Как сделать Рамадан особенным?
Благословенный месяц начался, и все условия для покаяния и совершения добрых дел уже созданы и облегчены, остается только правильно воспользоваться этой прекрасной возможностью!
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В первую же ночь месяца рамадан заковывают дьяволов и мятежных джиннов, и запирают врата Ада, так что ни одни из них не открываются, и распахивают врата Рая, так что ни одни из них не закрываются. И взывает глашатай: "О тот, кто желает (совершить) добро, приступай! О тот, кто желает (совершить) зло, прекрати! Аллах будет освобождать из Ада". И это повторяется каждую ночь» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.)
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: “Пришел к вам Рамадан, благословенный месяц! Вменил вам Всемогущий и Великий Аллах пост в этот (месяц). В нем открываются врата небес и закрываются врата Ада, а шайтаны заковываются в оковы! И у Аллаха есть в этом месяце одна ночь, которая лучше, чем тысяча месяцев. И тот, кто лишился блага этой ночи, тот лишенный!” (Ахмад, ан-Насаи и др.)
Да поможет нам Аллах воспользоваться этой прекрасной возможностью и провести Рамадан должным образом! Аминь!
Рамадан — это месяц Божьей милости и благодати. Это лучший из двенадцати месяцев, который Всевышний Аллах отметил ниспосланием Корана и ночью величия.
Некоторые из творений Аллах избирает для Себя, отмечает их особой милостью, делает их намного более благодатными, чем другие творения того же рода. Среди людей Аллах избрал пророков, и они несли людям благо. Среди дней Аллах избрал первые десять дней месяца зуль-хиджжа, среди ночей — последние десять ночей рамадана и в особенности ночь величия — Лейлят-уль-Кадр, которая лучше тысячи месяцев. Всем прочим храмам Аллах предпочёл Заповедную мечеть в Мекке, которую Он сделал киблой для верующих.
И ведь что интересно, не для Себя Аллах сделал всё это. Не для Себя Он устроил наш мир так, а для нас. Потому что мы нуждаемся в нашем Господе, в поклонении Ему и в том, чтобы наши мольбы были услышаны и приняты. Как-то раз одного учёного спросили, почему Кааба именуется Домом Аллаха. Разве Аллах нуждается в доме, разве может быть у Него дом, у Господа небес и земли? Он ответил, что дом этот нужен Аллаху не для Себя, а для того, чтобы принимать в нём гостей и радовать тех, кто стремится к встрече с Ним. Так же и рамадан. Это — месяц Аллаха. Всевышний избрал его, чтобы в этот месяц люди усердствовали в поклонении Ему больше, чем в другое время.
Время вообще удивительное творение. Оно разное. Эти мгновения, минуты, часы — они только на первый взгляд пролетают одинаково. Нет, они очень не похожи друг на друга. Одни часы несут добро, в других скрывается опасность. Одни предназначены для труда, а другие — для отдыха. Рано утром работается лучше, чем после обеда или ночью, а дневной отдых не компенсирует ночной сон. Есть часы, когда прощаются многие грехи тех, кто выстаивает молитву в это время, и есть часы, когда стираются грехи из книги тех, кто постится в это время, и в пятницу есть особый час, когда Аллах не отвергает ни одну добрую мольбу.
А в рамадане каждый вечер, когда верующие собираются на ифтаре, Аллах кого-то освобождает от Ада. Навсегда! Именно так, и об этом говорится во многих хадисах, например, в хадисе Джабира, который приводится в «Сунане» Ибн Маджи (1711): «Поистине, при каждом разговении Аллах кого-то освобождает [от Ада], и происходит это каждый вечер», то есть каждый вечер в рамадане.
Вы знаете, что значит быть навсегда освобождённым от Ада? Это когда Аллах говорит ангелам: этот раб Мой освобождён от Ада, и что бы он ни совершил, Я уже простил его. Это не значит, что теперь он может грешить, распутничать и всё это сойдет ему с рук. Нет, но он сумел приблизиться к Аллаху настолько, что теперь уже Аллах будет рядом с ним и будет оберегать его от падения. Он сумел очистить своё сердце и вкусить сладость веры в такой мере, что теперь низкие поступки сильно ненавистны ему. И теперь в нём есть свет, который и раньше пробивался через покрывало, но сейчас он сияет без помех и помогает ему видеть истину и держаться за неё и видеть ложь и сторониться её.
Вот оно, духовное перерождение, которое должно произойти с человеком в рамадане. Это то, за что Аллах навсегда избавляет кого-то из постящихся от Ада и записывает его имя в число жителей Рая. Но если постящийся не ощущает в себе этих перемен, если он с трудом воздерживается от потворства страстям днём, а сразу после разговения позволяет себе то, что не угодно Всевышнему, то его пост приносит мало пользы. И вряд ли его имя будет среди тех, кого этой ночью навсегда освободят от Ада. Вот почему в хадисе говорится: «Если человек не перестаёт лгать или поступать лживо, то Аллах не нуждается в том, чтобы он отказывался от еды и питья» (аль-Бухари 1819).
Но почему многие из нас — и с этим нельзя не согласиться, — очень многие постящиеся в конце дня ощущают не прилив имана, а только голод и жажду? Потому что они, несмотря на то, что они постятся уже не первый год, так и не поняли смысла этого великого обряда.
Пост важен не сам по себе. Он не мыслим без молитвы и без милостыни. Пост — это щит, который призван защитить нас от нас самих, ослабить низменные порывы нашего нафса, вырвать нас из водоворота земной суеты. Наш отказ от того, что любит нафс, пусть даже кратковременный, делает его слабее и избавляет сердце от зависимости от него. Лишившись сил, нафс перестаёт тянуть сердце вниз, к низменным страстям и желаниям. Он сжимается и освобождает место для веры и любви к Богу. Но для того, чтобы сердце воспылало любовью к Аллаху, нужны молитва, зикр и чтение Корана. Они заполняют светом веры душу, которую очищает пост.
Если постящийся много поминает Аллаха и читает Коран, если он смиренно раскрывает своё сердце для этих великих смыслов, то в нём рождается неуёмное желание творить добро. Именно поэтому в рамадане наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спешил делать добро и становился щедрее, чем ветер, приносящий обильные дожди на высохшую землю. Он не делал для этого усилий — это шло изнутри, потому что его сердце переполнялось потребностью служить другим и приносить пользу. Усилий ему стоило бы не помогать людям в эти дни. Вот что нужно понимать, чтобы сравнить своё состояние в рамадане с тем, что должно произойти с нами в эти удивительные дни.
То есть, выстаивая молитву, читая Коран и зикры, мы запасаемся духовной пищей, которая необходима для движения навстречу Аллаху. Пост устраняет препятствия, которые мешают нам стремиться вверх, привязывают нас к мирскому, ослабляют нашу решимость. Сами по себе пост и молитва, конечно, тоже приближают человека к Богу. Ещё как приближают. Но для того, чтобы по-настоящему устремиться ввысь, этого недостаточно. Для этого нужно научиться жертвоваться ради Аллаха и для людей. Как сказал об этом Всевышний, «вы не обретёте благочестия, пока не будете жертвовать из того, что вы любите» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 92).
Если вы действительно хотите сделать свой рамадан особенным, каждый день жертвуйте ради Аллаха тем, что вы любите. Откажитесь, например, от какой-нибудь деловой встречи, не критически важной, но не обязательной, каких бывает много в нашей жизни, а вместо этого сходите в мечеть, выключите свой телефон и читайте Коран от одной молитвы до другой. Только не думайте, что это так просто. Не каждому дано усидеть между двумя молитвами в мечети, поминая Аллаха, читая Коран и размышляя над его смыслами. Попробуйте и убедитесь в этом сами.
Но, если у вас получится, вы обязательно почувствуете в своём сердце перемену и выйдете из мечети уже другим человеком. Вы сделаете свой шаг навстречу Аллаху, а ведь Он бежит навстречу тому, кто идёт к Нему. Это достоверно. Это проверено. Только это должно быть не просто посещение мечети в свободное время. Нужно отказаться от чего-то, к чему вы успели привыкнуть, нужно пожертвовать чем-то и вместо этого сделать нечто, что приблизит вас к Аллаху.
Это может быть не только посещение мечети. Можно помочь детскому дому или нуждающемуся соседу, навестить больного друга или родственника, с которым вы дано не виделись. Просто сделайте что-то такое, что будет не просто благодеянием, а вызовом вашему размеренному образу жизни, вашим привычкам и пристрастиям. И тогда ваш рамадан станет по-настоящему особенным.
И ведь не случайно пост называют духовным странствием. Это из Корана, в сурах «Ат-Тауба» и «Ат-Тахрим» слово саихун означает «постящиеся», а переводится оно и как «странствующие». Почему? Потому что важен не сам отказ от еды и питья. Гораздо важнее тот путь навстречу Богу, который можно преодолеть за это время. А кроме того, во время странствия человек оказывается в непривычных для себя ситуациях, узнает много нового о мире и о самом себе. Так же и во время поста верующий открывает для себя духовный мир в совершенно новых красках и намного лучше узнает самого себя и своего Господа.
Просто задумайтесь над тем, почему молитва таравих предписана нам именно в рамадане. Казалось бы, в этом месяце верующие и без того усердствуют в поклонении и лишают себя маленьких радостей днём. Почему же с наступлением темноты они не идут отдыхать, а встают на долгую молитву, гораздо более долгую, чем в обычные дни? Потому что днём благодаря посту, милостыне и добрым делам они сумели преодолеть сопротивление нафса и сделали несколько шагов навстречу Аллаху, а теперь этот результат нужно закрепить.
Расслабившись, верующий может легко растерять всё то, что он приобрёл днём в рамадане. Нет, речь не идёт о совершении каких-то непристойных поступков или лишении награды за благие дела. Речь о том, как сберечь накопленный за день духовный заряд, чтобы не откатиться назад и чтобы потом продолжить восхождение к новым высотам. Даже сподвижники ощущали отлив духовных сил после того, как выходили от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и возвращались к своим мирским делам.
Поэтому достигнутый результат нужно закреплять, и лучший способ сделать это — совершить очередной добрый поступок. Как говорят знающие люди, лучшая награда за благодеяние — это возможность совершить ещё одно благодеяние. А что может быть лучше посреди ночи, чем молитва, которая отрывает тебя от сладкого сна? И вроде бы ты ничем особенным не жертвуешь. Ни с деньгами не расстаёшься, ни жизнью не рискуешь. Но ведь Господу нашему и не нужны все эти жертвы. Достаточно того, что ты приходишь на встречу с Ним в назначенный час, когда люди погружены в спокойный сон, а Он — свят Он и велик! — спускается на ближнее небо, чтобы внять мольбам тех рабов, что не дремлют.
Связь поста с Кораном и молитвой крепкая и неразрывная, и для того, кто открывает для них своё сердце и украшает ими свои дни и ночи, они становятся попутчиками и заступниками после смерти. Как говорил наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в день воскрешения пост и Коран вместе будут заступаться за раба. Пост скажет: «Господи, я удерживал его от еды и желаний днём. Так позволь же мне заступиться за него». А Коран скажет: «Господи, я лишал его сна по ночам. Так позволь же и мне заступиться за него». И им обоим будет позволено стать заступниками для него [Ахмад 5185].
Рамадан — это прекрасная возможность сделать Коран, пост, молитву и жертвенность частью нашей жизни. С окончанием поста утверждается награда верующих, и многие из тех, кто усердствовал в этом месяце, навсегда освобождаются от Ада. Но духовное странствие на этом не прекращается, и Господь наш не отворачивается от нас, а продолжает приближать к Себе тех, кто сделал пост своим образом жизни. Кто ясно видит перед собой цель благодаря твёрдым знаниям, кто обрезает путы страстей благодаря постам, и разжигает кадило веры благодаря молитвам и Корану, и устремляется навстречу Господу благодаря милосердию и прощению. Только тот рамадан особенный, когда ты ощущаешь огромную радость от следования этим путём и больше не желаешь сходить с него.
Эльмир Кулиев