Как просуществовать призывающему на пути Всевышнего?!

Как просуществовать призывающему на пути Всевышнего?!

В наше время мало понимания ислама. Даже среди мусульман, которые молятся и посещают мечети. И не удивительно, что призывать к исламу тяжело. Да что там призывать! Оставаться верующим тяжело — так, чтобы не кривить душой, не идти на компромиссы с совестью. И тем не менее у нас нет иного выбора, кроме как стремиться к тем идеалам, к тем высоким ориентирам, на которые нам указывают Коран и Сунна.

Всевышний сказал: «Вы лучшая из общин, пришедшая на благо людям: вы повелеваете одобряемое, удерживаете от предосудительного и веруете в Аллаха» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 110). Это значит: вы станете лучшими из людей и будете приносить больше пользы, чем кто-либо иной, если будете призывать к благому, удерживать от дурного и веровать в Аллаха, вашего Господа. Речь не идёт о безусловном превосходстве над другими — оно связывается с пользой для людей.

В чём же проявляется эта польза? Прежде всего в том, что мусульмане призывают поклоняться только Аллаху и делать добро, удерживают от постыдных и несправедливых поступков и сами следуют этим заповедям прежде всех остальных. То есть Коран учит нас быть полезными для людей и указывает на один из лучших и самых достойных поступков — призыв к Аллаху, призыв к истине и поклонению Господу, которое есть первейшая цель сотворения человека.

В Коране мы читаем: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: “Поистине, я один из покорившихся”?» (сура 41 «Разъяснены», аят 33). И здесь снова подчёркивается превосходство призыва. Нет и не может быть речей полезнее, чем разъяснение истины, от которой зависит спасение людей после смерти и их духовное благополучие в этой жизни. Но только говорить об этом мало — нужно самому поступать правильно, как требует от нас Всевышний и как это делал Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Если человек поступает так, то в его сердце не остаётся места для гордыни и заносчивости и он говорит: «Я один из мусульман, один из тех, кто добровольно покорился Господу миров».

Это не просто слова. Это состояние души верующего, когда он призывает к Аллаху. Ведь мы делаем это не для того, чтобы окружить себя толпой восторженных почитателей и поклонников. Мы не ищем славы, денег или власти, не пытаемся влиять на умы людей, не создаём свой собственный джамаат, разделяя мусульман на своих и чужих. Мы лишь желаем людям спасения и милости Господа и надеемся, что Господь сделает нас частью этой лучшей общины, одними из многих, каждый из которых особенный потому, что дорог Творцу небес и земли.

Каждый имам в мечети, каждый преподаватель в медресе и вообще каждый верующий, призывающий к Аллаху, должен помнить об этом. Мы не призываем к себе, не собираем вокруг себя фанатичных последователей, не боремся с другими имамами за паству и сторонников. Мы лишь помогаем людям видеть истину и отличать её от лжи. И мы не забываем о себе лишь в том смысле, что стараемся первыми следовать этой самой истине. Напоминая другим, мы прежде всего обращаемся к самим себе. Это наше самое большое приобретение в призыве к Аллаху.

А сколько трудностей встречаются на этом пути! С одной стороны, это сопротивление людей, которые не принимают твои слова. Оно может проявляться в самых разных формах, и мы знаем об этом из деяний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников. А с другой стороны, это внутренние переживания.

Всевышний сказал Своему Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Ты можешь погубить себя от скорби из-за того, что они не веруют» (сура 26 «Поэты», аят 3). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сильно переживал из-за того, что курайшиты отвергали его и отказывались уверовать. Он знал этих людей много лет и желал им только добра, он старался раскрыть им глаза и сердца на истину, но не получалось. Это было выше его сил. Это вообще не в нашей власти, ибо только Аллах наставляет на прямой путь того, кого пожелает. Потому и было сказано ему: не убивайся из-за них, ты не будешь спрошен из-за того, что они не уверовали, делай то, что тебе велено, и терпеливо проповедуй Коран.

Это относится ко всем, кто занимается исламским призывом. Не нужно переживать из-за результата, если ты сам поступаешь правильно, говоришь с людьми мягко и увещеваешь их мудрым словом. Ты будешь спрошен только за свои действия, но не за тот выбор, который делают для себя люди. Ведь даже среди пророков были такие, которым поверили один или два человека или вообще никто не поверил. Ни единый человек! Несмотря на то, что они были избранными и поступали, безусловно, в соответствии с Божьими велениями. И они будут щедро вознаграждены и окажутся в сонме пророков, несмотря на то, что на их призыв не ответил никто из их соплеменников.

А иной раз хороший результат становится искушением для того, кто призывает к Аллаху. Это ведь так легко, обольститься своим успехом, когда у тебя десятки или даже сотни последователей. Они слушают тебя, равняются на тебя, может быть, даже считают тебя лучше и правильнее других. Как тут устоять и уберечься от тщеславия? Как не польститься на материальные блага, которые вдруг появляются и смешиваются с твоим намерением? Это очень трудно, и лишь немногим удаётся пройти такое испытание.

Поэтому, призывая к Аллаху, нужно ориентироваться не на результат, а на следование путём Пророка, мир ему и благословение Аллаха, во всём, от намерения до методов и форм призыва. Цель не оправдывает средства. Это совершенно точно. И если ты стремишься к довольству Аллаха, то беспокоиться нужно не о результате, а о том, насколько искренен ты в своих намерениях и насколько правильны твои слова и поступки. Если это заботит тебя по-настоящему, у тебя не останется времени переживать за то, что люди вокруг мало прислушиваются к твоим словам.

Они могут враждовать с тобой, оскорблять тебя или даже угрожать тебе. Такое тоже случается. Просто запасись терпением и молись, как заповедал нам Всевышний: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве» (сура 2 «Корова», аят 45). Не жди от людей ни благодарности, ни награды. Старайся не строить больших надежд и занизить свои ожидания от людей и от жизни. Так легче избежать болезненных и совсем не обязательных разочарований. Тем более что любая награда, которую могут предложить люди, ничтожна по сравнению с тем, что обещал тебе Господь.

Научись прощать и отвечать на обиду и упрёки добрым словом, а ещё лучше — добрым поступком. Всевышний сказал: «Не равны добро и зло. Ответь тем, что лучше, и тот, кто враждует с тобой, станет для тебя как близкий радетель» (сура 41 «Разъяснены», аят 34), то есть даже заклятый враг может стать тебе другом, если на его обиды ты будешь отвечать добром. Насилием можно остановить зло, но нельзя искоренить его, а добро рождается только от доброты и милосердия.

Смысл этого аята самый широкий, но в первую очередь он касается тех, кто призывает к исламу. Неслучайно ему предшествует аят о превосходстве призыва, о котором мы уже говорили: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху…»

А в следующем аяте Всевышний напоминает нам о пользе терпения: «Но не дано это никому, кроме терпеливых, и не дано это никому, кроме обладающих великой долей» (сура 41 «Разъяснены», аят 35). Терпение и кротость необходимы тому, кто призывает к Аллаху, и это — великий дар от Господа. Многому можно научиться из книг или от учёных, многие навыки можно приобрести путём повторения и тренировок. Но как научиться любить людей? На это способен лишь тот, у кого поистине великая душа. Вернее, тот, кому Аллах раскрыл грудь и сердце.

Знающие люди говорят: «Трудно заниматься исламским призывом тому, кто не любит людей». Речь не идёт о любви в исламе. Скорее, о душевной доброте, мягкости, кротости. Ведь сказано же в Коране: «По милости Аллаха ты был мягок с ними. Будь ты грубым и жестокосердным, они покинули бы тебя» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 159).

Человек призыва мягок, незлобив, незлопамятен. Я бы даже сказал, что он не высокого мнения о себе. Возможно, перед Аллахом и среди ангелов он весьма даже почитаем, но он совершенно не думает об этом. Это помогает ему прощать и забывать обиды, находить оправдание для людей, тратить на них своё время и силы, дарить им всего себя, а если есть возможность, то и расходовать на них из своего имущества, и всё только для того, чтобы смягчить их сердца, чтобы доброе слово поникало в них, а не отскакивало от них как от гладкой скалы.

Все эти качества приличествуют каждому верующему, хотя в наибольшей мере они встречаются у тех, кто посвятил себя призыву к Аллаху. Тут вспоминаются слова нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Верующий любит людей, и люди любят его, и нет блага в том, кто не любит людей и кого не любят люди, и лучший среди людей — тот, кто приносит им больше пользы» (ад-Даракутни в «Афраде» и аль-Макдиси в «Ахадис мухтара»).

Заботясь о тех, кто нуждается в наставлении, призывающий к Аллаху окружает его неподдельным вниманием и старается найти кратчайший путь к их сердцам. Даже если человек из тех, кто не отличается благородством и хорошим нравом, призывающий к Аллаху должен подавать ему хороший пример и стараться смягчить его нрав. Поэтому, когда к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришёл дурной человек, он говорил с ним вежливо и учтиво. А когда мать верующих Аиша спросила его об этом, он ответил: «О Аиша, когда ты видела, чтобы я грубил? Поистине, в день воскресения худшее место перед Аллахом займёт тот, кого люди избегают, опасаясь его вреда» [аль-Бухари 6032].

Заботиться о людях — также значит выбирать подходящее время для бесед с ними и говорить с ними на том языке, который им близок, начиная с самых важных вопросов и не касаясь тех, которые они пока не могут понять, не обижая их нравоучениями и по возможности избегая споров. Всевышний сказал: «Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым назиданием и веди спор с ними наилучшим образом» (сура 16 «Пчёлы», аят 125).

То есть спор — это всего лишь один из способов призыва к Аллаху и не самый главный. Есть люди рассудительные, которых убеждают доводы, и есть такие, которые прислушиваются к добрым назиданиям, и есть любители поспорить, и с каждым нужно говорить на его языке. Но если нет иного способа довести истину, кроме спора, то делать это нужно красиво, мягко, не позволяя себе обижать или унижать собеседника. Потому что иной раз важно не столько переубедить человека, сколько убрать хотя бы одну из помех, мешающих ему разглядеть истину. Возможно, переубедит его кто-то другой и при других обстоятельствах, но он согласится с ним только потому, что прежде ты заронил в его сердце зёрна добра и любви.

А значит, делая добро кому-либо, давая полезный совет или хорошо выполняя свою работу, мы уже призываем к Аллаху. Потому что помогаем людям увидеть в мусульманах что-то хорошее, чего они, возможно, не замечали прежде. Люди судят об исламе не по его мудрым заповедям, а по поступкам простых мусульман. И их искренние благодеяния порой бывают красноречивее, чем полновесные слова факихов. Как сказал Всевышний: «Вы лучшая из общин, пришедшая на благо людям: вы повелеваете одобряемое, удерживаете от предосудительного и веруете в Аллаха» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 110).

e-minbar