Как оградить сердце от шайтана?
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:
«Шайтан устремляется к сердцу человека, если там есть что-то привлекательное для него. А это либо качества, либо стремления.
Если это качества, то его власть укрепляется, и он утверждается там, находя его удобной обителью и подходящим местом для себя. А слова поминания Аллаха, мольбы и чтение защитных сур воздействуют на него так же, как мысли, возникающие у человека, и не лишают его власти. Потому что обителью своей он избрал неизменное качество.
Если же рабу Аллаха удалось избавиться от этих качеств и он прилагает усилия, чтобы очистить себя от них, то шайтану остается только подбрасывать в его сердце разные мысли и наущения, и он лишь наведывается туда, но утвердиться там уже не может. Это ослабляет воздействие шайтана и усиливает воздействие ангела, и слова поминания Аллаха, мольбы и защитные суры с легкостью прогоняют шайтана.
Если желаешь наглядный пример, то шайтана можно сравнить с очень голодной собакой. Между вами – мясо или хлеб, и собака наблюдает за тобой и видит, что ты не сопротивляешься ей, и она подходит ближе. Ты отгоняешь ее и прикрикиваешь на нее, однако она не уходит и продолжает крутиться перед тобой и стремится к тому, что лежит перед тобой.
Слова поминания Аллаха подобны прикрикиванию на нее. Однако она сама знает, что у тебя есть то, к чему она стремится, и ты сам позволил ей приблизиться. Если же перед тобой нет ничего привлекательного для нее, то стоит тебе прикрикнуть на нее, как она уйдет. Так же и сердце, свободное от того, в чем сила шайтана: он уходит, едва обладатель этого сердца произнесет слова поминания Аллаха.
Что же касается сердца, которому присущи эти качества, которые становятся обителью для шайтана, то поминание Аллаха приходится на края сердца и не может изгнать врага из сердца.
Подтверждение этого можно найти в молитве. Подумай: выводит ли молитва с ее словами поминания Аллаха и чтением аятов шайтана из твоего сердца? Освобождает ли она твое сердце полностью для Всевышнего Аллаха? Заставляет ли она его всецело устремиться к Аллаху, чтобы оно совершало молитву так, будто видит Его воочию, и при этом было полностью сосредоточено на Нем, так чтобы поминание Его, память о том, что он видит тебя всегда и везде, любовь к Нему и ощущение близости к Нему заняли место всех посторонних мыслей и наущений шайтана? .. А Аллах – Тот, Кого просят о помощи.
Тут важно отметить, что сердце наполнено скверными субстанциями, и поклонение, слова поминания Аллаха и чтение защитных сур – лекарство для них. Они воздействуют на сердце так же. Как воздействует лекарство на тело, помогая бороться с болезнью. Однако если не принимать защитных мер до и после принятия лекарства, то лекарство окажется бессильным либо его воздействие будет почти сведено на нет.
Таким образом, необходимо совершать два действия: принимать защитные меры и принимать лекарство.
Сначала в сердце приходит внезапно появляющаяся мысль, и если человек сразу же оттолкнет ее, то избавит сердце от более серьезного. Если же он не сделает этого, то она усилится и превратится в настойчивое наущение, и справиться с ней будет уже труднее. Если он не оттолкнет это наущение, то оно превратится в страсть. Если он не избавится от нее, она превратится в устойчивое желание. Если он не избавится от него, оно превратится в решительное намерение. Если же и после этого он не подавит его, то неизбежным результатом станет совершение действий. Это не происходит вдруг – ему должны предшествовать другие этапы.
Если дошло до этого, то требуется применить сильнейшее лекарство. Это полное «промывание» сердца посредством искреннего покаяния.
Несомненно, на начальном этапе справиться с болезнью легче, чем когда дело доходит до того, что сердце приходится «выполаскивать» после того, как болезнь прочно утвердится в нем, если ему было это предопределено. Поэтому нужно принимать меры, как только появятся первые симптомы.
Если душе больно расставаться с тем, что она любит, то пусть ее обладатель сравнит потерю этого ничтожного, мимолетного, преходящего, мирского, сопряженного с болью и печалями, с потерей великого и вечного, которое несравнимо и несопоставимо с его мирской потерей ни по значимости, ни по долговечности. Пусть же он сравнит боль этой потери с болью от потери ничтожного. И пусть он сравнит наслаждение возвращения к покорности Аллаху и устремленности к Всевышнему Аллаху, блаженство любви к Нему, поминания Его и покорности Ему с наслаждением, которое приносит порочность и совершение мерзких и отвратительных деяний.
И пусть он сравнит наслаждение, которое приносит совершение греха, с наслаждением, которое приносит победа над врагом, и наслаждение от совершения греха с наслаждением благочестия и воздержания от грехов, и наслаждение от совершения греха с наслаждением от разгрома и сокрушения врага, и наслаждение от совершения греха с наслаждением от одерживания верха над врагом, когда удается заставить его убраться восвояси униженным и ничего не добившимся.
И пусть он сравнит наслаждение от совершения греха с наслаждением покорностью, которая мешает ему добиться своего; и потерю желаемого с потерей похвалы Всевышнего Аллаха и Его ангелов, и потерей благого воздаяния и прекрасной награды. И пусть он сравнит радость от обретения желаемого с радостью, которую приносит ему в этом мире отказ от этого желаемого ради Всевышнего Аллаха, и радостью от того, за что он будет хвалим в этом мире и в мире вечном. А Аллах – Тот, Кого просят о помощи».
«Тибьян»; «Избранное», 1/114-117