Как мы избавляемся от детей... и к чему это приводит...
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Не позволяйте смартфону утащить ваших детей в огонь Ада
Облик современного человека – особенно человека молодого или подростка – сейчас будет неполным без неизменного смартфона в руках, куда он сосредоточенно уставился. Картина распространенная, но, к сожалению, ничего веселого в ней нет – интернет-зависимость детей и подростков становится иногда настоящим бедствием для них и их семьи. Среди особенно опасных вещей, с которыми наши дети могут столкнуться в Сети, можно назвать следующие:
Обилие непристойных фотографий и видео;
Сайты агрессивного содержания с призывами к экстремизму или насилию – или, наоборот, обучающие подростков технологиям «правильного ухода из жизни»;
Знакомство с опасными людьми – которые могут предложить подросткам (особенно девочкам) сняться в непристойном виде (а потом шантажировать их этими снимками);
Различного вида мошенничества – когда непорядочные люди будут предлагать детям приобрести у них какие-то игры, фильмы, услуги, вымогая у них деньги.
И это лишь небольшой перечень всего того, что обрушивается на неокрепшую детскую психику из огромного множества интернет-ресурсов. Психологи говорят также об опасности перевозбуждения для ребенка, когда он, вместо того, чтобы играть в подвижные игры на свежем воздухе, сидит часами без движения, уткнувшись в свой гаджет – а потом ему тяжело сесть за уроки или улечься спать из-за накопившейся и не потраченной энергии.
Совсем маленькие дети, приученные к бесконечным компьютерным играм или мультфильмам, плохо из-за этого развиваются: позже начинают говорить, их речь бедна, у них не приобретаются необходимые навыки по освоению мира – когда они не могут взять в руки, потрогать, пощупать интересный для них предмет (поскольку их знакомство с миром только виртуальное).
Дети и подростки не учатся настоящей дружбе, не умеют налаживать длительные отношения друг с другом – ведь для виртуальной дружбы не надо прилагать усилий, это общение пустое и поверхностное, а потом надоевшего человека очень легко убрать из друзей – простым нажатием на кнопку.
Уже в более взрослом возрасте молодые люди не могут построить семейные отношения – поскольку общаться с реальным человеком их не научили, тем более, что их «виртуальный» спутник жизни – смартфон – оказывается интереснее своего мужа или жены.
Беда еще в том, что зачастую родители сами «подсаживают» собственных детей на смартфон или планшет, вручая гаджет малышу, когда им некогда или неохота поиграть и поговорить с ним. Отправляя детей одних в школу, мы учим их, правильно переходить улицу, говорим, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми – а тем более, брать у них угощение или принимать их приглашение прогуляться вместе. Но вручая ребенку смартфон с подключенным интернетом, мы почему-то не задумываемся о его безопасности – хотя, учитывая все вышеперечисленные моменты, такая игрушка для детей еще более опасна, чем игра со спичками, горячим утюгом или острым ножом.
Следует помнить, что с точки зрения религии, у родителей также есть обязанности перед своими детьми – в частности, обучить их религии и дать им правильное воспитание. Ведь дети – это вклад в наше будущее, от детей мы будем ждать помощи и поддержки в старости, именно благочестивые дети будут молиться о своих родителях, когда они покинут этот мир.
Каким же образом можно постараться обезопасить своих детей от того вреда, который может подстерегать их на просторах Всемирной сети? Вот некоторые советы:
Не давайте ребенку смартфон, планшет или иной гаджет в слишком раннем возрасте. До пяти-семи лет ему совершенно ни к чему виртуальная реальность. Это мешает ему нормально развиваться, осваивая реальный мир. Не жалейте времени лишний раз поговорить с малышом, рассказать ему о реальном мире, показать ему что-то интересное на прогулке, почитать ему книжку, научив его какой-то интересной игре – необязательно с дорогими игрушками, можно играть с самыми простыми вещами (крышкой от кастрюли, палочками, кубиками, листиками). Не передавайте воспитание детей в руки виртуальных «помощников» - лишь потому, что вам жаль потратить на ребенка ваше время.
Если при поступлении в школу вам необходимо будет дать ребенку телефон – чтобы, допустим, поддерживать с ним связь, чтобы знать, где он находится и прочее, то ограничьтесь обычным кнопочным телефоном, не следует покупать гаджеты с подключенным интернетом.
Ограничьте время, которое ваш ребенок будет проводить в интернете. Если ему будет необходимо воспользоваться компьютером дома – для выполнения какого-то задания, допустим, то это время должно строго дозироваться. Психологи говорят, что с 7 до 10 лет дети могут проводить в интернете не более получаса, с 10 до 12 лет – максимум час, с 12 до 15 лет – полтора часа.
Установите на компьютере фильтры и программы, которые будут блокировать для вашего ребенка различного рода «сайты для взрослых», ресурсы потенциально опасного содержания и тому подобное.
Просматривайте списки друзей и подписчиков ваших детей в социальных сетях – на предмет подозрительных незнакомцев (взрослых и детей).
Общайтесь с ребенком, больше времени проводите с ним – чтобы он видел в вас друга, доверял бы вам, и тогда ему не пришлось бы искать общения и развлечений в соцсетях.
Объясняйте ребенку все возможные опасности интернета: в частности, что не всякий, кто называет себя другом, таковым и является, что не всему, что там пишут, можно верить, и тому подобное. Старайтесь, чтобы ребенок – особенно это касается девочек-подростков – не размещал в соцсетях своих фотографий, какой-то личной информации, не подписывался своим собственным именем (лучше никнеймом). Когда ваши дочери вступают в подростковый возраст, объясните им опасность свободного общения с противоположным полом, особенно с мужчинами, которые намного их старше.
Родители сами должны пользоваться соцсетями с осторожностью. Не размещайте в свободном доступе фотографии или видеозаписи своих детей. И уж тем более, неправильно пользоваться фотографиями детей для продвижения своего блога/страницы/сайта. Таким образом, вы и ваша семья становитесь незащищенными перед мошенниками и шантажистами.
Вообще родители должны подавать детям правильный пример в этом – как и в остальных вопросах. Если вы не хотите, чтобы дети проводили целые дни в интернете, то следите за собой, чтобы телефон или планшет не становился вашим постоянным «спутником жизни». Когда вы приходите домой с работы – а дети приходят из школы, откладывайте все гаджеты на полку подальше с глаз долой (только если они вам не нужны для какого-то дела или общения с родственниками).
Вспомните, как люди проводили время, когда никакого интернета не было и в помине – они общались, вместе гуляли или занимались спортом, ездили в походы, ходили на экскурсии, играли в настольные игры, читали, рисовали, вместе занимались домашними делами или рукоделием. Да мало ли еще можно найти интересных занятий, которые помогут вашей семье почувствовать себя единым целым – и весело и интересно проводить время, не прибегая к виртуальной реальности.
***
Очень кстати написать статью о телевизоре, мультиках, планшетах и прочих вещах, которые мешают детям быть счастливыми.
Хотя на первый взгляд дети именно-то и счастливы, когда им выдают очередную порцию рисованного мира. Там ребенка развлекают и занимают мультяшные герои. Они не ругают, не требуют, не кричат, а веселят и вызывают практически только приятные эмоции.
Да и для родителей это очень удобно, когда ребенок сидит и смотрит телевизор. Его как бы уже нет. Он испаряется в бесконечных кадрах голубого экрана. И в доме тихо и чисто. Никто не пристает к нам с бесконечными просьбами, никто не дерется из-за куклы или машинки, никто не просит нас порисовать, не жалуется на брата или сестру, не разбрасывает ничего, не разбивает и не устраивает какие-то непонятные игры, где все вверх дном.
Детей просто нет. Они исчезают с нажатием кнопки включения…
Телевизор, компьютер, планшет или смартфон дают нам эту иллюзию, что покой наконец пришел… Что можно заняться собой и своими любимыми делами, что можно спокойно попить чай, поговорить по телефону или почитать книгу.
И часто кажется, что другого выхода нет, как обратиться к теленяне. Надо приготовить обед, закончить какую-то срочную работу, сделать важный звонок… По-другому же они будут мешать — будут рассыпать муку, пытаясь помочь, рисовать на годовом отчете и приставать с вопросами во время телефонного разговора.
Но стоит только поставить любимый мультик или игру и… тишина. И больше успеваешь сделать, и быстрее. Но есть и некоторые проблемы со этим всем блаженством. И если хорошо все взвесить, то минусов гораздо больше, причем очень жирных.
Вот несколько основных, которые хотелось бы выделить:
– Самый главный минус в том, что если ребенок не с нами проводит свой досуг, то он и не к нам привязывается. У него формируется стойкая, очень сильная привязанность к компьютеру и телевизору. Некоторые дети даже начинают бить своих родителей, если выключить его любимый гаджет. Они кричат, плачут, оскорбляют, ведь у них забрали что-то ценное. Забрали то, к чему его приучали каждый день многие годы. То, чем заменяли родители самих себя.
– Там не нужно думать, придумывать, что-то делать. И ребенок не хочет уже играть с игрушками, придумывать себе игры и занятия, не хочет идти на улицу кататься на велосипеде или играть в мяч, не хочет идти к другу в гости. Он все это готов заменить смартфоном, компьютером или телевизором. Ведь так проще. Да и реальность не так интересна.
– Ребенок пропускает какие-то отрезки из жизни семьи. Его посадили смотреть мультики пока мама готовит и он не знает, что она что-то делала для него, для папы, для всей семьи. Он даже не знает, как она это делала.
Один знакомый делился, что он никогда ничего не готовил с мамой и покушать выходил из своей комнаты. «Я даже не задумывался, откуда берется печенье. Выхожу из комнаты, а там оно стоит. На тарелочке. Только потом я узнал, в 20 лет, как оно появлялось».
Так дети пропускают жизнь, которую должны знать и изучать. Пропускают уборку, пропускают приготовление еды, пропускают обед за обеденным столом, питаясь перед компьютером, пропускают все уроки, которые подготовили бы его к самостоятельной жизни. Да, возможно, там ему лучше, ему приятнее находиться возле компьютера или телевизора. Но не сигнал ли это, что мы что-то делаем неправильно, что мы что-то упускаем в отношениях?
Что может быть дороже той выдуманной жизни с выдуманными эмоциями и переживаниями? Только реальные отношения. Если они у ребенка есть, он будет делать правильный выбор, если их нет, он выберет вечер тет-а-тет с гаджетом. И никакими запретами и обещаниями его не оттащить от него.
Если родители дают практически только негативные эмоции своим ворчанием и вечным недовольством, то, конечно же, выбор будет не в их сторону. Попробуйте устроить в качестве эксперимента одну неделю без компьютера и телевизора, и Вы увидите, какой интересной может быть жизнь ребенка. Вы заметите, что он чаще смеется, чаще гуляет на улице, проводит время с друзьями, с книгами и… с Вами.
***
Как много дней, что выброшены зря,
дней, что погибли как-то, между прочим.
Их надо вычесть из календаря,
и жизнь становится еще короче.
Был занят бестолковой суетой,
день проскочил - я не увидел друга
и не пожал его руки живой...
Что ж! Этот день я должен сбросить с круга.
А если я за день не вспомнил мать,
не позвонил хоть раз сестре иль брату,
то в оправданье нечего сказать:
тот день пропал! Бесценная растрата!
Я поленился или же устал -
не посмотрел веселого спектакля,
стихов магических не почитал
и в чем-то обделил себя, не так ли?
А если я кому-то не помог,
не сочинил ни кадра и ни строчки,
то обокрал сегодняшний итог
и сделал жизнь еще на день короче.
Сложить - так страшно, сколько промотал
на сборищах, где ни тепло, ни жарко...
А главных слов любимой не сказал
и не купил цветов или подарка.
Как много дней, что выброшены зря,
дней, что погибли как-то, между прочим.
Их надо вычесть из календаря
и мерить свою жизнь еще короче.
Меж датами рожденья и кончины
(а перед ними наши имена)
Стоит тире, черта, стоит знак «минус»,
А в этом знаке жизнь заключена.
В ту черточку вместилось все, что было…
А было все! И все сошло, как снег.
Исчезло, растворилось и погибло,
Чем был похож и не похож на всех.
Погибло все мое! И безвозвратно.
Моя любовь, и боль, и маета.
Все это не воротится обратно,
Лишь будет между датами черта.
Все тороплюсь, спешу, лечу я,
Всегда я в беге нахожусь,
Нехваткой времени врачуя
Во мне таящуюся грусть.
И все ж не вижу в этом смысла —
Жить, время вечно теребя.
Куда бы я ни торопился,
Я убегаю от себя.
Ищу я новые занятья,
Гоню карьером свою жизнь,
Хочу ее совсем загнать я…
Да от себя не убежишь!
Э.Рязанов...