Как приручали мусульман
Главным препятствием для ассимиляции туземцев по мнению сведущих в Исламе русских колонизаторов, являлся принцип любви и ненависти во имя веры, силу которого необходимо было сломать или хотя бы ослабить в последователях Ислама.
Вот что об этом пишет офицер русской оккупационной армии туркестанский генерал-губернатор Духовской:
"Сближение наших мусульман с коренным русским народом, по-видимому, возможно лишь на почве ослабления веры мусульман в значение той части их учения, которая проповедует враждебность ко всему христианскому.
Только развитие среди подрастающих молодых поколений правильного образования может постепенно дать место убеждению, что вышедшая в Шариат ненависть ко всему вне Ислама была порождением давно минувших условий быта и деятельности современных жизни Пророка ( да благословит его Аллах и приветствует), ныне потерявших значение.
Но нынешнее обучение молодёжи в многочисленных мусульманских школах может замениться правильным общим образованием в школах русских лишь после усиленных, долговременных, умелых и настойчивых стараний.
Ислам для тёмных и пылких воображением азиатов столь силён, что на быстрый перелом и особенно на поколения, выросшие под обаянием нынешней его силы, было бы напрасно рассчитывать.
Недавно даже в Ташкенте были фанатики, кои, из принципа не осквернить себя, никогда не посещали смежную, русскую часть города".
Из доклада туркестанского генерал-губернатора Духовского " Ислам в Туркестане ", Ташкент, 1899 год.
Ислам является источником мировоззрения, культуры, жизненного уклада всех мусульманских народов и их сильнейшим объединяющим фактором.
Ислам является также основой их идентичности и непреодолимым барьером перед ассимиляцией этих народов.