Каков хукм поста в пути при наличии современных средств передвижения?

Каков хукм поста в пути при наличии современных средств передвижения?

«Каково шариатское постановление о посте путника, учитывая то, что в наше время, при наличии современных средств передвижения, пост в дороге держать не трудно?»

Ответ: «Путник может или держать пост, или не держать, т.к. Всевышний Аллах сказал: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура «аль-Бакара», аят 185).

Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, выезжали вместе с Пророком ﷺ в путь, и среди них были как постящиеся, так и те, кто не держал пост, и никто из них не порицал друг друга.

Пророк ﷺ постился, находясь в пути. Абуд-Дарда’, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы были (в пути вместе) с Посланником Аллаха ﷺ в рамадане, было очень жарко, и никто из нас не постился, кроме Посланника Аллаха ﷺ и ‘Абдуллаха ибн Равахи» (Аль-Бухари (1945), Муслим (1122)).

В основе путник может выбирать сам: будет ли он держать пост или нет, но если соблюдение поста не вызовет у него затруднений, то поститься ему будет лучше по следующим причинам:

во первых, своим постом в пути он будет подражать и следовать Посланнику Аллаха ﷺ.

во вторых, ему будет легче поститься вместе с людьми (чем одному возмещать пропущенные дни после рамадана).

в третьих, так он быстрее очистит свою совесть (выдержав пост всех дней рамадана).

Если ему тяжело соблюдать пост в пути, то он не должен поститься, и пост в такой ситуации не будет относиться к проявлением его благочестия. Однажды (находясь в пути) Пророк ﷺ увидел какого-то человека, вокруг которого собрались люди, закрывавшие его от солнца, и спросил: «Что с ним?», и они ответили: «Он постится». Пророк ﷺ сказал: «Соблюдение поста в пути не является (проявлением) благочестия» (Аль-Бухари (1946), Муслим (1115).). Общее значение этого выражения относится к каждому, кто находится в подобной ситуации (как тот человек, которому было тяжело поститься в пути).

На основании этого мы скажем: в наше время путешествия совершаются с легкостью (как сказал об этом человек, задавший вопрос), и в большинстве случаев путник не испытывает затруднений от поста, и, если ему не тяжело, ему будет лучше поститься».

См. «Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, 590-591, вопрос 404