Известный исламовед Малашенко дает весьма смелые прогнозы относительно развития исламского мира

Взгляды сегодняшнего гостя нашей студии на ислам и процесс в исламском мире весьма оригинальны и любопытны. Особенно, учитывая опыт его исследовательских работ на исламоведческом поле.
On Kavkaz продолжает серию видео-интервью со знаковыми общественными и политическими фигурами, чья работа имеет непосредственное отношение к Кавказу и кавказскому пространству в России и за ее пределами.
Сегодняшнее видео-интервью в рамках данного цикла – это беседа с политологом, исламоведом, доктором исторических наук, профессором Алексеем Малашенко. Автором данного цикла является журналист, известный режиссер, кинодокументалист, Ильяс Богатырев.
Вниманию наших читателей и, теперь уже, зрителей мы будем представлять и видео-версию интервью с приглашенным к беседе экспертом, и текстовую версию ключевых тезисов и идей, озвученных им в ходе беседы.
Алексей Малашенко:
Ислам это не только культурное пространство, но и инструмент, который используют мусульманские и немусульманские государства. Спекулятивность неизбежна. Религию всегда использовали в корыстных интересах. Поэтому отношение к исламу непростое. Есть вера, а есть религия, которая создавалась людьми, в том числе и ислам. И корректировалась в зависимости от исторических обстоятельств, то, что мы наблюдаем сейчас.
…
Американский генерал в Сирии сказал, что мы ничего не знаем об ИГИЛ, и он прав. Мы знаем об этом государстве только в узком смысле этого слова. Да, было такое государство с соответствующими ему атрибутами. Была идея – жизнь по-исламски. Она выражалась в крайней экстремальной форме. Но если ИГИЛа нет, то идея осталась и она имеет право на существование.
Уверен, что будет повтор. Люди будут создавать исламское государство уже не так жутковато, но от идеи создания государства не откажутся. Половина или 1/3 мусульманского мира поддерживает идею жить по исламским законам. И мы обязаны уважать это мнение. И в этом большая проблема. Победить ИГИЛ возможно, но победить идею невозможно.
…
Я думаю когда-нибудь, может, в этом веке Халифат будет, но он будет называться демократический Халифат. В исламских странах есть элементы демократии, пусть и формальной. В Иране идет реальная политическая борьба. Мусульманские партии есть везде. Они все говорят о необходимости перестройки общества и государства, но на исламских основах.
…
ИГИЛ это эксперимент. Ко всякому эксперименту примыкают не просто радикалы, но и экстремисты. Радикал – тот, который хочет крайне радикальными мерами построить что-то позитивное. Это Ленин, Наполеон, Маркс и т.д.
Исламский радикал – строитель, готов к компромиссу. Экстремист – враг радикала, он мстит, он отрицает это все, мешает позитиву. В ИГИЛ были радикалы и экстремисты. Экстремисты мешали радикалам.
…
После Второй мировой войны границы были искусственными. Хотим мы того или нет, но границы будут меняться. Будем к этому готовы. Наша задача – минимизировать цену за изменение границ. И думать о том, как жить в этом изменчивом мире.
…
Ислам с точки зрения мусульман это высший монотеизм, последовательный, разумный. Но мусульманский мир полностью проиграл экономическое, военное и политическое соревнование с Западом. Сейчас он пытается самоопределиться на основе ислама.
Попытка построить альтернативу понятна и объективна, Мухаммад – печать пророков, а мы в таком провале, надо что-то строить. Создать что-то свое – это цивилизационное право людей. Как это сделать – другой вопрос.
….
В Европе казалось религия уходит на периферию. Вернулась. И одна из причин – исламское возрождение. Это реакция на политизированность, амбиции ислама. Появляется постсекулярное сознание. В христианской Европе, в России, ощущение, что без религии мы никуда не двинемся.
Будем говорить правду, мы христиане боимся мусульман. Потому что именем ислама они движутся, а мы что?! Но этого не надо бояться. Это единство человеческой цивилизации, если в одной части происходит ренессанс, то это будет и в другой части.
…
Не может быть общей идентичности, это должна быть гражданская идентичность. На сегодня гражданская идентичность или на одном уровне или уступает этноконфессиональной. … Людям хочется комплекса величия, этнос этого величия не даст, даже для русских.
А принадлежность к великой исламской умме, которую уважают и боятся… Посмотрите на миграцию, к нам раньше приезжали узбеки и таджики, а сейчас мусульмане. Это не сразу видно. Не надо искать простых решений и бояться трудностей.
…
На Кавказе не все конфликты имеют окончательное решение. Это азербайджано-армянский конфликт, грузино-абхазский. Мы живем в конфликтном мире. И задача политиков и ученых смягчать и приучать к вечности этих конфликтов. Конфликтов бояться не надо, не будет их, не будет движения в истории.
…
Воспитывать гражданство на основе противостояния кому-то это уже противостояние. И это ни к чему хорошему не приведет.
…
В исламе заложен социальный протест. Устранить политику из ислама невозможно. Есть позиция, что умеренный исламизм наше будущее. Я с этим согласен.
…
Европа от ислама никуда не уйдет. Будут крайности, и террор будет направлен против европейских мусульман. Им будут мстить за то, что они и европейцы и мусульмане.
…
Мусульманам с Кавказа отказывают в работе в органах и спецслужбах из-за этнических проблем, всегда зовут родственников. Кавказ - это полутрадиционное общество.
…
Мания величия у нас была сильна при Советском Союзе. Как это преодолеть, это очень болезненно. Пропаганда культивирует величие, а надо учить людей работать. И понимать, что мы сильно отстаем. …У России две трагедии, это пространство и природные богатства.
…
Общечеловеческая цивилизация возникнет тогда, когда на нас полетит астероид или прилетят пришельцы.
…
В России веротерпимость есть.
…
Пятница – не рабочий день для мусульман. А по соседству пусть сидят и пьют водку. Это разве не диалог?!
ИГИЛ - запрещена в РФ