Как не впасть в заблуждение из-за разного мнения учёных?
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Некоторые мусульмане в основном молодые или новоиспеченные мусульмане иногда проявляют чрезмерность к своему пониманию.
Как это происходит, эти люди берут какой-то достоверный хадис, понимают его на основе тех ограниченных инструментов умственных которые у них есть сейчас в наличии, а потом приходят и обязывают тебя этим пониманием, под лозунгом такова Сунна, а когда ты это не принимаешь он говорит он говорит он отверг Сунну, он не следует Сунне, и т.д.
Ответ таким людям, тот кто не принял это не обязательно отверг Сунну, нет он отверг твое понимание этого хадиса, он не считает тебя тем, кто может передавать понимание этого хадиса вот и все, ты покажи кто из ученых Ислама понял этот хадис так как ты, или аргументировал этим хадисом так как аргументируешь ты, или ограничивал его теми рамками, которые ограничиваешь ты.
Недостаточно просто привести хадис, и потом им утверждать что хочешь, нет приводите комментарии ученых к этим хадисам.
Как приводят в этом случае историю с одной женщиной что один имам при никахе ей сказал тебя выдать замуж согласно мазхабу имама Малика или согласно Сунне? И она ответила выдай меня замуж согласно пониманию Сунны имамом Маликом, а ни твоему пониманию Сунны!
Кто том может сказать субханаЛлах что хадиса недостаточно как довода, зачем нам ученые еще? Я скажу хадиса достаточно как довода, однако религия Аллаха не ограничивается одним хадисом, по этой теме может прийти сто хадисов, или у самого этого хадиса может быть до десяти версий, в каждой из которых может быть дополнение разъясняющее его, возможно по данной теме есть слова сподвижников и так далее…
И только собрав все версии хадиса и другие хадисы по данной теме и слова ученых, затем зная прекрасно арабский язык и прочие инструментальные науки шариата, человек сможет правильно сделать вывод с данного хадиса! И на это способны ученые, поэтому мы и возвращаемся за пониманием хадисов к ученым.
Мы не отвергаем хадисы достоверные, но мы хотим правильно понимать нашу религию так как понимали ее салафы. Не так как понимаешь ее ты, при всем уважение к твоим знаниям!
Почему всегда салафит ставят добавку такую мы следуем Корану и Сунне в понимании салафов? Зачем эта добавка: «понимание салафов»? Что Коран и Сунна не самодостаточны как довод? Ответ да самодостаточны как довод, тогда зачем эта добавка: «понимание салафов»?
Почему существуют различные мнения на одни и те же шариатские вопросы и как не впасть в заблуждение?
В наши дни мы часто слышим различные ответы от разных имамов на одни и те же вопросы. Получив ответ на свой вопрос от одного имама некоторые верующие, услышав другое мнение, начинают обвинять во всех грехах тех, кто дал другой ответ. К сожалению, очень сложно понять верующему или верующей, получившим минимальные знания по исламу, почему так происходит и как к этому относиться. Давайте попробуем разобраться, почему же так происходит и как себя вести в подобных ситуациях.
Фикх – наука выведения исламских норм, фетв (пояснения, комментарии, мнения, взгляды, правовые заключения, рекомендации и т.п. сподвижников пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а также выдающихся исламских учёных – специалистов по фикху, из тех основ, которые находятся в главных источниках исламского права.
Самыми первыми источниками для познания предписаний шариата, в которых нет сомнения ни у одного мусульманина, являются Писание Аллаха Та‘аля и сунна посланника Его, да благословит его Аллах и приветствует. Что касается других источников, то в этом есть некоторые разногласия. К таким источникам относятся:
— аль-Иджма‘а (единодушное мнение богословов относительно какого-либо вопроса, которое не может противоречить Корану и Сунне);
— аль-Кыяс (суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Откровении, сопоставление правовой проблемы с уже решённой);
— предпочтение решения, противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации;
— метод выведения фетвы на основе свободного суждения о полезности его для всего общества (уммы) в тех случаях, когда невозможно вывести предписание из основных источников исламского права;
— процесс выведения новых фетв посредством увязывания совокупности обстоятельств более позднего периода и с теми, что имели место в предшествующие периоды;
— традиционно распространённые в определенной местности мнения, обычаи, не противоречащие принципам исламского закона.
В конечном счете, источники о которых существуют неоднозначные мнения, все они возвращаются к основным первоисточникам – Писанию Аллаха Всевышнего и сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому правильно будет сказать, что Священный Коран и Сунна Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, являются первоисточниками для каждого мусульманина в изучении предписаний Ислама. И это не значит, что мы отрицаем остальные источники шариата, но подчиняем их Священному Корану и Сунне пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Почему же так часто возникают разногласия? Проблема в том, что предписания бывают двух видов:
1. Безапелляционные (однозначные)
Это свод однозначных предписаний, которые выдвинули Священный Коран или достоверная Сунна.
К ним относятся: обязательность молитвы, обязательность соблюдения поста, обязательность закята, обязательность выполнения Хаджа, запрет на ростовщичество, запрет на прелюбодеяние, запрет на употребление опьяняющих напитков и другие.
В однозначных предписаниях шариата разногласий у мусульман не существует – ни у учёных, ни у мазхабов, ни у простых обывателей. Это является общеизвестным из религии. Таких предписаний достаточно немного, если сравнивать их со всеми предписаниями в целом.
2. Неоднозначные предписания
К ним относятся предписания, которые выдвинули Священный Коран или достоверная Сунна, имеющие неоднозначное значение. А также предписания, которые вывели учёные на основе дополнительных источников с помощью Иджтихада (комплекс мер предпринимаемых богословом для изучения и решения вопросов богословско-правового комплекса).
Примером такого рода предписаний может служить указание на одеяние женщины. В Коране сказано: «И скажи женщинам верующим…и пусть не показывают своих прикрас, разве только то, что видно из них…». (24:31).
Большинство сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, комментировали последнюю часть, как лицо и кисти рук, опираясь на хадис от жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Аиши, да будет доволен ею Аллах, в котором она говорит: «Однажды ко мне зашла моя племянница. Когда Пророк увидел ее, он отвернулся. Я сказала: «Это моя племянница!» Пророк ответил: «Если девушка становится совершеннолетней, с появлением месячных, то недопустимо для нее выставлять напоказ что-то, кроме лица и вот этого (Пророк охватил кистью предплечье второй руки так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата).» Абу Ханифа же считал, что здесь имеются ввиду и ступни ног, так как постоянное их сокрытие крайне затруднено.
Примером второго вида предписаний может быть вопрос, касающийся статуса женщины, муж которой пропал, и она не знает – жив ли он или умер. По мнению Абу Ханифы и аш-Шафи‘и она должна выждать такой период, за время которого все его одногодки в той же местности умрут, и очевидность его гибели перевесит надежду на его возвращение. В таком случае судья может вынести решение о прекращении брака между супругами, и женщина будет иметь право выйти замуж за другого. Доказательством этому решению служит то, что пропавший был жив и основой является то, что жизнь его продолжается, пока не будет достоверно известно о его гибели. Это пример доказательства, основанного на иджтихаде неоднозначного характера. Иджтихад Малика ибн-Анаса позволяет развести женщину с пропавшим мужчиной по ее просьбе по истечению четырех лет в мирное время и по истечению года во время войны. Доказательством этого мнения является преследование пользы для женщины и избавление ее от вреда и смуты, которой она может быть подвержена, если останется в подвешенном состоянии. Это тоже пример доказательства, основанного на иджтихаде неоднозначного характера.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что существует множество вопросов и проблем, в решении которых не существует единого правильного ответа или решения. Важно отметить, что все мнения учёных-факыхов, которые иногда существенно отличаются друг от друга, основываются на Коране и Сунне. Нужно понимать, что однозначного и чёткого ответа на многие вопросы ни в Коране, ни в Сунне нет. А решение или ответ, данные учёным, являются следствием скрупулёзного исследования и принятия ответственного решения на основе этого исследования самого ученого. Поэтому человек, имея ответы на свои вопросы от разных учёных, представляющих различные правовые школы, может выбрать для себя тот, который соответствует его убеждениям.
Но нужно помнить, что при этом ни в коем случае нельзя говорить, что мнение другого учёного ошибочно, а тем более его нельзя обвинять во лжи. Ведь сам пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что тот, кто приложил усилие для поиска ответа и дал неправильный ответ, получит одно вознаграждение, а тот, кто приложил усилия и дал правильный ответ, получит двойное вознаграждение. Эти слова пророка дают понять, что все труды учёных вознаграждаются. Но правильность или не правильность их мнения мы сможем окончательно узнать только во время судного дня. Поэтому ни в коем случае нельзя обвинять во лжи учёных.
Но это не означает, что любой, кто получит минимальные знания по исламу, может давать ответы на вопросы мусульман. Вынесение решений – это ответственная работа ученого, изучающего вопрос с разных, иногда диаметрально противоположных сторон.
В нашей местности много мусульман, придерживающихся правил правовых школ ханафитского или шафи’итского мазхабов. Встречаются и представители, придерживающиеся других правовых школ. Нам нужно помнить, что даже если мы придерживаемся разных школ, то в основе они все опираются на Коран и Сунну пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И мы не имеем права упрекать человека или обвинять его в том, что он придерживается не той правовой школы или не того взгляда, ведь существуют различные взгляды даже внутри одной правовой школы. Нам нужно помнить, что все мы верующие, которые пытаются достичь довольства Всевышнего.
И да поможет нам Господь в достижении единства и сплочённости мусульман. Аминь!