Известный писатель о том, как властям и обществу следует понимать Коран и мусульман

Известный писатель о том, как властям и обществу следует понимать Коран и мусульман

On Kavkaz продолжает серию видео-интервью со знаковыми общественными и политическими фигурами, чья работа имеет непосредственное отношение к Кавказу и кавказскому пространству в России и за ее пределами.

Сегодняшнее видео-интервью в рамках данного цикла – это первая часть беседы с главным редактором научно-издательского центра «Ладомир», писателем, автором книги «Пора понимать Коран» Юрием Михайловым.

Автором данного цикла является журналист, известный режиссер, кинодокументалист, директор Северокавказского открытого фестиваля кино и телевидения «Кунаки» Ильяс Богатырев.

Вниманию наших читателей и, теперь уже, зрителей мы будем представлять и видео-версию интервью с приглашенным к беседе экспертом, и текстовую версию ключевых тезисов и идей, озвученных им в ходе беседы.

Юрий Михайлов:

Узкая группа людей интересуется книгами, как инструментом саморазвития, как духовного, так и интеллектуального. И огромное количество тех людей, которые используют книгу в качестве заместителя свободного времени, как развлечение и примитивизацию.

Например, книга «Как выйти замуж за миллионера» имела одних из самых больших бюджетов в России с точки зрения рекламы. Казалось бы, я бы такую книгу на улице не подобрал.

… Книги, в которые вкладывается большой труд, чаще всего не имеют большой рыночной перспективы, а примитивное чтиво раскручивается на всю страну.

… В 2008 году во Франции в кризис объем продажи книг по экономике вырос на 20%, когда у нас наблюдалось гигантское падение. Там люди бросились читать книги, чтобы понять, как выйти из кризиса, а у нас стали избавляться от книг, чтобы выжить в кризис.

… Интеллектуальная мысль – удел маргиналов.

… У человека есть разум и воля. Когда волю ослабляете, а разум дебилизируете, то, как ни корми живое существо, от этого оно человеком не станет.

… Отрасль книгоиздания необходимо освободить от налогов.

… Инновационный путь развития – это путь наполнения общества знаниями, которые добыты наукой. Должна быть научно-популярная литература. У нас это направление исчезло. Основные каналы передачи знаний фактически ликвидированы. Так каким образом страна может модернизироваться?

… Книга «Пора понимать Коран» явилась следствием стечения обстоятельств.

… Второе издание перевода Корана получило государственную премию. Это беспрецедентное событие, когда религиозная книга получает такую награду.

… В Коране заложена мощная логическая система. Это систематическая проповедь. Сложилась мощная система толкования Корана, которая на русском языке не была представлена.

… После освоенных знаний, у меня возникло первичное понимание Корана, которое позволило мне делиться этим с окружающими.

… По интеллектуальному уровню политики порой напоминают детей.

… Если относиться к Корану, как к математической системе, то в социальном плане ее должны развивать и другие.

… У нас в основном система начетничества, вызубривания. Превалирует не живая интерпретация Корана, а цитатничество. Когда слушаете какого-нибудь муфтия, который рассказывает, почему ему не нравятся ваххабиты, он начинает цитировать, кого-то, вместо того, чтобы высказывать свое мнение. Классик хорош, но разве священнослужитель не способен говорить своим языком? Начетничество до добра не доводит, поэтому и к Корану такое отношение.

… Коран адресован людям разумеющим. Если собираешься читать Коран, то нужно быть человеком, который привык размышлять. В массовой среде я этого не наблюдаю.

… Ислам – религия интеллектуального выбора.

… Я не наблюдаю со стороны мусульман принципа, который есть в хадисе – сказать в глаза тирану, что он тиран. У нас в стране форма суфизма – бегство от реальности.

… Ислам – это образ жизни, определенного поведения. Если вы не воспринимаете религию логически, как и следует воспринимать ислам, то вы не можете вести себя свободно, вы начинаете быть зависимым от того, кто прочитает очередную лекцию. Как же вы можете преодолеть ширк (многобожие), если вы все время от кого-то зависите?

… Идет подмена живого разговора с Богом через общение с посредниками.

…. Коран оказывает доминирующее влияние на повседневную жизнь человека.

… Мало кто из мусульман может публично обосновать свою точку зрения.

… Мусульманин, не ведущий себя в жизни, как православный, воспринимается как плохой мусульманин.

… Когда мусульмане начинают превышать допустимые границы социальной активности, их начинают ликвидировать и изолировать.

… Мусульмане внесли гигантский вклад в развитие человечества, который сегодня всячески игнорируется. Мусульмане спасли, истолковали и осовременили наследие античной цивилизации для человечества. Например, европейцы благодаря мусульманам поняли, о чем писал Птолемей.

… Мы знаем, какую мощь имеет ислам в плане позитивного развития, о его вкладе в историю человеческой цивилизации. Но по данному критерию сегодня мы имеем совсем не то. Коран тот же, но нет прежнего движения. Значит, проблема в людях, которые интерпретируют ислам.

… Модели социального устройства, которые реализованы в исламском мире, Корану не сильно соответствуют. В этих социальных системах не реализована та модель отношения к человеку, которая провозглашена в Коране.

… То общество будет исламским, которое будет относиться к человеку, как к хранилищу божественной уникальности. Это позволило бы обществу развиваться. И не нужны были бы полезные ископаемые, потому что таланты развиваются.

… В исламе одиночество не является нормой, это проблема общества.

… Если стоите на системе социальных ценностей, которые провозглашены в Коране, то к вам присоединятся иноверцы.

… Когда государство не мешает исповедовать религиозные потребности и у человека есть ощущение себя личностью – это и есть устроенное по Корану общество.

onkavkaz