Как претворять в жизнь хадис: человеку, который на протяжении дня и ночи совершает двенадцать ракаатов, будет построен дом в Раю в пятничный день?

Как претворять в жизнь хадис: человеку, который на протяжении дня и ночи совершает двенадцать ракаатов, будет построен дом в Раю в пятничный день?

Есть хадис, где говорится, что тому кто совершал 12 ракаатов помимо фард намазов, Аллах построит дом в раю. В связи с этим вопрос: как сделать их в пятницу, если перед джума нет 4 ракаатов сунны, а в хадисе передаётся, что 12 ракаатов - это 2 перед фаджр, 4 перед зухр и 2 после, 2 после магъриб и 2 после 'иша?

Хвала Аллаху Господу миров!.

Во-первых:  Джума-пятничная молитва не имеет установленных дополнительных молитв, которые бы совершались до нее. Но есть после.

Во-вторых: В хадисе упоминается достоинство того, кто каждый день станет совершать двенадцать установленных дополнительных ракаатов молитвы. Передается от Умм Хабибы, да будет доволен её Аллах, супруги посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что она слышала, как он сказал: Какой бы мусульманин каждый день ради Аллаха не совершал в течение дня двенадцать добровольных, не обязательных, ракаатов молитвы, Аллах обязательно построит ему дом в Раю (Муслим № 728).

В другом хадисе подробно упоминаются эти ракааты, и в нем нет упоминания о пятнице. В хадисе, которое передала Умм Хабиба, да будет доволен её Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Тому, кто на протяжении дня и ночи совершит двенадцать ракаатов, будет построен дом в Раю. (И это) четыре ракаата до полуденной и два ракаата после полуденной молитвы (зухр), два ракаата после закатной молитвы (магриб), два ракаата после ночной молитвы (‘иша) и два ракаата до утренней молитвы (фаджр) (ат-Тирмизи № 415). Аль-Альбани в Сахих сунан ат-Тирмизи сказал, что хадис достоверен.

Таким образом, пятничный день является исключением из хадиса: Какой бы мусульманин каждый день ради Аллаха не совершал в течение дня двенадцать добровольных…. А значит особая награда, упоминаемая в нём, не касается дня пятницы.

Это не означает, что мусульманин не должен стараться совершать дополнительные молитвы до пятничной, так как о достоинстве совершения дополнительных молитв до пятничной передается хадис, который приводится у аль-Бухари (№ 910). Сообщается, что Сальман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, передал слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится тем, что найдет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями, после чего отправится (на пятничную молитву), и не будет расталкивать (в мечети) сидящих рядом, и помолится столько, сколько было (предписано Аллахом), а потом, когда имам выйдет (на минбар), будет хранить молчание, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей.

Шейху д-ру Бендеру ибн Нафи‘у аль-‘Абдали, члену преподавательского состава в университете аль-Касыма, задали вопрос: Сколько ракаатов добровольных молитв, которые совершал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нам совершать в пятничный день? Известно, что в хадисе говорится о двенадцати ракаатах, а как же быть в пятницу?

Он, да хранит его Аллах, ответил: «Перед пятничной нет установленной дополнительной молитвы, но есть дополнительная после нее – четыре ракаата. Это подтверждается хадисом, который передал Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Когда кто-нибудь из вас будет совершать пятничную молитву, то пусть совершит после неё четыре ракаата“ (Муслим № 881). В хадисе от Ибн ‘Умара, который передали аль-Бухари и Муслим, сказано: „После пятничной молитвы он (пророк, мир ему и благословение) не совершал никакой молитвы до своего ухода, а после, вернувшись домой, он совершал два ракаата“ (аль-Бухари № 937 и Муслим № 882).

Ученые объединили оба хадиса, сказав, что, если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал после пятничной молитвы дополнительную молитву в мечети, то он совершал четыре ракаата, а если он совершал её дома, то – два. Такого мнения придерживался шейху-ль-ислам Ибн Теймийа, да помилует его Аллах. Другие ученые, объединив оба предания, считали, что он совершал шесть ракаатов. Такого мнения придерживались имам Ахмад, Суфьян ас-Саури, ‘Ата и Муджахид. Третья группа ученых считала, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда после пятничной молитвы совершал четыре ракаата, как в мечети, так и дома. Ведь так заповедовал он сам, а то, что дома он совершил два ракаата, никак не противоречит его словам. Есть несколько предположений, почему он совершил (только два).

Верным я считаю мнение, что добровольная молитва после пятничной всегда четыре ракаата. Поэтому, когда человек совершит обязательную пятничную молитву, то после неё он совершает четыре ракаата: находясь в пути, и не будучи путешественником, в мечети или дома. Тогда пятничный день будет исключением из общего смысла хадиса: „Какой бы мусульманин каждый день ради Аллаха не совершал в течение дня двенадцать добровольных, не обязательных, ракаатов молитвы, Аллах обязательно построит ему дом в Раю“ (Муслим № 728). А Аллаху ведомо лучше» (с сайта аль-Ислям аль-йаум).

А Аллах знает лучше.

islamqa.info