К вопросу о взаимодействии мусульманских организаций России

К вопросу о взаимодействии мусульманских организаций России

Проблемы взаимодействия крупных религиозных объединений мусульман РФ, являющихся по сути межрегиональными религиозными организациями в отсутствии общероссийского единого духовного центра, требуют анализа и более глубокого понимания принципов, на которых должно строиться их сотрудничество. 

Это необходимо для выработки общих правил их взаимодействия, которое было бы полезным для мусульман, независимо от региона и принадлежности к тому или иному межрегиональному духовному управлению. 

Может возникнуть вопрос: почему речь идет именно о межрегиональных духовных управлениях? Ответ прост! Потому, что в республиках с мусульманским большинством, таких как Татарстан или Башкортостан, где муфтияты представляют собой единую республиканскую общину мусульман, все предельно ясно. В рамках своего региона республиканские ДУМЫ абсолютно самодостаточны и далеки от дрязг и возни между межрегиональными духовными центрами, не имеющими четко обозначенных границ деятельности. 

Что касается различных межрегиональных управлений, общины которых расположены в разных областях и регионах, перемежаясь с общинами других организаций, недопустимо, чтобы их конкурентная борьба сводила на нет принцип соработничества на благо всех мусульман. Но, к сожалению, часто бывает так, что для достижения каких-то сиюминутных корпоративных интересов своей организации вместо совместной работы разворачивается бесполезная борьба за владение общинами. 

Речь идет о нездоровой и очень вредной тенденции, когда отдельные организации, пытаясь размыть «конкурента», посулами и обещаниями агитируют мечети перейти к ним. Возможно, кому-то кажется, что таким образом можно чего-то добиться, нарастить свой статус, увеличить авторитет и влияние, но, несомненно, подобная беспринципность никогда не была выгодной перед Аллахом, как и не способствовала укреплению доверия, духовного единства и взаимопонимания между организациями. 

Ситуация вызывает удивление еще и потому, что такая борьба ведется не между давно конкурирующими духовными управлениями, о которых всем доподлинно известно, а между муфтиятами, состоящими в неких союзнических отношениях в рамках того же Совета муфтиев России (СМР)! 

Так что же меня вынудило взяться за перо и вынести, как говорится, «сор из избы»? Совсем недавно, представитель ДУМРФ, являющийся председателем местной религиозной организации «Ихлас», г. Новосибирска, которая, кстати, когда-то тоже относилась к Духовному управлению мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР), посетив Красную Соборную мечеть ДУМАЧР в г. Томске, пытался склонять ее руководство перейти в состав ДУМРФ, используя традиционные щедрые обещания. Думается, что перед тем, как предпринимать такие шаги в отношении дружественного, такого же межрегионального объединения, как и само ДУМРФ, необходимо было подумать о последствиях, влияющих на перспективы сотрудничества и взаимодействия организаций. 

При этом руководство ДУМАЧР, обсуждая и другие подобные инциденты, конечно, не хотело бы обобщать действия отдельно взятых представителей с устремлением руководства ДУМРФ. Потому что действия, исходящие из мелких конъюнктурных соображений, когда речь должна идти о сохранении партнерских отношений и сотрудничества организаций ради общего дела, можно назвать беспринципностью. То же самое относится и к созданию в регионах параллельных конкурирующих структур, вносящих сумятицу и неразбериху в работу давно действующих духовных управлений ДУМАЧР, мусульманских общин и мечетей. 

В качестве такого примера можно привести случаи в Омской области и в Республике Саха (Якутия). Так, в маленьком городке Алдан, где издавна действует религиозная организация ДУМАЧР, занимающаяся возведением мечети, параллельно ей была создана – непонятно для чего! – формальная организация, которая со дня своего учреждения не вела никакой деятельности, за что получила несколько предупреждений от местных органов юстиции. Более того, о ее существовании действующая мусульманская организация города Алдан до недавнего времени даже не подозревала. При всем желании трудно представить, что создатели альтернативной организации не согласовывали свои действия с руководством ДУМРФ и не получали учредительные документы, утвержденные и подписанные руководителем этой организации – муфтием Равилем Гайнутдином. 

Впрочем, эти тенденции, довольно странные на первый взгляд, можно было предвидеть, зная о процессах, протекающих в недрах духовных управлений и религиозной жизни российских мусульман. Как известно, шестой съезд Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) переименовал организацию в Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМРФ). Когда это произошло, многие главы муфтиятов полагали, что никаких проблем с этой инициативой у других возникнуть не должно. Формальное изменение названия рассматривалось как внутреннее дело, которое не должно повлиять на взаимодействие организаций. 

Можно вспомнить муфтия Альбира Крганова, который сравнительно недавно тоже создал Духовное Собрание мусульман России, претендующее на серьезный статус, и при этом ничего экстраординарного не случилось! Просто появился еще один центр деятельности, открылось еще одно дополнительное молельное место для мусульман столицы. Как говорится, Аллах в помощь. Или действующий самостоятельно муфтият Татарстана, один из крупнейших по количеству мечетей, как и многие другие региональные и межрегиональные муфтияты, которые работают, не вмешиваясь в дела других организаций и не проводя «экспансионистской» политики в отношении других центров. 

Однако, как видно из выше приведенных фактов создания параллельных религиозных организации в регионах деятельности уже имеющихся, проблемы возникли и причем не малые. Они вызвали настороженность областных лидеров внутри самой организации ДУМРФ. В свете этих формальных на первый взгляд преобразований ряд областных муфтиятов, почувствовав грядущие радикальные изменения во взаимоотношениях со своим обновленным центром, отказались принимать предложенные им поправки в свои уставные документы.

Согласно предложениям по изменению уставов региональных муфтиятов планировалось выстраивание строго вертикальной иерархической системы, где руководство ДУМРФ берет на себя полное право назначать и смещать с должностей своих областных муфтиев, вместе со снижением планки их статуса до уровня мухтасибов. И конечно, опасения региональных лидеров, отказавшихся от такой постановки вопроса, можно легко понять. 

В настоящее время в силу обширной географии Российской Федерации в стране действует целый ряд крупных межрегиональных централизованных организаций мусульман. В свою очередь, они имеют в своем составе ряд областных муфтиятов, как и отдельных местных общин. К таким можно отнести Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) с центром в Уфе, Совет муфтиев России (СМР), основу которого составляет ДУМРФ, а также ДУМАЧР и ряд других крупных муфтиятов в регионах, включая республиканские. Мусульман Северного Кавказа представляет КЦМСК, созданный муфтиятами северокавказских республик. 

СМР до его односторонней реорганизации, превратившей Совет в очередное унитарное духовное управление с избираемым президиумом, задумывался как совещательный орган, состоящий из ряда крупных независимых межрегиональных религиозных организаций и объединяющий усилия равнозначных партнеров для выработки общей позиции по важнейшим вопросам, стоящим перед мусульманами России. Но, увы, такая архиважная для мусульман идея была заживо похоронена с его неожиданной кардинальной реорганизацией. 

Хотя у многих мусульманских лидеров, оставшихся в стороне от участия в этом действии и непосвящённых в детали происшедшего, появился вполне резонный вопрос: в чем же теперь принципиальная разница между СМР и ДУМРФ и каковы их функции? Но, как показывают результаты обсуждений, четкого и разумного ответа на этот вопрос нет. 

Вместо «перетаскивания» друг у друга организаций или создания параллельных было бы более продуктивным трудиться над учреждением новых мусульманских организаций там, где их еще нет. Это бы способствовало объединению мусульман в тех населенных пунктах или регионах, где они еще не объединены в общины. А, деятельность, направленная на разъединение и раскол уже существующих организаций посредством создания параллельных структур, не может служить созиданию и укреплению исламского единства. 

Даже, если есть необходимость создания новых общин, это должно делаться с учетом уже действующих, чтобы избежать нездоровой конкуренции и дублирования деятельности. Как необходимо и трезво оценивать свои возможности, чтобы в дальнейшем эти общины не оставались без должного внимания со стороны централизованных религиозных организаций, с которыми они связали свою деятельность. 

Хвала Аллаху, многие духовные управления, несмотря ни на что, налаживают между собой горизонтальные связи и развивают сотрудничество. Стабильность и взаимопонимание нарушаются там, где лидеры религиозных организаций, которым мусульмане доверили бремя ответственности за дело ислама, допускают недобросовестную конкуренцию, основанную на тщеславии, гордыне и желании подавить оппонента, невзирая на общность целей и проблем, стоящих перед мусульманами. 

Несомненно, осознание лидерами мусульманских организаций, в том числе и ДУМРФ, чувства личной ответственности перед Аллахом и мусульманами, убережет всех от никому ненужного соперничества, явится стимулом искреннего труда для возрождения ценностей ислама на бескрайних просторах нашего многонационального и многорелигиозного государства. 

При ответственном подходе к претворению в жизнь принципов нашей религии, координации усилий и сохранении духа сотрудничества всех нас ждет успех и признание. В противном случае упомянутая выше недобросовестная конкуренция, осложняющая жизнь простых мусульман, отвлекающая силы и энергию от созидательного труда, будет только усугубляться и наносить вред всем сторонам. 

Автор: Нафигулла Аширов

ИА IslamNews