Как в Рязанской области открывали памятник царице Сююмбике и почему этого до сих пор не сделали в Казани...

Как в Рязанской области открывали памятник царице Сююмбике и почему этого до сих пор не сделали в Казани...

Пожалуй, вторыми по значимости после «Изге Болгар җыены» мероприятиями 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии стали события в Касимове (татарское название — Ханкирмән) Рязанской области. 

Кульминацией была установка памятника последней царице Казанского ханства Сююмбике, инициированная ДУМ РФ. «БИЗНЕС Online» побывал на церемонии, а также послушал проповедь муфтия Равиля Гайнутдина, которую он произнес в мечети, куда в свое время ходили ханы Ханкирмән.

Писательница и общественный деятель, автор статей о Сююмбике Фаузия Байрамова на церемонию открытия памятника не приехали по религиозным убеждениям, но считает, раз уж решили ставить памятник, то надо было делать это в Казани. 

«Её место, безусловно, в Казани, даже не пойму, почему выбрали Касимов, — сообщила Байрамова нашему корреспонденту. — Есть скульптура Камиля Муллашева, ее должны были установить в год 100-летия ТАССР — не установили. Я добивалась, чтобы в Казани была улица Сююмбике, мечеть, носящая ее имя, но до сих пор ничего нет». 

Одновременно собеседница газеты заметила, что никогда не выступает против установки памятников. Единственным исключением стало некогда желание запечатлеть образ Ивана Грозного в городе, который русский царь захватил в 1552 году.

business-gazeta.ru... Прочитать полностью...

Кнут и пряник для татар

Конец этой недели - это серия символических ударов кнутом по Татарстану и татарам с выдачей одного небольшого пряника, который потом могут отобрать.

Практически в один день Верховным судом принято решение об окончательной ликвидации старейшей татарской национальной организации ВТОЦ - Всетатарской общественный центр, и подал в отставку Энгель Фаттахов, глава татарского национального бастиона в республике - Актанышского района.

Запрет ВТОЦ сенсацией не стал - то, что остатки независимых национальных движений в республиках будут добиты, должно было быть понятно уже давно. Изощренность состоит в том, что сделали это в тот же день, когда принудили уйти в отставку Фаттахова на фоне провокации.

Предлогом стала история с провокационным возведением православного креста посреди мусульманского кладбища в татаро-мусульманском Актаныше. Человек, которого привезли туда хоронить, жил не в Актаныше, хотя и был прописан там. Зачем-то его православная семья привезла хоронить его тело на это кладбище, где лежат мусульмане. При этом администрации кладбища было сказано, что он тоже принял Ислам, однако, потом на могиле возвели большой крест. Крест аккуратно спилили еще в декабре прошлого года, что вызвало небывалый скандал. После этого его возвели вновь. Сегодня его кто-то снес опять, после чего глава района с покаянной подал в отставку, как будто бы в этом виноват он, а не те, кто ломали этот крест, и не те, кто намеренно создал такую провокационную ситуацию.

А суть этой истории в том, что Актанышский район самый татаро-мусульманский в Татарстане. В связи с чем к нему давно возникают вопросы: "А чаво это тут одни нерусские живут, не пора ли их денацифицировать?" Вот, видимо, и решили, что пора, поэтому в один день и окончательный запрет крупнейшей и старейшей татарской организации, и отставка главы самого татарского района.

Зато днем раньше торжественно объявлено о создании "Татарстанского батальона", который отправился в Украине. 

Благо, призывы к ней вовсю звучали в связи с татарами на фоне редкого радостного для них события - открытия в Касимове в исторически татарской части города памятника Сююмбике, которая является символом борьбы за свободу Казанского ханства. Памятник по просьбе татарской общественности открыли местные, рязанские власти...

А в Казани перестали объявлять остановки в транспорте на татарском и английском языках...

Первый заммуфтия не видит ничего плохого в том, чтобы увековечить образ богослова. Брать пример в этом отношении с других исламских стран в Татарстане не намерены: «Как представитель татарстанского духовенства могу сказать, что мы надеемся, что в течение ближайших 5—7 лет вообще избавимся от нужды в чужом примере. Наше духовенство еще 100 лет назад ответило на 90% вопросов, которые сегодня обсуждаются в исламском мире с пеной у рта».

Потереть собаке нос на станции метро "Площадь Революции" в Москве, приложиться к ступням Апостола Петра в Ватикане, обнять за грудь Джульетту в Вероне, кинуть монетку в памятник Петру I в Санкт-Петербурге — у туристов много ритуалов на удачу, связанных со скульптурами... Прочитать полностью...

О создающих изображения

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh), что посланник АЛЛАhа ('алейhи ссаляту уа ссалям) сказал: «АЛЛАh Всевышний сказал: “Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”» аль-Бухари 10/324, Муслим 2111.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им АЛЛАh) рассказывал: “Я слышал, как пророк ('алейhи ссаляту уа ссалям) сказал: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучить его в Аду»”. аль-Бухари 4/395, Муслим 2110.

Посланник АЛЛАhа ('алейhи ссаляту уа ссалям) также сказал: «В день Воскрешения появится голова из Огня и скажет: “Поистине, мне велено предать мучению троих: каждого, кто взывал наряду с АЛЛАhом к кому-либо, всякого тирана, и создающих изображения”». ат-Тирмизи 2/95, Ахмад 2/336. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейх аль-Альбани и Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса.

Усама ибн Зайд рассказывал: “Однажды я вошёл в Ка‘бу, к находившемуся там посланнику АЛЛАhа ('алейhи ссаляту уа ссалям), который, увидев изображения на стенах, повелел принести ведро воды. Я принёс ему воды, и он, смывая эти изображения, говорил: «Да погубит АЛЛАh народы, которые изображают то, что они не создавали». ат-Таялиси 623, ат-Табарани 1/130. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 996.

Сообщается, что когда ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им АЛЛАh) один из жителей Шама пригласил в гости, ‘Умар спросил: “Имеются ли у вас в доме изображения живых существ?” Хозяин дома ответил: “Да!” После этого ‘Умар не вошёл в его дом до тех пор, пока не были поломаны и выброшены эти изображения. аль-Байhакъи 2/268. Иснад достоверный.

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh), что посланник АЛЛАhа ('алейhи ссаляту уа ссалям) сказал: «Явился ко мне ангел Джибриль, мир ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашёл лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре, и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из неё два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”». Ахмад 2/305, Абу Дауд 4157. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Держать в своих домах какие-либо изображения живых существ является грехом и ослушанием АЛЛАhа и Его посланника ('алейhи ссаляту уа ссалям). Джабир (да будет доволен им АЛЛАh) сказал: “Пророк ('алейhи ссаляту уа ссалям) запретил держать в домах изображения, а также их создавать”. ат-Тирмизи 1749, Ибн Хиббан 1485. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Имам аль-Хаттаби (да смилуется над ним АЛЛАh) сказал: “В хадисах речь идёт о любых изображениях, имеющих душу. Таковыми могут быть рисунки на стенах, потолках, изображения, вышитые на одеждах и тканях или скульптуры, памятники и т. п." См. “аль-Кабаир” 203.
Также к изображениям относятся и фотографии, как сказали это большие ученые, среди которых и Ибн Баз, и Ибн ‘Усеймин и аль-Альбани (да смилуется над ними АЛЛАh). См. “Адабу-ззифаф” 113.

Когда изображение не является полноценным?Самым главным в изображении является голова, и если ее удалить, то это уже не изображение! Доказательством этому является слова пророка ('алейhи ссаляту уа ссалям): «Изображение – это голова, и если удалить голову, то нет изображения». аль-Байhакъи 7/270, аль-Исма’или в “аль-Му’джам” 2/662. Хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 1921.

Также на это указывают слова Джибриля (мир ему), который сказал: «…повели отделить голову скульптуре, и скульптура станет подобной дереву». Ахмад 2/305, Абу Дауд 4157. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Что из изображений является дозволенным?

Учёные считаю, что дозволено фотографироваться, если в этом есть необходимость, как, например, на паспорт.

Также дозволены детские игрушки в виде кукол и т. п. если есть в них польза. Ар-Рубайи' бинт Му’аууиз (да будет доволен ею АЛЛАh) рассказывала: “Утром в день ‘Ашура пророк ('алейhи ссаляту уа ссалям) отправил человека, чтобы он возвестил в селениях ансаров: «Пусть поевший утром этого дня уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведёт его до конца»”. Ар-Рубаййи’ сказала: “С тех пор мы соблюдали пост в этот день сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку (чтобы он увлёкся), пока не наступало время разговения”. аль-Бухари 1960.

Также и у ‘Аиши в детстве были игрушки, среди которых была лошадка с крыльями, и сама она говорила: “Я играла в куклы у посланника АЛЛАhа ('алейhи ссаляту уа ссалям)”. аль-Бухари 6130, Муслим 2440.

Однако не следует покупать детям игрушки в виде всяких уродов и монстров!

Дозволено также рисовать природу. Сообщается, что как-то раз к Ибн ‘Аббасу (да будет доволен им АЛЛАh) пришёл один человек и сказал, что он зарабатывает на жизнь своими руками, делая изображения. Ибн ‘Аббас ему сказал: “Я скажу тебе лишь то, что слышал от посланника АЛЛАhа ('алейhи ссаляту уа ссалям). Я слышал, как он ('алейhи ссаляту уа ссалям) сказал: «Того, кто создаст какое-либо изображение, АЛЛАh станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнёт в него дух, а он не сможет сделать этого никогда!»” Услышав его слова, этот человек глубоко вздохнул, и его лицо пожелтело от страха. Тогда Ибн ‘Аббас сказал: “Горе тебе, если уж ты непременно и впредь хочешь заниматься этим, то тебе следует изображать деревья и всё то, в чём нет души”. аль-Бухари 2225.

А шейх Аль-Альбани рахимаhуЛлаh в книге "Адабуз-Зифаф" (Этикет брака) писал: "Прежде чем я закончу свое отступление, мне бы хотелось обратить внимание на то, что, несмотря на нашу абсолютную уверенность в том, что оба способа изготовления изображений (создание изображения руками и фотографический способ - мое пояснение) являются запретными, мы отнюдь не считаем, что всякое изображение, которое несет в себе практическую пользу, непременно подлежит запрету, при условии, что это не ведет к каким-либо пагубным последствиям и не достижимо каким-либо другим дозвленым способом. Я имею в виду те случаи, когда существует потребность в изображениях в медицине, географии, во время поиска преступников, когда о них необходимо предостеречь население и т.п. В подобных случаях использование изображений считается дозволенным, а иногда даже обязательным. В пользу этого свидетельствуют два хадиса.

Первый хадис: ‘Аиша рассказывала о том, что часто играла с куклами, и Пророк, мир ему и благословение АЛЛАhа, приводил к ней подруг, чтобы они играли вместе с ней. Этот хадис передали аль-Бухари (10/433), Муслим (7/135), Ахмад (6/166, 233 и 234), согласно версии которого приводится данный хадис, и Ибн Са’д (8/66). Согласно другой версии хадиса, ‘Аиша рассказывала о том, что когда она играла с куклами, и к ней входил Пророк, мир ему и благословение АЛЛАhа, он прятался от нее под одеждой. Абу Авана сказал: «Он поступал так, для того, чтобы, увидев его, она не прекратила играть». Этот хадис с достоверной цепочкой рассказчиков передал Ибн Са’д (8/65). Далее в книге мы приведем еще один хадис, в котором говорится о том, что ‘Аиша играла с «конем, у которого были крылья, сделанные из кусков ткани». Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис приводится в качестве аргумента теми, кто считает дозволенным использовать куклы и игрушки в играх девочек. Это – частный случай, представляющий собой исключение из запрета на использование изображений. С этим полностью согласился къадий Ийад. Он сообщил, что с таким исключением согласно большинство ученых, которые считают дозволенным продавать игрушки для девочек в воспитательных целях, чтобы обучать их с детства ведению домашнего хазяйства и уходу за детьми».

Второй хадис: Рубеййи бинт Муаввиз рассказывала: «Утром в день Ашура Пророк, мир ему и благословение АЛЛАhа, отправил гонцов в селения, [расположенные вокруг Медины], чтобы они сообщили о том, что те, кто с утра не постились, должны поститься оставшуюся часть дня, а те, которые постились, должны продолжить пост. После этого повеления мы стали поститься сами и заставляли поститься своих детей, [тех из них, кто был еще совсем мал, если на то была воля АЛЛАhа. Когда мы шли в мечеть, то] делали для них игрушку из шерсти [и брали ее с собой]. Если какой-нибудь малыш начинал плакать от голода, мы давали ему эту игрушку, и так продолжалось до самого разговения». (Согласно другой версии хадиса: «А если они просили у нас поесть, мы давали им игрушку, которая их забавляла до тех пор, пока не за-кончился пост»). Этот хадис передали аль-Бухари (4/163), согласно версии которого приведен данный хадис, и Муслим (3/152), которому принадлежат дополнения в квадратных скобках, а также другая версия хадиса.

Оба хадиса свидетельствуют о том, что изготавливать и использовать изображения можно в тех случаях, когда это целесообразно в воспитательных, просветительских и образовательных целях. Это также позволено в тех случаях, когда польза от процесса изготовления изображений и самих изображений для Ислама и всех мусульман очевидна. Однако в остальном запрет остается в силе – это касается портретов шейхов, выдающихся людей, друзей и пр. – словом, всего, что не несет в себе пользу, но лишь уподобляет мусульман неверным в их преклонении перед идолами. АЛЛАh лучше знает."

Источник