Камни бросают в дерево, которое даёт плоды

Камни бросают в дерево, которое даёт плоды

Хвала Аллаху Господу миров!

Нет такого праведного человека, который не совершал бы грехов, но даже малые грехи праведника всегда более заметны, чем большие злодеяния нечестивца. Тёмное пятно всегда лучше выделяется на чистом листе. И стоит праведному человеку оступиться, как люди завистливые и вредные уже распространяют молву о нём, особенно если он призывает к исламу и пользуется доверием. Правильно говорят, что камни бросают в то дерево, которое даёт плоды. Иной раз даже мусульмане охотно распространяют слухи об ошибках имамов и проповедников, оправдывая себя тем, что предостерегать от заблуждений важнее, чем обучать прямому пути. И ошибки имамов действительно таят в себе большую опасность для уммы, потому что мусульмане равняются на них, прислушиваются к их фетвам и советам. Как сказал Умар ибн аль-Хаттаб: «Ислам разрушают три вещи: ошибка учёного, споры лицемера о Коране и имамы, вводящие в заблуждение» [Сифа ан-нифак, с. 43].

Праведные предшественники призывали верующих быть бдительными и обучаться религии только у людей правдивых, заслуживающих доверия, обладающих твёрдыми знаниями и поступающих в соответствии с ними. Имам Малик сказал: «Знания нельзя брать у четверых: глупца, который открыто говорит глупости, и того, кто следует своим страстям и призывает к ним, и того, кто известен своей лживостью, даже если он не лжёт от имени Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и того, кто обладает достоинствами и праведностью, пока не известно, как он поведёт себя дальше» [Джами баян аль-илм, с. 821].

Эти четыре категории людей, претендующих на знания, представляют собой наибольшую опасность. И хотя у них разные мотивы и намерения, все они говорят об исламе без знания, распространяют еретические новшества и отворачивают людей от Сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Между собой они не согласны во многом, но ни к кому они не питают большей неприязни, чем к приверженцам Сунны, потому что именно достоверные хадисы разрушают их еретические толкования и ставят точку в любом споре.

Но разве только лицемеры и нововведенцы были причиной распространения заблуждений среди мусульман? Сколько ошибок в акыде и религиозной практике появилось по причине неверного иджтихада имамов! И сколько раз искренние и богобоязненные учёные отказывались от своих прежних воззрений, публично раскаивались в них и опровергали их в трактатах и посланиях. Они очистили свою совесть перед Аллахом, но не сумели очистить сердца людей от тех сомнений, что они поселили в них. Выдающийся сподвижник Абдаллах ибн Аббас сказал: «Горе тем, кто следует за учёным, от ошибок этого учёного!» Его спросили: «Что это значит?» Он сказал: «Учёный высказывает своё мнение, а потом встречает того, кто знает о Посланнике Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, больше него, и он отказывается от своего мнения, а его последователи продолжают держаться за него» [Мувафакат 4/90].

А бывает и так, что человек обладает знаниями о Коране и Сунне, но не живёт в соответствии с ними. Из-за маловерия и любви к мирским благам он продаёт знамения Аллаха задёшево и причиняет исламу не меньший вред, чем те, кто откровенно враждует с мусульманами. Об этом пишет Ибн аль-Каййим: «Скверные учёные сидят у врат Рая и призывают людей к нему своими словами и одновременно зовут их к Огню своими делами. И каждый раз, когда слова их говорят людям: «Давайте же!», их дела говорят им: «Не слушайте их, потому что если бы то, к чему они призывают, было истиной, то они сами первыми вняли бы этому призыву». Они прикидываются проводниками, а на самом деле они — разбойники-грабители» [Фаваид, с. 85].

Но если человек известен своими знаниями и благочестием, если в своих суждениях он опирается на Коран и Сунну и руководствуется пониманием первых мусульман и праведных имамов, то нельзя дискредитировать его в глазах людей только за то, что он где-то оступился или имеет особое мнение в каких-то вопросах иджтихада. За свои знания и старания на пути Всевышнего он больше всего заслуживает того, чтобы верующие отнеслись к нему снисходительно и с пониманием. Абд аль-Азиз ибн Абу Раввад, имам мекканского Харама и один из знатоков хадисов, сказал: «Когда ваши предшественники замечали у своего брата недостаток, они увещевали его по-доброму, получая награду за то, что призывали к добру и удерживали от зла, а эти обижают своего товарища, выводят его из себя и позорят его» [Джами аль-улюм 1/258].

Никто из нас не владеет истиной, и каждый пытается приблизиться к ней по мере своих сил и возможностей. И самые правильные знания — те, которые делают нас более праведными и богобоязненными, украшают наш нрав и помогают нам любить мусульман, ценить их за лучшие из их качеств и прощать им их ошибки. Это не значит, что ошибкам учёных нужно потакать или вовсе не замечать их, но исправлять их нужно мягко и не привлекая к этому лишнего внимания, не ущемляя их достоинство и не принижая их заслуг. И хотя в истории ислама много примеров того, как жёстко и нетерпимо относились некоторые имамы к другим учёным, с которыми они расходились во взглядах, это совершенно не означает того, что поступать так правильно по отношению ко всем и всегда.

Праведные предшественники были обычными людьми со своими слабостями и недостатками. Между ними случались споры и конфликты, а иной раз они подвергались обструкции и гонениям, и многие другие обстоятельства тоже оказывали влияние на их настроения и подходы. Поэтому любые их высказывания необходимо сопоставлять с тем, что мы находим в Коране и Сунне, принимая то, что совпадает с ними, и оставляя то, что противоречит им.

Комментируя жёсткие взгляды имама Ибн Хузаймы о тех, кто не признаёт вознесение Аллаха на трон или считает Коран творением, имам аз-Захаби называет его высказывания «грубыми и неприемлемыми для многих поздних улемов». Далее он пишет: «Праведные предшественники не вдавались в рационалистические истолкования божественных атрибутов. Они просто верили в них и довольствовались этим, признавая знание о них за Аллахом и Его Посланником. Если же каждого, кто допустил ошибку в иджтихаде, мы посчитаем непригодным и обвиним в нововведении, несмотря на действительность его веры и его желание следовать истине, то лишь немногие из имамов спасутся от нас» [Сияр 14/376].

e-minbar