараон и его приспешники потоплены в море, то это было воздаянием Аллаха за их скверные деяния. Это воздаяние справедливо и виноваты в нем лишь сами грешники.
О наказании Аллаха говорится также в многочисленных преданиях, имеющихся в сборниках хадисов. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда после меня среди народа распространится прелюбодеяние, увеличится число неожиданных смертей. Когда люди будут обсчитывать при взвешивании, Аллах ниспошлет на них засуху и нужду. Когда станут чинить препятствия выплате закята, земля скроет свои блага и не даст урожая, фруктов и минералов. Когда будут выноситься несправедливые приговоры, то этим будет оказано содействие гнету и вражде. Когда люди станут нарушать договора, Аллах дарует власть над ними их врагам. Когда будут разрываться родственные связи, имущество окажется в руках нечестивцев. Когда люди оставят призыв к благому и перестанут удерживать от порицаемого, Аллах поставит над ними правителей-тиранов. И тогда уже не будут услышаны мольбы их праведников». «Воистину, если Всевышний Аллах разгневается на какой-либо народ и не направит на них небесную кару, то цены взметнутся вверх, а продолжительность жизни людей уменьшится. Их торговля не принесет им прибыли, их реки засохнут, их плоды не будут созревать, власть над ними возьмут в руки нечестивцы и не прольется на них дождь».
«Судный час не наступит до тех пор, пока не участятся землетрясения» Аль Бухари; «Перед наступлением Судного Дня распространится лихоимство (ростовщичество) Ат – Табарани; «Некоторые люди из моей общины будут считать опьяняющие напитки разрешенными и придумывать для них другие названия» Ахмад…
Такое ощущение, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об этом не тринадцать веков назад, а будучи нашим современником и свидетелем происходящего в мире сегодня. Почему в мире так много стихийных бедствий? Многочисленные землетрясения, наводнения, пожары, сходы ледников, разрушительные ураганы и т.д. Видя смерть и страдания огромного количества людей, человек нередко задается вопросом: как это совместимо с Милосердием Всевышнего, почему нас постигают стихийные и иные бедствия, за что гибнут сотни тысяч мужчин, женщин и детей, как верующих, так и неверующих?
В этой связи прежде всего необходимо понимать, что землетрясения и другие стихийные бедствия являются знамениями Всевышнего. И задача человека – размышлять над ними и делать соответствующие выводы в своей жизни. Посылая землетрясения Аллах предостерегает Свои творения, совершающие грехи и нарушающие Его законы. Природные катаклизмы напоминают нам о необходимости каяться перед Аллахом, просить у Него прощения, творить добро и держаться подальше от запретного. Аллах заключил Свою мудрость и знание во всем. Он создает по Своей воле любые явления, в том числе и для того, чтобы вселить в Своих рабов чувство смирения, а также предупредить их об опасности идолопоклонства и пренебрежение Его законами и своими обязанностями .
Восприняв это как урок и окинув внимательным взглядом все, что происходит в окружающей нас жизни, с горечью убеждаешься, что большая часть нашего общества находится в состоянии глубокой нравственной деградации и распутства, ничуть не меньшем, чем поверженные в небытие народы прошлого. И задумайтесь о том кого напоминают вам те или иные представители нашего общества, тем более они осведомлены об общечеловеческих нравственно – моральных устоях человека.
Человечество не должно ни на минуту забывать, что только Великий Аллах волен покарать любого человека или целое общество. Только ему ведома степень тяжести прегрешений каждого из нас. Мы можем сокрыть их от людей, но ничто не укроется от Всевышнего, каждый миг, каждый шаг нашей жизни - дурной или добрый записывается в нашу летопись, которая будет вручена нам в День воскресения.
Несмотря на то, что события, описанные в Коране, имели место много тысяч лет назад, а человечество претерпело множество изменений, смену политических, социальных, технологических и культурологических условий жизни, мало что изменилось в сознании каждого человека и общества в целом, продолжающих кичиться своим невежеством и неверием, гордыней и неблагодарностью к Всевышнему Создателю. И какие бы изменения ни претерпевало человечество, каких бы высот ни достигли они в своем развитии, ни технологии, ни показатели экономического благосостояния не имеют никакого значения. Они бессильны уберечь дегенерирующие, безбожные народы от наказания Всевышнего Аллаха. Эта истина, о которой Коран напоминает нам: «Неужели они не странствовали по земле и не видели, каким был конец тех, кто был до них? Они превосходили их силой возделывали землю и отстраивали его лучше, чем это делают они. Их посланники приносили им ясные знамения. Аллах не был несправедлив к ним – они сами поступили несправедливо по отношению к себе.» Коран, с.30 а.9. И хотя этот аят был адресован мекканским многобожникам, этот призыв также применим и ко всем неверующим в веках.
Не постигает ли современные «цивилизации» участь погубленных народов! Не перешли ли мы границы дозволенного? Когда прекратят люди творить свои скверные деяния, так ничего и не осознав из назиданий Аллаха? Не пора ли преклонить колени, а лбом прикоснуться до земли перед божественностью Аллаха? Какие доказательства еще нужны, чтобы осознать и засвидетельствовать, что нет божества кроме Аллаха а, Мухаммад Его раб и посланник?! Известный ученый богослов Ибн аль – Къаим, говорил: «Иногда господь разрешает земле дышать и тогда происходят крупные землетрясения. Это пугает людей так, что они начинают каяться, отказываются от совершения грехов, и просят прощения у Всевышнего.
Однако остается последнее – а чем виноваты погибшие верующие, богобоязненные люди, которые не были уличены в неверии и распутстве. На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если среди народа, распространится порок, то Аллах нашлет на них наказание (бедствие): «Его спросили, даже если среди них будут праведники?: Да, и в Судный День Аллах каждому воздаст сообразно его делам».
Хвала Аллаху, Господу миров