Как суфисты отвращают от получения шариатского знания?
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
«Остерегайся сидеть с теми, которые зовут к томлению (шавкъу) [по Аллаху] и любви, с теми, которые остаются наедине с женщинами, призывают к пути (тарикъату) [своего] течения (мазхаба). Все эти находятся на заблуждении».
Здесь он говорит: «Остерегайся того, чтобы сидеть с теми, которые призывают к томлению (шавкъу) и любви (махаббе)». До этого он предостерёг нас от того, чтобы сидеть с знатоками калама, здесь он предостерегает от того, чтобы сидеть с последователями суфизма. Это те, которые поклоняются Аллаху (пречист Он и возвышен) посредством каких-то разных своих методик, которые полны разных новшеств (бид'атов), в отношении которых Аллахом не было ниспослано никакого довода и знания. Они оставляют Сунну, их вообще не интересует хадис, их не интересует получение религиозного знания (талябату-ль-'ильм), более того, они предостерегают людей от того, чтобы получать религиозное знание (талябату-ль-'ильм), говорят: «Зачем получать это знание? Это религиозное знание отвлекает тебя от поминания Аллаха, поклонения Аллаху».
Это великое заблуждение, потому что поклонение Аллаху или поминание Аллаха принимаются Аллахом, и они будут правильными, только если они соответствуют Корану и Сунне. А как они будут соответствовать Корану и Сунне, если ты не знаешь, что соответствует Корану и Сунне?! Если поклонение не основано на знании, тогда это будет заблуждение (даляль). Пророк ﷺ говорит: من عمل عملًا ليس عليه غيرُ أمرِنا فهو رَدٌّ «Если кто-то совершает какое-то деяние, на которое нет нашего указания, то оно отвергнуто».
Раз деяние, на которое нет указания Пророка ﷺ, отвергнуто, значит, обязательно нужно знание, потому что ты узнаешь, на что есть указание Пророка ﷺ, а на что нет его указания, не иначе как путём изучения.
مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ «Если кто-то вводит в эту нашу религию то, что не из неё, то отвергнуто». Хадис передали аль-Бухари (2697) и Муслим (1718).
Поэтому ни в коем случае не относись прохладно к получению знания ('ильма) и знай, что получение знания лучше, чем дополнительные виды поклонения. Это говорим не для того, чтобы отвратить вас от дополнительных (навафиль) видов поклонения Аллаху, — наоборот, тот, кто получает знание, больше других стремится к тому, чтобы поклоняться Аллаху, делать какие-то дополнительные (навафиль) поступки. Но это мы говорим в противовес тем, которые говорят: «Лучше займитесь постом, намазами, зикрами, не надо знание ('ильм)».
Талябату-ль-'ильм — это великое поклонение, это лучше, чем дополнительные виды поклонения, потому что человек, который сидит, изучает религию, повторяет, изучает какие-то религиозные вопросы, получает 'ильм, лучше, чем человек, который совершает ночной намаз, потому что, во-первых, этот человек, если он изучает, будет поклоняться Аллаху на основе знания, видения сердца, во-вторых, он принесёт пользу себе и пользу другим. А польза того, который занимается поклонением, совершает ночной намаз, всю ночь молится, постится днём, замыкается в основном на нём самом и не распространяется на людей. Поэтому Пророк ﷺ говорит:
فضلُ العالمِ على العابدِ كفضلِ القمرِ على سائرِ الكواكبِ «Превосходство знающего над поклоняющимся, как превосходство луны [в ночь полнолуния] над другими небесными светилами». Хадис передали Абу Давуд (3641), ат-Тирмизи (2682), Ибн Маджа (223) и Ахмад (21715), аль-Албани назвал хадис достоверным.
Потому что этот месяц (къамар) освещает, приносит пользу людям, которые двигаются во мраках суши, моря. Также говорят, что месяц влияет на созревание плодов и ещё чего-то. Много пользы от этого месяца, луны. Что касается других звёздочек, которые там, тут, они сами по себе светятся, но не освещают для других, т. е. их польза замыкается на них самих.
И мы сейчас говорим о сравнении учёного с человеком, поклоняющимся Аллаху правильно. Что тогда говорить о тех, которые поклоняются Аллаху без знания?!