Каково положение шестидневного поста в месяце Шауваль, является ли он обязательным?
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, а затем:
Соблюдение поста шесть дней в месяце Шавваль является желательной сунной, но никак не обязательным предписанием
Мусульманину рекомендуется в месяце Шавваль шесть дней соблюдать пост. В этом содержится великая польза и огромная награда. Кто исполнит соблюдение этого поста, тому запишется вознаграждение за соблюдение поста в течение целого года, как это достоверно сообщается от пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) – в хадисе, передаваемом со слов Абу Айуба, да будет доволен им Аллах. В нём говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – сказал: “Кто исполнит соблюдение поста в Рамадане, а вслед за ним станет также поститься шесть дней Шавваля, тому будет засчитано как будто он постился продолжительный промежуток времени”». Этот хадис приводят Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса’и и Ибн Маджах.
Сам же Пророк – мир ему и благословение Аллаха – разъяснил продолжительность этого промежутка времени, сказав: «Кто станет соблюдать пост шесть дней после Дня разговения, тому будет засчитан целый год поста, ибо кто совершит благое дело, тот получит воздаяние в десятикратном размере». В другой версии говорится: «… Аллах увеличит благодеяние в десятикратном размере. Так, один месяц поста в Рамадане будет засчитан за десять месяцев, а еще шесть дней поста в Шаввале будут засчитаны как два месяца, и тем самым получится, что человек постился целый год».
Приводят ан-Наса’и и Ибн Маджах. Этот хадис также приводится в сборнике «сахих ат-таргыб ва-т-тархиб» (1 / 421). Его также передаёт Ибн Хузейма в такой форме: «Пост в месяце Рамадан будет оценен в десятикратном размере, а шесть дней поста будут засчитаны как два месяца, и таким образом получится целый год».
Ханбалитские и шафиитские ученые говорят, что соблюдение шестидневного поста в Шаввале после соблюдения поста в Рамадане будет приравнено к соблюдению обязательного поста в течение целого года
Так как каждое благое дело оценивается десятикратно, и такое кратное увеличение награды распространяется на все благодеяния, в том числе и на дополнительные желательные посты.
Также одним из важных достоинств шестидневного поста в Шаввале является то, что он восполняет упущения, допущенные при соблюдении обязательного поста в Рамадане. Постящийся не бывает чистым от нерадения и проступков, которые умаляют его пост, а в День Суда из дополнительных постов будет взято то, чем покроются недостатки обязательных постов, так как Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Первое деяние, за которое будут отчитаны люди в День Суда – это молитва. Наш Господь – велик Он и всемогущ! – скажет Своим ангелам, хотя Ему будет известно лучше, чем им: “Взгляните на молитву Моего раба, была ли она полноценной, или же недостаточной!”. Если она окажется полноценной, то и будет записана как полноценная, а если в ней будет какой-либо изъян, то Аллах скажет: “Посмотрите, нет ли у Моего раба дополнительных молитв!”. Если у него будут дополнительные молитвы, то Он скажет: “Восполните Моему рабу недостатки его обязательной молитвы из его дополнительных молитв!”. Затем все дела будут разбираться таким же образом». Этот хадис приводит Абу Дауд. А Аллах же знает лучше!
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
Ханафитские и Маликитские ученые порицали пост в месяце Шауваль
Имам Абу Ханифа, а также Абу Юсуф, порицали пост шести дней Шаууаля. Но с той разницей, что Абу Ханифа считал в любом случае это нежелательным, будь то в начале месяца Шаууаль или же в конце, подряд или с промежутками. Тогда как Абу Юсуф считал нежелательным именно соблюдения поста шести дней Шаууаля подряд, но если поститься эти дни не подряд, то он не видел в этом проблем. См. “аль-Бахр ар-раикъ” 2/278.
В любом случае, ответом на это является то же самое, что было ответом на слова имама Малика. И точно так же, как многие маликитские имамы, несмотря на мнение Малика, посчитали пост в шесть дней Шаууаля желательным из-за прямого достоверного хадиса, так же и большинство ханафитских имамов считало пост в эти дни желательным, несмотря на мнение Абу Ханифы. Так, ханафитские имамы аз-Зайля’и и Ибн аль-Хумам сказали: “Абу Ханифа и Абу Юсуф порицали пост в шесть дней месяца Шаууаль. Однако большинство шейхов (ханафитов) не видят проблем в этом посте”. См. “Табьйин аль-хакаикъ” 1/332, “Фатх аль-Къадир” 2/355.
Имам аш-Шаукани сказал: “Абу Ханифа и Малик сказали, что порицается пост в течение шести дней Шаууаля, опираясь на то, что этот пост могут посчитать обязательным. Однако подобные слова являются несостоятельными, не подобающими для разумного человека, не говоря уже об учёном, чтобы подобное противопоставлять достоверной и ясной пророческой Сунне! В таком случае подобное суждение можно сказать и о прочих видах желательного поста, однако никто подобного не говорил”. См. “Нейль аль-аутар” 4/322.
Шейх Мухаммад аль-Мубаракфури сказал: “Мнение тех, кто сказал о порицании поста в шесть дней Шаууаля, является несостоятельным, противоречащим хадисам данной главы. И по этой причине большинство ханафитских шейхов считали, что в этом посте нет никаких проблем”. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/545.
Шейх Сафийю-р-Рахман аль-Мубаракфури сказал: “Обсуждаемый хадис является ясным, явным аргументом в пользу желательности соблюдения поста в шесть дней Шаууаля. Однако вызывает удивление то, что Малик и Абу Ханифа высказались о порицании этого. Но большинство ханафитских шейхов не видели проблем в посте этих дней, поступив тем самым прекрасно”. См. “Миннатуль-Му’ним” 2/202.
О словах имама Малика, что он не видел никого из числа обладателей знания, кто постился бы в эти дни, и что до него ничего не дошло от кого-либо из саляфов касательно поста в месяце Шаууаль
Что касается слов имама Малика, то, во-первых, то, что он не видел саляфов, которые соблюдали пост в течение шести дней месяца Шаууаль, то это не указывает на то, что таковых не было.
К примеру, о посте в эти дни передаётся от Ибн ‘Аббаса, Ка’ба аль-Ахбара, Тауса, аш-Ша’би, ‘Али ибн аль-Хусайна, Маймуна ибн Михрана, и др. См. “Хилья аль-аулия” 3/142, “аль-Мугъни” 3/56, “Лятаиф аль-ма’ариф” 488. И все эти саляфы жили за 60-70 лет до рождения имама Малика.
Сообщается, что правнук Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – ‘Али ибн аль-Хусайн, именуемый, как Зейн аль-‘Абидин, говорил: “Что касается добровольного вида поста, то это пост в понедельник и четверг; пост шести дней месяца Шаууаль после Рамадана; пост в день ‘Арафа; и пост в день ‘Ашура. В отношении каждого из этих постов человек перед выбором, если он желает – постится, а если не желает, то не постится”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 3/142.
Что же касается того, что передаётся от аль-Хасана аль-Басри, что якобы он порицал пост в течение шести дней месяца Шаууаль, как это передавал хафиз Ибн Раджаб, то в действительности такое понимание из его слов не является однозначным.
Шейх ‘Абдур-Рахман аль-Му’аллими по поводу этих слов аль-Хасана сказал: “Этот асар указывает на то, что такая Сунна, как пост в течение шесть дней Шаууаля была известна во время аль-Хасана, и он не видел никаких проблем в этом посте. Однако он просто указал на то, что пост в эти дни не является обязательным.
Во-вторых, имам Малик в своих словах не упомянул о хадисах данной главы, и не отрицал их достоверность, и как говорили учёные, включая и самих маликитов, Малик просто мог не знать о хадисах про пост в Шаууале. Так, признанный имам маликитского мазхаба – хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “До Малика не дошёл хадис Абу Айюба, несмотря на то, что этот хадис передаётся от мединских передатчиков. Ведь невозможно охватить всё знание. А что касается того, что именно порицал Малик, то он сам это пояснил: чтобы простолюдины ничего не прибавляли к обязательному посту Рамадана”. См. “аль-Истизкар” 10/529.
Также и Ибн Рушд аль-Малики сказал: “Что касается поста в течение шести дней Шаууаля, то это достоверно установлено от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однако Малик считал это нежелательным либо по причине опасения, что люди будут связывать с Рамаданом то, что не имеет к нему отношения, либо по причине того, что до него не дошёл хадис этой главы, либо из-за того, что этот хадис для него был недостоверный, и это является более вероятным”. См. “Бидая аль-муджтахид” 1/372.
Хафиз ан-Науауи в отношении хадиса о посте в шесть дней Шаууаля сказал: “В этом хадисе содержится довод в пользу мазхаба аш-Шафи’и, Ахмада, Дауда (аз-Захири) и тех, кто совпал с ними, в желательности соблюдении поста в эти шесть дней. Но Малик и Абу Ханифа порицали это. Аллах Знающий и Мудрый!
Когда мусульманин начинает соблюдать шестидневный пост месяца Шавваль?
Можно приступать к соблюдению шестидневного поста Шавваля со второго дня месяца Шавваль, так как запрещается поститься в праздничный день. Можете соблюдать пост в любые шесть дней месяца Шавваль, какие хотите, однако лучшие благодеяния – это те, которые совершаются пораньше.
Постоянному Совету был задан вопрос: «Необходимо ли, чтобы по завершении Рамадана соблюдение шестидневного поста начиналось сразу на следующий день после праздника, или же можно соблюдать его через несколько дней после праздника в месяце Шавваль?».
Совет ответил: «Нет необходимости в том, чтобы начать соблюдать пост на следующий день после Праздника разговения. Можно приступить к его соблюдению через день или через несколько дней после праздника. Кто хочет, можете соблюдать в Шаввале эти шесть дней поста подряд один за другим, а кто хочет, соблюдает их с перерывами между днями поста, как человеку будет удобнее. В этом деле каждый свободен выбирать, как ему поступать. И этот шестидневный пост не является обязательным, а только желательным.
А Аллах же оказывает содействие! И да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его род и его сподвижников, и ниспошлёт им Мир!» «Фатава аль-Ляджнати-д-Даима», 10 / 391
Можно ли, прежде чем восстановить пропущенные обязательные посты, исполнить вначале соблюдение шестидневного поста Шавваля, если оставшихся дней будет не достаточно?
По достоверному мнению, соблюдение шестидневного поста в месяце Шавваль обусловлено полноценным завершением поста в месяце Рамадан. На это указываю слова Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – «Кто исполнит соблюдение поста в Рамадане, а затем вслед за ним станет также поститься шесть дней Шавваля, тому [будет засчитано] как будто он постился продолжительный промежуток времени». Приводит Муслим (1164)
Слова: «а затем…», — это наречие, используемое для обозначения временной последовательности действий. Оно указывает на то, что в первую очередь должно быть полноценно исполнено соблюдение поста в Рамадане (как своевременного, так и возмещаемого), и только после этого начинается соблюдение шестидневного поста в Шаввале. Только при такой последовательности можно будет обрести ту награду, о которой говорится в хадисе.
К тому же, о том, у кого имеются долги по постам Рамадана, говорят: «Он частично исполнил соблюдение поста в Рамадане», — но не говорят: «Он исполнил соблюдение поста в Рамадане».
Вместе с тем, если у человека была уважительная причина, которая не позволила ему поститься шесть дней в месяце Шавваля, из-за того, что он в этом месяце возмещал пропущенные посты, как например, женщина, у которой в Рамадане были послеродовые кровотечения и в течение всего месяца Шавваль она восстанавливала пропущенные в Рамадане посты, то такой человек может в месяце Зуль-ка’да возместить пропущенный шестидневный пост Шавваля, после того как возместит пост Рамадана. Но если он без уважительной причины не станет соблюдать пост в Шаввале и пропустит так весь месяц, то ему уже не удастся получить награду за этот упущенный пост.
Как-то раз шейха Ибн ‘Усеймина – да помилует его Всевышний Аллах! – спросили о том, может ли женщина, имеющая долги по постам Рамадана, прежде исполнить соблюдение шестидневного поста, или же она должна вначале исполнить долговые посты. Он ответил:
«Если у женщины будут долги по постам, которые она должна будет восстановить, то она не может соблюдать шестидневный пост Шавваля, пока не возместит долговые посты. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто исполнит соблюдение поста в Рамадане, а затем вслед за ним станет также поститься шесть дней Шавваля, тому [будет засчитано] как будто он постился продолжительный промежуток времени».
Та, на ком лежит обязанность восстановить пропущенные в Рамадане посты, не может быть признана тем, кто исполнил соблюдение поста в Рамадане, и она не сможет обрести предусмотренную за соблюдение шестидневного поста награду, пока не освободится от долговых постов.
Но если допустить, что возмещение пропущенных постов займёт весь месяц Шавваль, как например, если у женщины будут послеродовые кровотечения, из-за чего она ни одного дня в Рамадане не будет соблюдать пост, а затем приступит к возмещению пропущенных постов в Шаввале и завершит их восстановление только после того, как наступит Зу-ль-ка’да, то она может после этого начать соблюдать шестидневный пост и получит награду как тот, кто постился эти шесть дней в Шаввале, поскольку их откладывание было вынужденным, а их своевременное исполнение (то есть, исполнение шести дней поста в Шавваля) было невозможным» (конец цитаты). «Маджму’ аль-фатава», 20 / 19.
Помимо всего прочего, восстановление пропущенного по уважительной причине поста – это обязанность. Мало того, она является частью этого столпа Ислама. Поэтому, поспешность в исполнении этого обязательства и в освобождения себя от бремени этого долга, приоритетно над совершением всех остальных дополнительных желательных поступков.
Можно ли совместить соблюдение шести дней поста Шавваля с соблюдением поста по понедельникам и четвергам?
Да, никаких препятствий для Вас в этом нет. Вам тем самым запишется награда как за соблюдения шестидневного поста в Шаввале, так и за соблюдение поста по понедельникам и четвергам.
Шейх Мухаммад б. ‘Усеймин – да помилует его Аллах! – сказал: «Если эти шесть дней поста будут соблюдаться по понедельникам и четвергам, то будут достигнуты две отдельные награды, если имелось намерение приобрести награду за соблюдение шестидневного поста и отдельно награду за пост по понедельникам и четвергам, в соответствии со словами Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – “Воистину, дела оцениваются по намерениям, и воистину, каждый получит то, что он намеревался обрести”». «Фатава исламийа», 2 / 154.
Намерение на одновременное соблюдение поста в белые дни (айаму-ль-бид) и поста шести дней Шавваля
Спрашивали об этом нашего шейха ‘Абду-ль-‘Азиза б. ‘Абдуллаха б. База. Он сказал, что надеется на то, что такой человек получит это. Поскольку в действительности получится, что он соблюдал и шестидневный пост и пост в белые дни, а Милость Аллаха безгранична!
Шейх Мухаммад б. Салих аль-‘Усеймин ответил следующим образом: «Да… если он будет поститься шесть дней пост шавваля, то нет для него надобности в том, чтобы отдельно постится белые дни тоже. Независимо от того, соблюдал ли он пост шести дней в белые дни, или соблюдал их до белых дней, или соблюдал их после белых дней, в любом случае получится, что он постился три дня в месяце. ‘Аиша – да будет доволен ею Аллах! – сказала: “Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – по три дня в месяц соблюдал пост. И ему было без разницы, когда их соблюдать, в начале месяца, в середине, или в конце”.
Это подобно тому, что нет необходимости совершать отдельно молитву приветствия мечети, если вместо неё совершена молитва-ратиба. Если кто войдёт в мечеть и совершит молитву-ратиба, то ему уже нет необходимости совершать молитву приветствия мечети… а Аллах же знает лучше!»
Аллах Знающий и Мудрый!