История Мусы (Мир ему) и Фараона

«Мы доподлинно прочтем тебе для верующих людей, историю Мусы (Моисея) и Фараона. Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие. Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками, даровать им власть на земле и показать Фараону, Хаману и их воинам то, чего они остерегались».(Коран, сура «Рассказы», 3-6 аяты).
Как ты наверно уже догадался, дорогой читатель, в этой статье пойдёт речь о пророке Мусе (мир ему) и египетском фараоне, возомнившем себя богом на земле, вернее о сюжете из этой прекрасной истории, развернувшейся более 3 тысяч лет назад. И, не смотря на древность, этот рассказ более чем актуален, на мой взгляд, именно в наше непростое, полное испытаний время. Всевышний говорит: «В повествовании о них (пророках) содержится назидание для обладающих разумом. Это — не вымышленный рассказ…»(Коран, сура «Юсуф», 111 аят).
Сюжет же, который я избрал, излагает историю встречи Мусы (мир ему) с колдунами, которых собрал фараон, дабы те доказали с помощью колдовства лживость послания и разуверили людей в следовании Истине. И, как говорится, «невооруженным» глазом, ты, дорогой читатель, сможешь распознать ту связь между прошлым и реалиями настоящего, на которую я хочу указать.
Важно отметить, что именно история Мусы (мир ему) является самым длинным повествованием Корана о пророках древности — повествованием о вере и неверии, стойкости и предательстве, терроре и испытаниях. Так давай же поскорее перенесёмся в ту древнюю цивилизацию, где жизнь человека ничего не стоила, где ложь и несправедливость были основами существования. И именно туда Аллах, Свят Он и Велик, отправляет Своего посланника с призывом Истины, и вновь начинается извечная борьба. Так Великий Аллах говорит:
«Фараон сказал: «А что такое Господь миров?» Он (Муса) сказал: «Господь небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью». Он (Фараон) сказал тем, кто был около него: «Разве вы не слышите?» Он (Муса) сказал: «Ваш Господь и Господь ваших отцов». Он (Фараон) сказал: «Воистину, отправленный к вам посланник — одержимый». Он (Муса) сказал: «Господь востока и запада и того, что между ними, если только вы разумеете». Он (Фараон) сказал: «Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня, то я помещу тебя вместе с заключенными».Он (Муса) сказал: «А если я покажу тебе нечто явное?» Он (Фараон) сказал: «Так покажи нам это, если ты являешься одним из тех, кто говорит правду». Он (Муса) бросил свой посох, и тот превратился в явную змею. Он вынул свою руку, и она стала белой для смотрящих. Он(Фараон) сказал стоявшим вокруг него приближенным:
«Воистину, он — знающий колдун. Он хочет своим колдовством вывести вас из вашей страны. Что же вы прикажете делать?» Они сказали: «Повремени с ним и его братом и разошли по городам сборщиков, чтобы они привели к тебе всех знающих колдунов».
Колдунов собрали в назначенное время в назначенный день. Людям сказали: «Собрались ли вы? Возможно, нам придется последовать за колдунами, если они одержат верх». Явившись, колдуны сказали Фараону: «Будет ли нам награда, если мы одержим верх?» Он сказал: «Да. В этом случае вы непременно окажетесь в числе приближенных». Муса сказал им: «Бросайте то, что вы собираетесь бросить». Они бросили свои веревки и посохи и сказали: «Клянёмся могуществом Фараона! Мы непременно одержим верх!» Затем Муса бросил свой посох, и тот проглотил все, что они лживо измыслили. Тогда колдуны пали ниц и сказали: «Мы уверовали в Господа миров, Господа Мусы и Харуна».
Он сказал: «Неужели вы поверили ему до того, как я позволил вам? Воистину, он — старший из вас, который научил вас колдовству! Но скоро вы узнаете! Я отрублю вам руки и ноги накрест и распну вас всех!» Они сказали: «Не беда! Воистину, мы возвратимся к нашему Господу. Мы жаждем, чтобы наш Господь простил нам наши грехи за то, что мы стали первыми верующими». (Коран, сура «Поэты», 23-51 аяты).
Диалог
Как правило, всякое сопротивление начинается именно с диалога, когда в процессе дискуссии оппоненты приводят свои аргументы и доказательства, если конечно они имеются. Как ясно из вышеизложенных аятов, этот метод также широко применялся и в древности. Однако какие же могли быть у фараона доводы?
Узнав, что Муса (мир ему) посланник Господа миров, он с издёвкой спрашивает свою свиту: «Разве вы не слышите?». Тут ясно видно, что фараону важней мнение людей, поэтому он и ведёт игру на публику. «Ваш Господь и Господь ваших отцов», — продолжает Муса (мир ему), имея ввиду то, что Он сотворил вас и ваших отцов, когда ещё и не было самого фараона. Видя логику в высказывании Мусы (мир ему), фараон переходит к хитрости, а именно, к клевете на Мусу (мир ему):
«Воистину, отправленный к вам посланник — одержимый». По сей день этот метод используется предводителями неверия. Если начать вспоминать, какими только именами сегодня не назвали последователей Истины, то сказанное фараоном, в сравнении с этим, подобно капле в море. Особенно часто метод инсинуации используется по отношению к предводителям Призыва.
Денно и нощно, в первую очередь СМИ, распространяется грязная клевета и ложь. Распускаются слухи о том, что лидеры Призыва — это преступники и фанатики, и что у них самые ужасные намерения. И сегодняшние издевательства над святынями мусульман и, в частности, над нашим Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) явно доказывают, что силы зла объединились в борьбе против Призыва и его последователей. «Разве я не лучше этого презренного, который едва объясняется?» (Коран, сура «Украшения», 51-53 аяты) — говорит фараон.
Он не побрезговал даже тем, чтобы рассказать людям о физическом недостатке Мусы (мир ему), который был заикой (см. тафсир Табари 203) В другом аяте Всевышний повествует:«Он (Муса) сказал: «Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь» (Коран, сура «Та ха», 25-28 аяты).
В данном контексте смысл слова «узел» объясняется как дефект в его речи, возникший вследствие истории, произошедшей с ним в детстве (см. тафсир Куртуби, 115). Показательно, как низко могут пасть вожди неверия в своих издевательствах и унижениях. Хотя, безусловно, удивляться сильно не стоит. Ведь большего греха, чем неверие в Аллаха, просто не существует. Далее Муса (мир ему) продолжает: «Господь востока и запада и того, что между ними, если только вы разумеете» — эти слова напрочь разгромили убеждения, что фараон божество.
Ведь только Богу под силу управлять западом и востоком, и если кто-то заявляет о своей божественности, пусть попробует остановить этот порядок или изменить его. Фараон хорошо понял Мусу (мир ему), также он понял истинность его послания, но неверие и высокомерие не дали ему последовать правде. Здесь наступает этап угроз и устрашения.
«Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня, то я помещу тебя вместе с заключенными». Заметь, дорогой читатель, как быстро иссякли доводы фараона, и это всегда случается с последователями неверия. Тогда они прибегают к угрозам. Однако не свидетельствует ли это об их слабости?
Несомненно, и это подтверждает имам Куртуби в своём тафсире. А именно: «фараона постиг сильнейший страх, так что он даже был не в силах сдерживать позывы на мочеиспускание» (см. Куртуби, 13).
Подумать только, человек, которого считают богом, чьи владения на то время были немыслимо обширны, чьё войско не имело себе равных, боится? И кого? Два брата, Муса и Харун, вышедшие из пустыни, без конниц и снаряжений, без дворцов и свит, вселили в его сердце ужас. Почему? Такова суть сердец — если в них нет места для страха перед Всевышним, то начинают испытывать его перед Его праведными рабами.
Сам Всевышний помещает его в сердца неверных, как сказал Аллах: «Мы вселим ужас в сердца неверующих за то, что они приобщали к Аллаху сотоварищей, о которых Он не ниспослал никакого доказательства. Их пристанищем будет Огонь. Как же скверна обитель беззаконников!» ( Коран, сура «Семейство Имрана», 151 аят).
Почему же фараон пригрозил Мусе (мир ему) заключением? Передаётся, что заключение в Египте того времени было хуже смерти, человек переносил немыслимые пытки. Очевидно, что из этих тюрем уже никто не выходил (см. Куртуби, там же).
От слов к делу
Далее Всевышний говорит: «Они (свита фараона) сказали: «Повремени с ним и его братом и разошли по городам сборщиков, чтобы они привели к тебе всех знающих колдунов». Когда Муса (мир ему) показал знамения фараону, он понял что своими силами, войском, или властью ситуацию не исправишь. Тут нужны были мастера своего дела, дабы показать людям лживость Мусы (мир ему), убедить их в том, что его знамения ни что иное как колдовство, с которым может прийти каждый.
Наиболее достоверным сообщением у толкователей является то, что собралось около 70 колдунов, с каждым из которых были верёвки и посохи. И, конечно же, первое, о чём пошёл разговор между ними и фараоном, это плата за «услуги». «Явившись, колдуны сказали Фараону: «Будет ли нам награда, если мы одержим верх?» Он сказал: «Да. В этом случае вы непременно окажетесь в числе приближенных».
Здесь я бы хотел привлечь твое внимание, дорогой читатель. К чему? К тому, что никогда вожди неверия не делали ничего ради убеждений. Подчеркиваю именно вожди. Может кто-то поспорит… Однако следует взглянуть на многие исторические события без предубеждения, через призму достоверных источников, и тот час все оказывается на своих местах.
Становится ясно, что крестоносцы нападали на Палестину ради овладения новыми территориями, что коммунисты физически расправлялись с привилегированными сословиями только ради власти, так же как и то, что сегодняшние приверженцы «свободы и демократии» бомбят мирное селение ради «черного золота» и той же самой пресловутой власти. Не вызывает сомнения, что в описываемом противостоянии между Мусой (мир ему) и колдунами не было идеологической подоплеки.
Если и были среди последних таковые, то, уверен, их можно было счесть на пальцах. В основе всего были именно их меркантильные заинтересованности и жажда выгоды. Фараон же, в свою очередь, превзошел все их ожидания, пообещав в случае положительного исхода сделать их «приближенными», что означало иметь очень высокое социальное положение со всеми вытекающими отсюда последствиями.
«Бросайте то, что вы собираетесь бросить»
И вот начинается сражение. С одной стороны Вера, в лице пророка Мусы (мир ему). С другой — неверие в лице фараона, его свиты, войска и колдунов. Реплика Мусы (мир ему), в которой он призывает противников «бросить» первыми, не только характеризует его как человека, обладающего прекрасным нравом, но и недвусмысленно указывает на его крепкую убежденность в своём Господе.
Ибн Касир дает следующее разъяснение данному аяту: «киньте сначала вы, дабы мы увидели, что вы сделаете из колдовства, и дабы стало явным людям суть вашего дела». «Они бросили свои веревки и посохи и сказали: «Клянёмся могуществом Фараона! Мы непременно одержим верх!» Как сказал в толковании этих аятов ибн Джарир ат-Табари: «Они поклялись силой фараона, его властью и неприступностью его царства, что они одержат верх над Мусой» (Табари 179). «Когда же они бросили, то очаровали взоры людей, вселили в них страх и явили великое колдовство» (Коран, сура «Преграды», 116 аят).
Как же они были уверены в своей победе! Именно таким бывает неверие в начале — оно поражает умы, чарует глаза, вселяет страх.
Доходит до того, что большая часть людей начинает считать противника Мусы (мир ему) победителем уже досрочно, думая, что справиться с ним практически невозможно. И очень мало кому удаётся проявить стойкость в убеждениях. Но именно эти немногочисленные истинные верующие твердо знают, что это не победа, а новое заблуждение, которому вскоре суждено изжить себя.
И как сказал Всевышний: «Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель» (Коран, сура «Перенос ночью», 81 аят). Действительно, когда приходит Истина, она бывает, вне сомнения, победоносной. И на её фоне, то, что совсем недавно казалось непобедимым, меркнет, приобретает жалкий и униженный вид.
«Мы внушили Мусе (Моисею): «Брось свой посох!» И вот она (змея) стала заглатывать то, что они измыслили. Истина подтвердилась, и тщетным оказалось то, что они совершали. Они были повержены там и вернулись бесславными» (Коран, сура «Преграды», 117-119 аяты). От ибн Исхака передаётся, что Всевышний внушил Мусе(мир ему), чтобы он бросил свой посох, который тут же стал змеёй. Она стала поглощать то, что вымыслили колдуны так, что ни малого, ни многого из сделанного колдунами не осталось. Затем Муса (мир ему) взял её в руки, и вот это посох, как и был до этого (Табари 109).
Действительно, в предпочтении Мусы (мир ему) кинуть посох после колдунов, виднеется проекция мудрости его Господа — Всевышнего Аллаха. Так знамение Мусы (мир ему) приобрело форму довода, против которого и противопоставить то уже было нечего.
Вера
Тогда колдуны пали ниц и сказали: «Мы уверовали в Господа миров, Господа Мусы и Харуна». Действительно, их вера вплоть до сегодняшних дней не перестаёт поражать умы. Эти люди, которых собрал фараон для сражения с Правдой, которые ещё мгновения назад были вождями неверия, которые только и думали о материальном благе, что с ними стало? В считанные минуты они покоряются Пророку (мир ему).
Более того, они совершают земной поклон, что, конечно же, является одним из лучших видов поклонения Аллаху. Но в чем же глубинный смысл того, что произошло? Дело в том, что, зная свою профессию как никто другой в этой стране, они поняли, что действия Мусы (мир ему) не являются колдовством. И поняли они это раньше всех.
Как известно, нет места неверию рядом с Верой. Бывает либо одно, либо другое. И как только человек начинает верить, наступает прозрение. Как будто он спал долгим и глубоким сном, после пробуждения от которого, мир оказался другим, сменились ценности и критерии, и, как правило, именно тогда начинаются испытания. «Фараон сказал: «Вы уверовали в него без моего дозволения? Воистину, это — козни, которые вы задумали в городе, чтобы изгнать из него его жителей. Но скоро вы узнаете!» (Коран, сура «Преграды», 124 аят).
Хафиз ибн Касир сказал: «Когда встретились Муса и предводитель колдунов, Муса ему сказал: « Каково твоё мнение, если я одержу верх над тобой, поверишь ли ты мне, не засвидетельствуешь ли, что то, с чем я пришёл, Истина? На что колдун ответил: «Мы обязательно придем завтра с таким колдовством, которое не одолеет колдовство, и клянусь Аллахом, если ты одержишь верх, то я обязательно поверю тебе и засвидетельствую, что то, с чем ты пришёл истина. Фараон же наблюдал за ними. Поэтому он сказал, что сказал. (см. ибн Касир, 28).
Фараон прекрасно знал о содержании данной договоренности. Его слова о якобы состоявшейся сделке были сказаны, прежде всего, для того, чтобы отклонить людей от Истины, к которой призывал Муса (мир ему). Об этом прекрасно написал имам ар-Рази, отмечая в тафсире, что своими словами фараон попытался отклонить народ от призыва с помощью двух сомнений, которые он закинул в сердца людей.
Первое — это то, что колдуны якобы уверовали не из-за силы доказательства и аргумента, с которым пришел Муса (мир ему), а ради мирского, т.е. власти над Египтом. Второе, и это явно для всякого здравомыслящего, фараон затронул патриотические чувства народа. Ведь никому не хочется быть изгнанным с Родины, из тех мест, где он родился и вырос. Так враг Аллаха фараон, использовал здесь одни из самых сильных хитростей (см. Мафатихуль Гаиб, 146).
Кстати, и сегодня этот метод используется вождями неверия. Они страстно пытаются указать людям на, якобы имеющую место, материальную выгоду приверженцев Истины, которые, следуя их словам, действуют не ради Аллаха, а ради огромных гонораров. По другой версии, эти мусульмане являются слепым орудием в руках тех сил, которые их просто используют.
Да, оправданию своей трусости нет границ. То, что сегодня творится с нашей Уммой, видят все. И, я уверен, многие понимают, что происходящее есть ни что иное, как продолжение той извечной борьбы, которая возникла еще во времена первых пророков, между последователями Единобожия и их врагами из числа джиннов и людей. Сказал Всевышний: «Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов — дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения.» (Коран, сура «Скот», 112 аят).
Также искусно и выверено предводители неверия сегодня воздействуют на национально-патриотические чувства людей, убеждая их в том, что последователи Призыва пришли захватить власть, развалить страну, уничтожить обычаи предков, а на их место привнести чуждую, незнакомую культуру. Как же похож сегодняшний день на вчерашний. Времена изменились, стратегии остались те же…. Те же слова, те же ухищрения и козни.
Однако, что люди? Понимают ли они происходящее? Да, есть те, кто не утратил способность к адекватному восприятию. Однако таких мало и, кроме того, среди них есть те, кто боится и потому молчит. Тем же, кто озвучивает свои позиции, негласно объявлена жестокая, беспринципная и бесчестная война. Вместе с тем, люди, оказавшиеся в том большинстве, которое, намеренно ли или неосознанно, стало сегодня беспросветно слепым и глухим, медленно, но верно, превращаются в животных, для которых вся суть существования заключается в том, чтобы поесть, поспать, да нужду справить.
Всевышний сказал о них: «У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» (Коран, сура «Преграды», 179 аят). Когда же среди них вдруг появляется группа, видящая мир иначе, состоящая из тех людей, которым их вера в Создателя дороже всего, которые живут, мыслят и действуют только ради этой веры, тогда рождается проблема.
Их начинают считать, по меньшей мере, чудаками, но чаще фанатиками. Слепое и глухое большинство отказывается понимать, как можно жить ради поклонения Создателю. Но ради чего они сами живут? Басней о доме, посаженом дереве и потомстве уже вряд ли кого обманешь, скажу более, только рассмешишь. Таким людям не хочется созидать, только лишь потреблять, причем в неумеренных количествах. Мы же услышали Призыв нашего Господа и последовали ему.
Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран, сура «Рассеивающие», 56 аят). Это значит, что цель нашего пребывания на земле заключается в служении Творцу. Иные, различные, многочисленные, многогранные цели под яркими масками и личинами всегда скрывают одно единственное лицо, имя которому — заблуждение. Эти несколько десятилетий даны нам как экзамен, в ходе которого каждый из нас смог бы проявить себя либо как верующий, либо как неверный, дабы вознаградил Всевышний Аллах по Своей милости первых и наказал по справедливости последних.
Террор
«Я отрублю вам руки и ноги накрест и распну вас всех!»… Ну вот мы и подошли к той последней грани, где неверие уже не внемлет ни доводам, ни доказательствам. Обычно это бывает, когда его аргументы разгромлены, а витиеватые ухищрения не приносят результатов и становятся явными, хотя и не всегда. Террор это один из самых любимых методов борьбы с Призывом. Но, самое интересное то, что вожди неверия обвинили в нём именно своих жертв. С помощью лжи и фальсификаций, последователи Призыва обвинены в самых гнусных грехах человечества.
Так сложилось, что чем наглее ложь, тем больше в неё верят. Но что же колдуны? Как слова фараона повлияли на них? Отступили ли они, услышав столь серьёзную угрозу, ведь они поняли, что фараон не шутит, что в случае неповиновения им грозит смерть? Конечно же, нет. Они сказали:
«Не беда! Воистину, мы возвратимся к нашему Господу. Мы жаждем, чтобы наш Господь простил нам наши грехи за то, что мы стали первыми верующими». Ибн Мунзир и ибн Аби Хатим от Икримы передают, что когда они совершили земной поклон, Аллах показал им их райские дома, которые Он уготовил для них, поэтому они сказали: «Мы не отдадим тебе предпочтения перед ясными знамениями, которые явились нам, и перед нашим Творцом. Выноси же свой приговор! Воистину, ты выносишь приговор только в мирской жизни» (Коран, сура «Та ха», 72 аят). По поводу же их казни, многие источники свидетельствуют, что фараон осуществил свою угрозу, и все они были четвертованы и распяты. Как сказал шейх Саади:
«Явно, что он (фараон) сделал с ними то, что обещал и то, что Аллах укрепил их в их вере» (Тайсируль Карим 3). Обрати внимание , уважаемый читатель, ни один из них не отступился от своих убеждений. Свят Аллах! Что же эта за вера!? Поистине она подобна горам. С ней ничего невозможно сделать. И именно такие люди будут на самых высоких степенях у Аллаха. Действительно, именно они в начале дня были друзьями дьявола, а в конце стали мучениками и приближенными Аллаха.
Передает имам аль-Куртуби: «Сказал Малик: «Муса призывал фараона к исламу сорок лет, колдуны же уверовали в него в один день»» (см. аль-Куртуби 13/94). Именно особое спокойствие становится привилегией праведной души — когда вера заходит в неё, все лишения и беды, все тягости и печали этого мира теряют свое принципиальное значение… Она наслаждается в служении Аллаху!
Остаётся вопрос — одержали ли победу колдуны? Да, их казнили, но свидетельствует ли этот факт об их поражении? Так, шейх Наср ал-Умар в своей книге, перечисляя виды побед сказал: «И из наиболее важных разновидностей побед является победа над своей душой, скажу более, невозможно осуществление ни одного её вида без победы над душой и страстями» (см. Хакикатуль Интисар, 105 стр.).
Разве эти люди не победили свой дух, разве они не перебороли страсть к имуществу и страх перед смертью, несмотря на все прельщения и угрозы фараона? И, наконец, разве они не отдали свои жизни за Правду, разве не проявили ли терпение на пути к ней? И ещё, неужели Всевышний не поведал нам их рассказ, и не увековечил их историю в поколениях?
Несомненно, эта победа — из наилучших её видов, а история, повествующая о ней, является ярким показательным примером, руководством к действию.
Вывод
Бесспорно, эта история полна уроков и поучений для нашей сегодняшней жизни. Иначе, какова была бы мудрость её повествования? Взглянув на работы учёных, касающиеся этих нескольких аятов, я понял, что ни этой, ни ещё ста таких статей не хватит для того, чтобы передать всю полноту разъяснения глубокой мудрости этого коранического эпизода.
Однако мне хотелось передать основной смысл этого сюжета, заключающийся в том, что неверие обречено рано или поздно на погибель. Сколько было у фараона силы и мощи, сколько воинов и богатства?! Даже то, что мы сегодня называем «информационной борьбой». «Возможно, нам придется последовать за колдунами, если они одержат верх». Обрати внимание, дорогой читатель, на атмосферу, которая царила в этом обществе, когда они даже и подумать не могли, что возможно поражение. Всё было готово к тому, что Муса (мир ему) потерпит крах. Однако ни экономическая, ни военная, ни информационная, ни какая другая сила не смогла противостоять Истине.
Но что же произошло с последователями Мусы (мир ему)? Всевышний сказал: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Коран, сура «Земной поклон», 24 аят). Именно эти два качества выделяет Аллах — убежденную веру и терпение, тогда Он даёт победу и выводит из народа предводителей, ведущих людей прямым путём по воле Господа.
В заключении, я хотел бы привести слова имама ибн Кайма ал-Джаузия, который сказал: «Когда же столкнутся друг с другом в твоём сердце войска этого мира и последнего, и ты захочешь узнать из какой из двух групп ты сам, тогда посмотри к кому тебя больше тянет из них, на чьей стороне ты ведёшь борьбу, т.к. невозможно тебе остановится между двух армий, и ты безусловно принадлежишь к одной из них» (см. «Фауаид», 235).
И всё, что здесь было сказано, если было правильным, то это от Аллаха, если же ошибочным, то от меня и шайтана. А Аллах и Его посланник, да благословит Его Аллах и приветствует, непричастны к этому.
Абу Ислам [islamcivil.ru]
Столкновение фараона и пророка Мусы: история, выводы, уроки
Хвала Аллаху, Господу миров! Нет в Исламе вражды ни к кому, кроме притеснителей, а конечный итог за теми, кто страшится Аллаха. Свидетельствуем, что нет истинного божества, кроме Аллаха, только Ему мы поклоняемся, ибо нет у Него сотоварищей и партнёров. Свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Его посланник, который пришёл, чтобы довести до людей ясную истину. Он боролся с неверием и лицемерием до тех пор, пока Аллах не даровал ему явную победу, сделав религию Свою совершенной и одарив мусульман Своей милостью в полной мере. Мир и благословение Аллаха Его пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам, которые уверовали в него, поддержали его, боролись рядом с ним, честно, искренне и убеждённо. Дорогие братья и сёстры, будьте богобоязненными, вспомните те поучительные истории о прошлых поколениях, которые содержатся в Священном Коране. Всевышний Аллах сказал:
لَقَدْ كَانَ فِي قَصَصِهِمْ عِبْرَةٌ لِّأُوْلِي الأَلْبَابِ
«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом» (Коран, 12: 111). Одной из великих историй, которые были открыты нам Всевышним Аллахом, является история пророка Мусы (Моисея) и фараона. События, связанные с эпохой Мусы (мир ему), освящаются в Коране особенно подробно. Аллах сказал:
«Мы доподлинно прочтем тебе для верующих людей историю Мусы (Моисея) и фараона.
Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на партии. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие.
[1] мы уже приводили вкратце историю пророка Мусы, а в этой статье мы постараемся извлечь из неё некоторые полезные назидания. История проповеди Мусы (мир ему) рассказывает нам о том, что в этой жизни верующие люди могут подвергаться различным испытаниям, обидам и притеснениям со стороны неверующих или лицемеров. Но если они будут терпеливыми, проявят стойкость в своей религии и станут бороться, то достигнут хорошего результата, и победа над врагом не заставит себя ждать. Аллах (Велик Он и Славен) говорит, что желая подавить, запугать и ослабить сынов Исраиля, фараон сказал: «Мы будем убивать их сыновей и оставим в живых их женщин. Мы обладаем непоколебимой властью над ними» (Коран, 7: 127). Муса (мир ему) вступил в борьбу против угнетения и многобожия, он побуждал верующих, чтобы они беспрестанно обращались к Аллаху с мольбами о помощи и избавлении и терпели. Искренняя молитва и терпение были условиями победы, которую Аллах обещал им оказать:
«Муса (Моисей) сказал своему народу: «Просите помощи у Аллаха и терпите. Воистину, земля принадлежит Аллаху. Он дарует ее в наследие тому из Своих рабов, кому пожелает, и благой конец уготован богобоязненным».
Они (сыны Исраиля) сказали: «Нам причиняли страдания до того, как ты явился к нам, и причиняют их после твоего пришествия к нам». Он сказал: «Быть может, ваш Господь погубит вашего врага и сделает вас их преемниками на земле, а затем посмотрит, как вы будете поступать» (Коран, 7: 128-129).
Так продолжалось сражение между истиной и ложью, после чего Аллах велел своему пророку покинуть эту землю со всеми верующими, дабы сохранить свою религию. Тогда фараон мобилизовал свою армию, собрал все силы и вышел в путь в погоню за беглецами, чтобы схватить их. Фараон с презрением говорил о сынах Исраиля: «Это – всего лишь малочисленная кучка. Они постоянно гневят нас, а мы [из—за них] всегда должны быть настороже» (Коран, 26: 54-56).
В ПОГОНЕ ЗА МУСОЙ
Когда фараон почти настиг их у берега моря, верующие сильно встревожились, и подумали, что теперь гибели уже не избежать. Они боялись, что сейчас фараон выместит на них всю свою злобу и ненависть, которую до этого ему приходилось сдерживать при народе. Тогда сподвижники Мусы сказали: «Нас непременно настигнут», но пророк Аллаха успокоил их:«он сказал: «О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь» (Коран, 26: 61-62). Муса развеял их страхи и сообщил им, что Аллах помогает ему, ведёт его к спасению. Аллах исполнил своё обещание, которое Он дал верующим через своего посланника, Он открыл сухопутные дороги, которые пролегли сквозь пучины моря. Когда же сыны Исраиля вышли на берег, в погоню за ними пустились воины фараона во главе с ним самим. И как только последний из них вступил на морское дно, оно приняло свой прежний вид, похоронив армию грешников в недрах своих вод, так что ни один из них не остался в живых, все они утонули. Всё это произошло на глазах у Мусы и его сподвижников, они стояли на берегу и наблюдали погибель и беспомощность своих недавних угнетателей.
ИЗБАВЛЕНИЕ ПРИХОДИТ ПОСЛЕ ТЯГОТ, А ЛЁГКОСТЬ – ПОСЛЕ ТРУДНОСТИ
Посмотрите, как похоже поведение Мусы (мир ему), его уверенность в победе от Аллаха в самых сложных обстоятельствах, на поведение нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), когда он вышел вместе со своим сподвижником Абу Бакром из Мекки. Они убегали от многобожников, жаждущих взять их живыми или мёртвыми. В тот момент, когда преследующие их язычники подошли совсем близко, они оба спрятались в маленькой пещере. Многобожники подошли так близко, что Абу Бакр сказал: «Посланник Аллаха, если бы они посмотрели себе под ноги, то увидели бы нас». Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) знал о помощи Аллаха, и полностью положившись на Него, сказал: «О Абу Бакр, что ты думаешь о двоих, третьим для которых является сам Аллах?» Именно в связи с этими событиями были ниспосланы слова Всевышнего: «Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах – с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах – Могущественный, Мудрый» (Коран, 9: 40). Победа Аллаха приходит с терпением, избавление приходит после тягот, а лёгкость – после трудности, как сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха):
أنَّ النَّصْرَ مَعَ الصَّبْرِ، وَأَنَّ الفَرَجَ مَعَ الكَربِ، وَأَنَّ مَعَ العُسرِ يُسراً
«Воистину, победа приходит с терпением, избавление приходит после тягот, а с трудностью приходит лёгкость».
ВОИСТИНУ, ЛОЖЬ ОБРЕЧЕНА НА ПОГИБЕЛЬ
Из этой истории мы извлекаем ещё одно замечательное наставление: какой бы грандиозной ни была материальная сила лжи, она не может устоять перед лицом истины, когда её терпеливо несут на своих плечах те, кто этого достоин. Вот он, фараон, на престоле грозной власти, это деспот, который повелевает могучими воинами, в арсеналах его армии лучшее оружие мира. Необузданные амбиции, неуёмная сила и непререкаемая воля, были неотъемлемыми атрибутами власти египетского тирана. Он выступил в погоню за маленькой группой людей, не имевшей никакой возможности защищаться. Но с ними был Аллах, они владели оружием истинной Веры, а возглавлял их один из величайших пророков в истории. С ними был Великий Господь, который дал им победу и поддержал в трудную минуту. В тот момент силы лжи разбились о прочную скалу истины, и неверные потерпели горькое поражение. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
بَلْ نَقْذِفُ بِالْحَقِّ عَلَى الْبَاطِلِ فَيَدْمَغُهُ فَإِذَا هُوَ زَاهِقٌ
«Мы истиной сокрушаем ложь, и она разбивается вдребезги и исчезает» (Коран, 21: 18).
وَقُلْ جَاء الْحَقُّ وَزَهَقَ الْبَاطِلُ إِنَّ الْبَاطِلَ كَانَ زَهُوقًا
«Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель»» (Коран, 17: 81).
ПОСТ В ДЕНЬ АШУРА
Эта история напоминает нам о пути всех пророков (мир им) – они всегда благодарили Аллаха за мир и спокойствие в обычной жизни и за победу и поддержку в тяжёлые времена. За то, что Аллах спас верующих, возвеличил истину и погубил ложь, пророк Муса в этот день всегда соблюдал пост, поминая славные дела своего Господа. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) также постился в этот день, выражая солидарность своему брату Мусе (мир ему) и воздавая благодарность Аллаху, который сделал истину победоносной, а ложь слабой и беспомощной. Пророки Аллаха боролись ради того, чтобы слово Его было превыше всего, и когда Он давал им победу, пророки встречали и принимали её с покорностью и благодарностью. Таков путь пророков Аллаха, признание Его даров осуществляется через благодарность и добрые дела. Что касается самолюбования, гордости, высокомерного ликования и проведение вымышленных праздников, называемых «днём родины», «днём победы» или «независимости», – всё это чуждо истинной Вере. Нет в Исламе места надуманным лозунгам и лживым символам, это явная дорога невежества, запрещённая Аллахом.
ШИИТЫ ИСКАЖАЮТ СУННУ ПРОРОКА
[2] после каждого бедствия, которое сваливается на их головы. Если у мусульманина случилось горе, то он обязан переносить его достойно и не должен причитать, кричать и бить себя по щекам, все это мерзкие отголоски язычества и неверия. [3] (джахилийя)». [4]. Несмотря на это, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники только терпели и надеялись на награду и благословение своего Господа, следуя Его велению:
وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ * الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُواْ إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعونَ
«Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся» (Коран, 2: 155-156). Лучший путь – это путь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а наихудшее из дел – это новшества и искажения, вносимые в религию, а каждое новшество – это заблуждение. После смерти самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) были убиты такие сподвижники, как Умар, Усман, Али и многие другие (да будет доволен ими Аллах), но мусульмане только терпели и надеялись.
فَاعْتَبِرُوا يَا أُولِي الْأَبْصَارِ
«Прислушайтесь же к назиданию, о способные видеть!» (Коран, 59: 2).
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.
Автор: Шейх Салих Аль-Фаузан «аль-Хутаб аль-минбарийя фи аль-мунасабат аль-асрийя»
Перевод: Абу Ясин Руслан МаликовКорректор текста: Тамки́н Р.Г.Каноническая редакция: Каримов М.www.whyislam.to
[1] «Достоинства месяца мухаррам»
[2] Бидаат — нововведения в вопросах религии. Бидааты порицаются Исламом, так как вносят в религию Аллаха то, что к ней не относится, и искажают истинную суть этой религии.
[3] Джахилия / Эпоха невежества (Джахилийя) – доисламская эпоха, время до начала пророческой миссии пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
[4] Шахид (араб.Свидетель) – мученик, человек павший за проповедь и защиту Ислама.