Как относиться мусульманам к немусульманским праздникам?

Как относиться мусульманам к немусульманским праздникам?

Новогоднюю елку под Казанью украсили полумесяцем

Полумесяц вместо традиционной звезды установили на новогоднюю елку в парке Победы в райцентре Высокая Гора под Казанью.

По неофициальным данным, инициатива вызвала возмущение у властей республики, и полумесяц демонтируют. Об этом, как сообщает в среду портал "Интерфакс-Религия" говорится в информации, опубликованной на сайте газеты "Московский комсомолец".

Это не первая попытка исламизировать празднование Нового года в Татарстане. Как сообщалось, в Музее исламской культуры при соборной мечети Кул Шариф в Казани с 20 декабря 2014 года по 6 января 2015 года проходит новогодняя программа по исламским мотивам.

В программе под названием "Волшебный караван" перед посетителями предстают "гостья из Саудовской Аравии Фатима и караванщик Саид". Праздник проходит в виде квеста по мотивам хиджры - так называют мусульмане переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Вместо зимы детям рисуют картинку Аравийской пустыни, по которой странствуют караванщик с Фатимой.

Напомним, что несколько лет назад заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Фарид Асадуллин высказал свое суждение относительно того, как надлежит встречать Новый год и вообще отмечать праздники последователям ислама.

"Если речь идет о светских праздниках, то так исторически повелось, что мусульмане, являясь гражданами нашего многонационального государства, отмечали их вместе с другими. Поэтому для нас никакого противоречия в этом вопросе нет. Мусульмане и в Новый год сидят за праздничными столами, верующая часть из них вместо того, чтобы поднимать бокалы с шампанским, в это время возносит хвалу Всевышнему за то, что год успешно миновал, и просит у Него милости на год грядущий", - сказал Асадуллин.

С Именем Аллаха Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и всем его сподвижникам.

Прошло католическое рождество, прошло безбожное рождество и вот наступает рождество православное. На нашем и на многих других исламских сайтах были опубликованы различные статьи, разъясняющие, почему по шариату является запретным участие в этих языческих праздниках. Однако, несмотря на то, что в интернете уже накопилось большое количество материала на тему запретности празднования нового года, находятся некоторые люди, не желающие смириться с данным постановлением Священного Шариата. Эти люди так сильно хотят праздновать языческую мерзость, что закрывают глаза на хадисы, аяты и слова учёных. Некоторые из них считают, что запрет празднования языческих (т.е. неисламских) праздников – это выдумка ибн Таймийи и его ученика ибн аль-Кайима, а основатели четырёх мазхабов не имели никакого отношения к этому запрету. Поэтому хотелось бы пролить свет на высказывания учёных Ислама, которые жили намного раньше ибн Таймийи, и учёных, которые представляют официальную линию четырёх мазхабов ахли-Сунна ва аль-джамаа.

Неисламские праздники запрещены Аллахом

Всевышний Аллах сказал:

وَالَّذِينَ لا يَشْهَدُونَ الزُّورَ وَإِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَاماً

«Они (верующие) не свидетельствуют лживо, а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством». (25.Аль-Фуркан: 72)

У этого аята есть и еще один перевод, также соответствующий правилам арабского языка. Слово «Яшхадуна» (يَشْهَدُونَ) может переводиться не только как «свидетельствуют», но и как «присутствуют», а слово «аз-зур» (الزُّورَ) переводится не только как «лжесвидетельство», но и просто как «ложь». То есть, второй смысл, который содержит в себе этот ёмкий аят, может выражаться в следующем переводе:

«Они не присутствуют при лжи, а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством».

Именно так прокомментировали данный аят такие ранние толкователи Корана, как ад-Даххак, ибн Зайд и ибн Аббас. Также ибн Аббас сказал: «В этом аяте имеются в виду праздники многобожников». Икрима сказал: «Во времена джахилии проходили игры, которые назывались «аз-Зур». Также некоторые муфассиры (толкователи Корана) сказали, что под словом «аз-зур» (الزُّورَ) подразумевается музыка. Некоторые сказали, что имеются в виду бесполезные увеселения, другие сказали, что в аяте говорится о ширке (многобожии). [1] Мухаммад ибн Сирин сказал: «Аз-Зур – это седмица (или вербное воскресение – Шаанин),который является праздником христиан». Ар-Раби` ибн Анас сказал: «Аз-Зур – это праздники язычников». Все эти тафсиры не противоречат друг другу, потому что все действия, о которых говорят данные толкования, являются ложью, и все они совершаются людьми как на рождество (новое и старое), так и на новый год (новый и старый).

Немусульманские праздники запрещены Пророком (мир ему и благословение Аллаха)

Хадис первый.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إنَّ الله قَدْ أبْدَلَكُم بِهِمَا خَيْراً مِنْهُمَا: يَوْمَ الأضْحَى، وَيَوْمَ الْفِطْرِ

«Воистину, Аллах заменил ваши прежние два праздника на другие, которые лучше них, – это день аль-Адха (Жертвоприношение) и день аль-Фитр (Разговение)».[2]

В данном хадисе ясно сказано, что Аллах заменил нам народные и языческие праздники на два исламских праздника, а замена подразумевает отмену заменённого.

Хадис второй.

Сообщается от Сабита ибн ад-Даххака:

نذر رجل على عهد رسول الله — صلى الله عليه وسلم — أن ينحر إبلاً ببوانة، فأتى النبي — صلى الله عليه وسلم –فقال: إني نذرت أن أنحر إبلا ببوانة، فقال النبي — صلى الله عليه وسلم -:» هل كان فيها وثن من أوثان الجاهلية يعبد «، قالوا: لا، قال: فهل كان فيها عيد من أعيادهم، قالوا: لا، قال: فقال النبي — صلى الله عليه وسلم -:» أوف بنذرك فإنه لا وفاء لنذر في معصية الله ولا فيما لا يملك ابن آدم

«Один человек во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дал обет, что он зарежет верблюдов в Баване[3]. Он пришёл к пророку и сказал: «Я дал обет зарезать верблюдов в Баване». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Был ли там какой-нибудь языческий идол?» Ему ответили: «Нет». Он спросил: «Проходил ли там какой-либо языческий праздник?» Ему ответили: «Нет». Тогда пророк сказал: «Тогда выполни свой обет. Воистину, нельзя выполнять обет, в котором есть ослушание Аллаха, или в тех вещах, которыми сын Адама не владеет». [4]

Как мы знаем, обет разрешается давать только Аллаху, ибо это один из видов поклонения Всевышнему. Из хадиса мы видим, что совершение каких-либо видов поклонения, посвященных Аллаху, в местах, в которых когда-то проводились языческие праздники, запрещено, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал это ослушанием. Если на местах бывших языческих празднеств запрещено совершать поклонение Аллаху, то что можно сказать о тех, кто занимается не поклонением, а весельем и забавами на местах действующих языческих праздников?!

Хадис третий.

Сообщается, что мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

دخل علي أبو بكر وعندي جاريتان من جواري الأنصار تغنيان بما تقاولت به الأنصار يوم بعاث قالت وليستا بمغنيتين فقال أبو بكر أبمزمور الشيطان في بيت رسول الله صلى الله عليه و سلم ؟ وذلك في يوم عيد فقال رسول الله صلى الله عليه و سلم يا أبا بكر إن لكل قوم عيدا وهذا عيدنا

«Ко мне зашёл Абу Бакр[5] в то время, когда у меня сидели две девушки из числа ансаров и пели песню, которую ансары сочинили в день Буаса, но они не были певицами». Абу Бакр сказал им: «Неужели свирель шайтана в доме посланника?!» Это было в праздничный день. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О Абу Бакр, у каждого народа есть праздник, а это наш праздник».[6]

Из хадиса мы видим, что пророк обособил наши (исламские) праздники от праздников других (языческих) народов и культур. Пророк указал, что этот праздник наш, исламский, и поэтому разрешается его отмечать весельем и радостью, а праздники других народов остаются чуждыми для нас, и мы не имеем к ним никакого отношения, а отмечать их запрещено.

Немусульманские праздники запрещены сподвижниками

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:

لا تعلموا رطانة الأعاجم ولا تدخلوا على المشركين في كنائسهم يوم عيدهم فإن السخطة تنزل عليهم

«Не учитесь лопотанию иноземцев и не заходите в церкви многобожников в день их праздника. Воистину, Гнев нисходит на них».

Также Умар сказал:

اجتنبوا أعداء الله في أعيادهم

«Отстраняйтесь от врагов Аллаха во время их праздников».[7]

Сообщается, что Абдулла ибн Умар говорил:

من بنى ببلاد الأعاجم فصنع نيروزهم ومهرجانهم وتشبه بهم حتى يموت وهو كذلك حشر معهم يوم القيامة

«Кто поселится в землях иноверцев, будет праздновать их навруз и махраджан, подражать им до тех пор, пока не умрёт в таком положении, то в Судный День он будет воскрешён именно с ними».[8]

Также надо заметить, что Умар ибн аль-Хаттаб поставил зиммиям условие, чтобы они не праздновали открыто свои праздники в городах мусульман, и если им запрещено открыто отмечать свои праздники в наших городах, то как же это можно делать самим мусульманам?!

Немусульманские праздники запрещены авторитетными учёными четырёх мазхабов

1. Высказывания ханафитских учёных:

Абу Хафс аль-Кабир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Если человек будет поклоняться Всевышнему Аллаху на протяжении пятидесяти лет, потом во время навруза подарит кому-нибудь из многобожников яйцо, отдавая почтение этому дню, то совершит неверие (куфр), и все его дела падут прахом».

Автор книги «аль-Джами аль-асгар» сказал: «Если мусульманин сделает подарок к наврузу другому мусульманину без намерения почтить этот день, а просто по обычаю, то неверным (кафиром) он не становится, однако все равно не подобает ему делать этого, и особенно в этот день. Пусть дарит подарки за день до этого или после этого, чтобы не уподобиться этому народу, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто уподобляется какому-либо народу, тот из них».

Также автор книги «аль-Джами аль-асгар» говорит: «Если человек покупает во время науруза какую-то вещь, которую обычно в этот день покупают неверные, желая тем самым почтить этот день, то он совершает неверие (куфр), если же он хочет просто поесть, попить или насладиться, то неверным он не становится».[9]

2. Высказывания маликитских учёных:

Великий учёный ибн аль-Хадж аль-Малики (да одарит его Аллах своей милостью) сказал в своей книге, в главе «Упоминание о некоторых ежегодных празднествах людей Писания»: «…Здесь я немного сказал о некоторых праздниках, которые считают частью Шариата, но они таковыми не являются. Теперь осталось упомянуть о праздниках, которые многие люди привыкли проводить, несмотря на то, что они знают, что данные торжества являются праздниками обладателей Писания[10]. Некоторые люди в наше время уподобляются людям Писания в их праздниках, наряду с ними почитают эти торжества. И если бы это делали только невежды, то было бы полбеды, но ты можешь увидеть, как некоторые из тех, кто считается знающим, совершают это у себя дома, помогают им в совершении этих праздников, выражают своё удовлетворение происходящим, стараются обрадовать своих домочадцев, взрослых и маленьких, расходуя деньги и покупая им одежду. Некоторые зашли ещё дальше, они дарят подарки людям Писания во время их праздников и дают им вещи, в которых те нуждаются, для проведения их праздников. Тем самым они помогают им ещё больше погружаться в своё неверие. Одни дарят им барашков, вторые – зелёные арбузы, третьи –мягкие финики и другие вещи, имеющиеся в наличии в данное время. Многие люди делают это, но всё это противоречит благородному исламскому Шариату».

Ибн аль-Хадж аль-Малики (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «В книге «Мухтасар аль-Вадыха» говорится, что ибн Касима спросили: «Можно ли садиться в корабли, если в них находятся христиане, направляющиеся для проведения своих праздников?» Ибн Касим посчитал это крайне нежелательным во избежание божьего Гнева, нисходящего на них (христиан), из-за неверия, для совершения которого они собрались»

Также ибн аль-Хадж аль-Малики (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Не дозволено мусульманину продавать христианам то, что будет использоваться на их праздниках: ни мяса, ни еды, ни одежды, ни давать им напрокат животных, потому что это будет помощью им в неверии (куфр), и правители должны запретить мусульманам делать это. Таково мнение Малика и других учёных, и я не знаю ни одного учёного, который противоречил бы в данном вопросе».[11]

3. Высказывания шафиитских учёных:

Имам ад-Думайри (да одарит его Аллах своей милостью) в разделе о наказаниях (таазир) сказал: «Тот, кто одобряет неверных в том, что касается их праздников, должен быть подвергнут наказанию. Тех, кто запускает змеев и прыгает над огнём, кто обращается к зиммию[12] словом «хаджи[13]», кто поздравляет с их праздниками, кто называет посетителей могил праведников «хаджиями», кто сплетничает, сея порчу среди людей, – всех их следует подвергать наказанию»[14]. То же самое сказал и великий учёный и проповедник аш-Ширбини[15] (да одарит его Аллах своей милостью)

Известный учёный ибн Хаджар аль-Хайсами аш-Шафии сказал в «Главе о вероотступничестве»: «Одним из самых отвратительных нововведений является соучастие мусульман в христианских праздниках, которое выражается в подражании им в приготовлении их блюд, в дарении им подарков и принятии их подарков в дни их праздников. Больше других этими вещами занимаются египтяне, а ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто уподобляется какому-то народу, тот становится одним из них[16]»… Также к этому относится отмечание навруза, приготовление харисы[17], семикратное окуривание благовониями (что, якобы, отводит лень и болезни) в праздник «двупраздничного четверга», окрашивание яиц в жёлтый и красный цвета, торговля ими, а также специальными лекарствами в субботу, которую они называют «суббота света», но на самом деле это «суббота мрака». В этот день они покупают укроп и говорят, что он приносит им благодать. Также в этот день они собирают розы, в ночь на субботу бросают их в воду, а затем моются этой водой, чтобы защитить себя от колдовства. Также они красят глаза сурьмой, чтобы придать глазам свет, намазывают тела серой, смешанной с маслом, и голыми сидят на солнце, чтобы отвести от себя паршу и чесотку. Затем готовят еду из молока и едят её в бане, делают другие новшества, которые сами придумали. Необходимо запретить им открыто проводить свои праздники»[18].

4. Высказывания ханбалитских учёных:

Шейх Али Махфух аль-Азхари (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Одним из искушений, которым подверглись мусульмане, как из числа простых людей, так и из людей, имеющих познания в Исламе, является участие с иудеями и христианами во многих их празднествах и одобрение их обычаев. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) настолько не любил подражать людям Писания в их делах, что иудеи говорили: «Воистину Мухаммад не оставил ни одного нашего дела, что бы не поступить вопреки ему». И теперь посмотри на то, что происходит сегодня с людьми (мусульманами), как они отмечают их праздники и идут за их обычаями. Они оставляют работу, торговлю и все дела во время этих праздников и превращают их для себя в дни радости, веселья и отдыха, делают дополнительные расходы на свою семью, одевают лучшие одежды, красят для детей яйца так же, как это делают евреи и христиане. Воистину, это явное свершение слов нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, пядь за пядью, локоть за локтем, и даже если они залезут в нору ящерицы, то и вы залезете туда же». Мы спросили: «О посланник Аллаха, ты говоришь об иудеях и христианах?», – пророк ответил: «А о ком же ещё?!»[19]

Поэтому тот, кто хочет сохранить свою религию и честь в благополучии, то пусть закроется в своём доме в этот злополучный день и запретит выходить своим подопечным, своей семье и всем, над кем он имеет власть, чтобы не принимать никакого участия в праздниках иудеев, христиан и грешников. И, по милости Аллаха и его благословению, человек преуспеет».[20]

Великий учёный аль-Бухути сказал: сказал шейх[21]: «Запрещено присутствовать на праздниках иудеев и христиан, а также других неверных (кафиров), продавать им в эти дни товары, обмениваться подарками, потому что в этом заключается их возвеличивание. Все это аналогично приветствию их словами саляма прежде, чем они поприветствовали нас». [22]

Надеемся, приведенных аятов, хадисов, высказываний ранних мусульман и цитат из книг всех четырех мазхабов достаточно для того, чтобы окончательно утвердиться во мнении – никогда истинные мусульмане не принимали участия в праздниках иноверцев и не обменивались с ними подарками и поздравлениями по этим случаям. За всю многовековую историю Ислама мусульмане не отошли от этого принципа – считать запретным любые неисламские праздники.

«Почему Ислам?» — www.whyislam.ru

  • [1] См.: «Тафсир ибн Касир» и «Фатх аль-Кадир»
  • [2] Хадис передали: Ахмад (11750), Абу Дауд (1135) и аль-Хаким (1124), который сказал: «Хадис достоверный, соответствует условиям Муслима, но он его не привёл». Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «Этот хадис привели Абу Дауд и ан-Насаи с достоверным иснадом». (См.: «аль-Булуг» (93), «Фатх аль-Бари» 3/113).
  • [3] Бавана- место не далеко от Янбуга, на север от Мекки.
  • [4] Хадис передал Абу Дауд.
  • [5] Абу Бакр ас-Сыддик – ближайший сподвижник пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и отец его жены Аиши.
  • [6] Хадис передали аль-Бухари и Муслим.
  • [7] Оба асара приводятся у аль-Байхакы с достоверным иснадом (Сахих).
  • [8] Асар привёл аль-Байхакы с хорошим иснадом (Хасан).
  • [9] См.: «Аль-Бахр ар-Раиг, шарх Канз ад-Дакаик» ибн Нуджайм (8/555).
  • [10] Обладатели Писания – иудеи и христиане.
  • [11] См.: «аль-Мадхаль» ибн аль-Хаджа аль-Малики (2/46-48)
  • [12] Иноверец, проживающий в исламской стране на постоянной основе и выплачивающий джизья.
  • [13] Хаджи (حاج) – человек, совершающий хадж (حج). То есть, если он совершает паломничество к святыням своей религии, то нельзя называть его «хаджи» (حاج), ведь то, что делает он, – это не хадж (حج), ибо настоящий хадж (حج) совершается только в Мекку.
  • [14] «Ан-Наджму аль-Ваххадж фи шархи аль-Минхадж», ад-Дамири (9/244).
  • [15] «Мугни аль-мухтадж иля магрифати маани альфаз аль-Минхадж» (4/191).
  • [16] Хадис передали: Ахмад (5106), Абу Дауд (3040), ибн Хиббан назвал его достоверным
  • [17] Хариса: 1) блюдо, готовящееся из мятого варёного мяса и варёной пшеницы, 2) сладость из муки, масла и сахара.
  • [18] «Аль-Фатава аль-фикхийя аль-кубра», ибн Хаджар аль-Хайсами (4/238-239).
  • [19] Хадис привели аль-Бухари (3381) и Муслим (6732).
  • [20] «Ихтисар мин ибдаг фи мадарри аль-ибдаг», стр.274-276.
  • [21] Под словом «шейх» Аль-Бeхути имеет ввиду шейха аль-Хаджави автора книги «аль-Ибдаг»
  • [22] «Кашф аль-каннаг ан матни аль-икнаг». (3/131).

О проявлении крайности

Запретность крайностей в вопросе отношения к праведникам.

Хвала Аллаху, Единственному Обладателю величия и почёта, никто не может сравниться с Ним даже в самом малом, и величие Его простирается над всем сущим. Мы восхваляем Аллаха и благодарим Его за великую милость, которой Он одарил нас.

Свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник, что Всевышний избрал его и предопределил успех в этой и Следующей жизни тем, кто следует за нашим пророком, руководствуясь пречистым законом шариата. Мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и всем, кто следует их пути до самого Судного Дня.

О, те, которые уверовали, бойтесь Аллаха! Воистину богобоязненностью очищаются дела верующего и повышается его степень перед Аллахом. Стремитесь к награде Всевышнего, всё благо в Его Руке, и для Него нет ничего невозможного. Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не ищите покровителя помимо Него.

О, мусульмане, Аллах обязал нас поклоняться только Ему Одному, не придавая Ему сотоварищей, и предостерёг нас, чтобы мы не следовали скользкими путями сатаны, одним из которых является чрезмерное возвеличивание праведных людей. Воистину, самой первой причиной неверия сынов Адама и оставления ими своей религии стало чрезмерное возвеличивание праведников, святых, Пророков и других созданий.

Понятие крайности[1] в Исламе

С точки зрения Ислама, крайность – это нарушение границ дозволенного, установленных Аллахом, и попрание Его законов.

Анализируя ширк (многобожие), который совершают могилопоклонники, поклоняющиеся мёртвым, мы ясно понимаем, что причиной, приведшей их к подобному заблуждению, является чрезмерное почитание умерших людей.

Мусульманин должен сторониться крайностей во всём, особенно в почитании праведных людей. Очень часто именно из-за душевной привязанности и любви к праведникам невежественные люди делают их сотоварищами Аллаха, возвышая их в отдельных аспектах до уровня Бога (иногда приравнивая их к Нему по значимости). Шайтан же в свою очередь, постоянно разжигает чрезмерную любовь к праведникам в душах людей, пока она не начинает принимать извращённые формы, превращаясь в многобожие.

В своём отношении к праведникам, люди, как в древности, так и сегодня, делятся на три категории:

1. Те, кто впал в крайность, возвеличивая праведников. Эти люди возвышают праведников выше той степени, которую им дал Всевышний Аллах. Они преувеличивают их степень и возможности, обращаются к ним с мольбами, приносят им жертвоприношения и совершают обходы вокруг их мавзолеев. Одни из них полагают, что умершие праведники могут ответить на их молитвы, спасти утопающего, потушить пожар и т.п. Другие убеждены в способностях некоторых праведников управлять этим миром, что, несомненно, является большим ширком (многобожием).

2. Те, кто впал в крайность, проявляя грубую непочтительность по отношению к праведникам. Эти невежественные люди обвиняют праведников в наличии у них несуществующих недостатков и усердствуют в этом, отрицают их достоинства, не проявляя должного уважения и почтения по отношению к ним.

Обе эти категории людей отошли от прямого пути в данном вопросе.

3. Сторонники середины. Они берут пример с праведников, стараясь следовать за ними в своих речах и делах. Ислам велит нам любить и уважать праведников, защищать их от нападок недостойных людей. В то же время, нельзя возносить их выше той степени, которая была дана им Аллахом. Это и есть наша обязанность в отношении праведников – не впадать в крайности.

О, мусульмане, Всевышний Аллах запретил иудеям и христианам преступать границы в том, что касается праведников, и возносить кого-то выше той степени, которую определил ему Великий Создатель. Но, не смотря на это, они перешли границы дозволенного и стали почитать своих праведников наряду с Аллахом, Велик Он и Славен. Христиане проявили чрезмерность в отношении пророка Исы[2] (мир ему). Они возвысили его, наделив качествами божества, и начали поклоняться ему так, как подобает поклоняться только Аллаху. Иудеи, в свою очередь, возненавидели Ису (мир ему), обвинили его и его мать, пречистую Марьям, во всех грехах, а когда по ошибке распяли человека, которого они приняли за Ису (мир ему), то гордились этим, и открыто заявляли, что это они убили масиха Ису, сына Марьям (мир ему). Таким образом, христиане возвеличили Ису (мир ему) выше положенного, иудеи же, напротив, проявили по отношению к нему крайнюю непочтительность. Всевышний Аллах сказал:

قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لا تَغْلُوا فِي دِينِكُمْ غَيْرَ الْحَقِّ

«О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине» (Аль-Маида 5:77).

Этот аят адресован людям Писания (христианам и иудеям), но вместе с тем, он является предупреждением и общине Ислама, чтобы мусульмане не поступили с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) так же, как христиане поступили с Исой (мир ему), а иудеи с Узайром. Если мусульманин будет подражать в этом людям Писания и начнет переступать пределы, установленные Аллахом, то станет таким же, как они или одним из них.

В достоверном хадисе сообщается, что толкуя слова Аллаха «…и сказали (многобожники): «Ни в коем случае не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Суваа, Йагуса, Йаука и Насра», ибн Аббас сказал: «Это имена праведных мужей из народа Нуха (Ноя). Когда они умерли, шайтан внушил их соплеменникам: «Воздвигните в местах ваших собраний памятники и назовите их именами праведников», они так и сделали, но им никто не поклонялся, а после того как умерло это поколение и было забыто знание, памятникам стали поклоняться».

На протяжении десяти поколений после изгнания Аллахом Адама из Рая на землю люди исповедовали Таухид (единобожие). Так продолжалось до тех пор, пока из почтения к праведникам люди не возвели им памятники, что стало причиной появления первого многобожия. Вадд, Суваа, Йагус, Йаук и Наср – все пятеро были очень религиозными. Люди полюбили их еще при жизни за праведный образ жизни и хорошие дела. Все они умерли примерно в одно и то же время. Люди были сильно опечалены их смертью и постоянно посещали их могилы, дабы помянуть их. Затем шайтан пришёл к ним, и подсказал высечь из камня скульптуры с изображением праведников, чтобы не утруждать себя хождением на кладбище, и чтобы вытесанные фигуры служили постоянным напоминанием о праведности. У этих людей и в мыслях не было, что этим памятникам можно поклоняться, они изваяли их только с целью назидания, чтобы люди, посмотрев на эти камни, вспоминали о праведных предках, брали с них пример и делали больше добрых дел.

Не имея возможности внедрить многобожие в сердца сынов Адама, воспользовавшись их привязанностью и любовью к праведникам, шайтан пошёл на хитрость. Однако главной целью Иблиса были не люди, изваявшие статуи, а их дети и потомки, которые по его расчётам должны были забыть причину установления идолов, и тогда он нашепчет им, что эти скульптуры — боги их предков, которым надо поклоняться.

Расчёты проклятого Иблиса оправдались, когда ваятели истуканов умерли, знание о единобожии было забыто, и люди стали поклоняться этим памятникам. Тогда Аллах (Велик Он и Славен) направил Нуха[3] (мир ему), чтобы он призвал их к поклонению одному Аллаху. Пророк (мир ему) сказал людям:

يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُمْ مِنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ

«О, мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, (достойного поклонения,) кроме Него» (Аль-А`раф 7: 59).

Всё это говорит нам, насколько большой вред приносит потеря знаний. С потерей знаний и смертью учёных среди людей распространяется невежество, появляется язычество и распространяются нововведения в религии.

Ибн аль-Каййим (да окажет ему Аллах свою милость) сказал: «Многие из первых учёных говорили: «Когда они (праведники) умерли, то люди приходили на их могилы, потом они изваяли статуи, после чего прошло много времени, и люди стали поклоняться им»».

После этого шайтан постоянно внушал могилопоклонникам, чтобы они призывали людей к поклонению могилам. Люди стали привыкать к посещению этих мест, начали устраивать там праздники, проводить языческие ритуалы. Они считали, что могилы и умершие святые могут принести им пользу в этом мире и в Следующем. Впоследствии люди стали враждовать с теми, кто запрещал поклонение святым. Тех, кто помнил об истинной вере Адама, оставалось всё меньше. Тогда, одновременно с любовью к могилам и идолам, которых люди считали святыми приближенными к Аллаху, в их сердцах поселилась ненависть к единобожию.

إِنْ أَوْلِيَاؤُهُ إِلا الْمُتَّقُونَ وَلَكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لا يَعْلَمُونَ

«Воистину, Его приближёнными являются только богобоязненные, но большинство их не ведает об этом» (Аль-Анфаль 8: 34).

Несмотря на то, что Коран и сунна содержат аяты и хадисы, предостерегающие от ширка и призывающие к таухиду (единобожию), число настоящих единобожников сегодня уменьшилось. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (Ан-Ниса 4: 36).

Т.е. не служите никому помимо Него, не поклоняйтесь кому-либо наряду с Ним, не молитесь и не взывайте ни к кому кроме Него. Приносите свои жертвы только Аллаху и посвящайте свои обеты только Ему.

Сегодня, некоторые из тех, кто считает себя мусульманами взывают в молитвах к аль-Бадави, аль-Джайляни и другим «святым», и просят их о помощи во время трудностей. Но Аллах (Велик Он и Славен) говорит:

وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا

«Места поклонения принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (Аль-Джинн 72: 18).

Находятся и такие люди, которые приносят жертвы не Аллаху, а жителям могил и духам, в то время как Он ясно говорит в Священном Коране:

«Посему совершай молитву ради своего Господа и закалывай жертву» (Аль-Кяусар/108: 2).

Некоторые люди совершают ритуальные обходы вокруг могил праведников, хотя Аллах (Велик Он и Славен) велел совершать его только вокруг Каабы:

وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْتِ الْعَتِيقِ

«…и пусть они совершают обходы вокруг древнего Дома (Каабы)» (Аль-Хадж/22: 29).

Нередко можно услышать, как люди клянутся пророком, святыми и т.д., но посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ حَلَفَ بِغَيْرِ اللهِ فَقَدْ أَشْرَكَ أَوْ كَفَرَ

«Кто поклялся не Аллахом, тот совершил многобожие, или впал в неверие».

До такого состояния их довело чрезмерное почитание праведников и слепое следование за своими отцами и предками.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَا تُطْرُونِي كَمَا أَطْرَتْ النَّصَارَى ابْنَ مَرْيَمَ فَإِنَّمَا أَنَا عَبْدُهُ فَقُولُوا عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ

«Не превозносите меня, как христиане превозносят сына Марьям[4], я только раб Аллаха, поэтому говорите — раб Аллаха и Его посланник» (Аль-Бухари и Муслим).

Посланник (мир ему и благословение Аллаха) запретил чрезмерно восхвалять его, как это делают христиане в отношении Исы (мир ему). Одни из них сказали, что Иса это и есть Аллах, другие сказали, что он сын Аллаха. И то, и другое является явным многобожием, и Аллах назвал этих людей неверными. Всевышний сказал:

لَقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ هُوَ الْمَسِيحُ ابْنُ مَرْيَمَ

«Не уверовали те, которые говорят: «Аллах — это Мессия, сын Марьям (Марии)»» (Аль-Маида 5: 72).

Из всего, чем Всевышний почтил пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), самым почётным, несомненно, является его посланническая миссия и статус раба по отношению к любимому Господину — Аллаху. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел своим сподвижником называть его так, как назвал его Всевышний – раб Аллаха и Его посланник. Смысл этих слов заключается в том, что «раб Аллаха» не достоин поклонения, а «посланник Аллаха» достоин того, чтобы ему верили и повиновались. Именно таким должно быть наше отношение к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). В свете этого, видно в каком глубоком заблуждении находятся люди, чрезмерно возвеличивающие посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Они обращаются к нему с мольбами, взывают о помощи, просят о заступничестве, клянутся его именем, дают обеты. Делая это, люди совершают великое многобожие, противоречащее таухиду[5], даже если считают себя мусульманами и ходят в мечеть.

Другой крайностью, как мы уже говорили, является отказ повиноваться ему и следовать его руководству. Мусульманин должен отстраняться как от чрезмерного возвеличивания, так и от ослушания и пренебрежения законами посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Обязанностью каждого верующего является повиновение пророку (мир ему и благословение Аллаха) и его почитание, как посланца Аллаха, в пределах границ дозволенного. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

فَاسْتَقِمْ كَمَا أُمِرْتَ وَمَنْ تَابَ مَعَكَ وَلا تَطْغَوْا إِنَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено, с теми, кто покаялся вместе с тобой. И не преступайте границ дозволенного, ибо Он видит то, что вы совершаете» (Худ 11: 112).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предупредил свою общину:

إِيَّاكُمْ وَ الغُلُوُ, فَإِنَّمَا أَهْلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ الغُلُوُ

«Сторонитесь крайностей! Воистину, тех, кто был до вас, погубили крайности». (В данном хадисе слово «الغُلُوُ» является по-мнению ученых ахлюс-сунна собирательно-обобщительным, поэтому лучше его переводить на русский словом «крайности» во множественном числе)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил неестественность и вычурность в религии, запретил углубляться в бесполезное и переходить границы дозволенного в словах и делах. Крайность в вопросах религии – это тяжёлая болезнь, которая уничтожила многие народы прошлых эпох. Почитая своих праведников, они зашли слишком далеко, и это погубило их, т.к. неумеренность в почитании праведников приводит к поклонению святым. Также причиной их гибели было то, что они стали приукрашивать ложь, выдавая ее за истину. Сегодня многие люди идут по их стопам, вводя новшества в религию Аллаха, оправдывая это благими намерениями и помыслами. Примером этому может служить маулид (день рождения пророка). Смутьяны придумали этот праздник, и призывают людей следовать за ними, утверждая, что они делают это из любви к пророку (мир ему и благословение Аллаха). Но эти невежды не знают, что любовь к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выражается в подчинении и следовании ему, а не в проведении новоизобретенных праздников. Нет ни одного хадиса, в котором подтверждалось бы, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) или его сподвижники как-то отмечали эту дату. Поэтому с уверенностью можно сказать, что такие действия являются новшеством в религии.

Опасность неумеренности и фанатизма очень велика. Они чреваты серьёзными последствиями, поэтому к праведникам следует относиться только так, как они того достойны, не более и не менее. Они достойны уважения и доброй памяти, но нельзя преступать черту, после которой почтение превращается в поклонение. Также и в других вопросах религии необходимо отстраняться от чрезмерности и держаться золотой середины, которая заключена в сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Шейх-уль-Ислям ибн Таймийя (да окажет ему Аллах свою милость) комментируя вышеуказанный хадис, сказал: «Этот хадис охватывает все виды крайностей, как в убеждениях, так и в словах и делах».

К крайностям в убеждениях относится возвеличивание праведников, приводящее к поклонению им.

К крайностям в делах относятся слишком низкие поясные поклоны во время молитвы, кидание булыжников в джамарате во время хаджа, держание поста дольше, чем до заката солнца и т.п.

К крайностям в словах относятся неустановленные пророком (мир ему и благословение Аллаха) слова поминания и постоянное произнесение их в каких-то определённых случаях, не установленных шариатом.

Сообщается от ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Погибли чрезмерствующие! Погибли чрезмерствующие! Погибли чрезмерствующие!»

Это те, кто проявляют неумеренность, ведут себя неестественно, слишком сильно углубляются и проявляют излишнюю щепетильность в религии. Проявляющие чрезмерность — это те люди, которые преступают пределы дозволенного в речах и делах, связанных с поклонением, настолько, что выходят за рамки установленные шариатом. Они маскируют ложь красноречивыми словами, выдавая её за истину.

«Погибли чрезмерствующие! Погибли чрезмерствующие! Погибли чрезмерствующие!»

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повторил эти слова трижды, чтобы донести до людей опасность этого неподобающего качества, которое может привести к плачевным последствиям.

Из книги: «Хутабу ат-Таухид аль-минбарийя»; Автор: Абдульмалик аль-Касим; Перевёл: Абу Ясин, Маликов Р. 

www.whyislam.ru

  • [1] Крайность (غلو)
  • [2] Библ. Иисус
  • [3] Библ. Ной
  • [4] Т.е: Иса ибн Марьям (библ. Иисус сын Марии)
  • [5] Таухид – единобожие, поклонение одному только Аллаху, и отрицание божественности кого-либо помимо Него.