Изучение того, в постижении чего задействован только разум, не гарантирует очищения сердца

Изучение того, в постижении чего задействован только разум, не гарантирует очищения сердца

«Я считаю, что занятости фикхом и прослушиванием хадисов, можно сказать, недостаточно для праведного состояния сердца, если только не добавить к этому (хадисы), смягчающие сердце и чтение жизнеописаний праведных предшественников. Само по себе знание о дозволенном и запретном не сильно влияет на смягчение сердца.

Смягчается сердце от хадисов, которые задевают чувства, и сообщений о праведных предшественниках. Поскольку и то и это все так же считается целью передачи, и в то же время оно переходит из образа дел, которые велено выполнять, в ощущения, получаемые от их смысла, и того, что подразумевается в них.

Я сообщаю тебе об этом только после того, как (сам) занялся исправлением (данного обстоятельства) и прочувствовал это. Потому что я обнаружил, что большинство мухаддисов и учащихся, занятых хадисами, озабочены заполучением хадисов с самыми короткими иснадами и умножением количества прослушанных ими (с иснадами) собраний хадисов. А большинство правоведов заняты науками диспута и тем, с помощью чего могут одержать верх над оппонентом. Как при этом всем может смягчиться сердце?!

А некоторые из праведных предшественников (саляфов) приходили к праведным рабам (Аллаха), чтобы посмотреть на то, как они себя держат и как себя ведут, а не за их знаниями. Потому что их благообразие и их поведение — это плод их знания. Пойми же это и добавь к изучению фикха и поиску хадисов чтение жизнеописаний предшественников и аскетов, чтобы это стало причиной смягчения твоего сердца».

См. «Сейд аль-хатыр», с. 228-229

Абдуррахман ибн аль-Джаузи аль-Ханбали