Истинная религия — та, которая была до убийства Усмана
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
«И знай, что древняя (исконная) [истинная] религия — это та, которая была со времени смерти Пророка ﷺ до убийства 'Усмана, и убийство 'Усмана было началом разобщённости (разногласий), и после этого произошли сражения в среде общины (уммы), и разобщилась [умма], и последовала за алчностью и страстями, и склонилась к мирской жизни, и ни у кого нет права на то, что он придумал (и ввёл) [в эту религию], если на этом не были сподвижники Пророка ﷺ. Или какой-то человек призывает к тому, что придумали (ввели) в религии, которые были до него из последователей нововведений (бид'атов) [у него тоже нет на это дозволения], — такой человек подобен тому, который придумал (и ввёл) этот бид'ат. И тот, кто утверждает это или говорит подобное, отвергает Сунну, идёт наперекор истине и единой общине, такой человек сделал дозволенными новшества (нововведения — бид'аты), и такой наносит больший вред (более вреден) для уммы, чем Иблис».
Если говорится: «знай», то это значит, что последует нечто очень важное, на что нужно обратить внимание.
Итак, автор (да помилует его Всевышний Аллах) говорит: «Знай, что древняя религия (ад-дину ль-'атикъ) — это та, которая от Пророка ﷺ до убийства 'Усмана ибн 'Аффана (да будет доволен им Всевышний Аллах)», т.е., эта чистая объединённая община (чистый джама'ат), в которой нет никаких разногласий, там, где последователи нововведений (ахлю ль-бид'а) ещё не подняли свою голову, не появились, — это времена первых трёх праведных халифов: Абу Бакра, 'Умара и 'Усмана, потому что в этот период правления первых трёх праведных халифов не было разобщённости, разногласий, мусульмане были единой общиной, они все были объединены на истине. А вот когда произошло убийство 'Усмана (да будет доволен им Всевышний Аллах), то, о чём предупреждал Пророк ﷺ, тогда открылась дверь разногласий, зла, смуты (фитны), это произошло после смерти 'Усмана ибн 'Аффана (да будет доволен им Всевышний Аллах).
И поэтому автор говорит: «Его ['Усмана] убийство было началом раскола (разногласий)», т.е., это разногласие случилось по причине убийства 'Усмана ибн 'Аффана (да будет доволен им Всевышний Аллах), потому что когда он был убит, вот тогда исчезла безопасность, произошёл раскол этой мусульманской общины, появились разные заблудшие группы, случились разные события, то, что зафиксировано в истории.
Но, несмотря на всё это, вся хвала Аллаху (пречист Он и возвышен) (аль-хамду ли-Лляh), это не значит, что исчезла эта религия или эта истина. Эта религия хранима Аллахом (пречист Он и возвышен). Если человек хочет истину, благо, то ему достаточно обратиться к Корану, Книге Аллаха (пречист Он и возвышен), и к Сунне Посланника Аллаха ﷺ, к тому, чему придерживались единая община мусульман (джама'ату ль-муслимин) — сподвижники и их последователи, и всё, человек найдёт чёткую, ясную, понятную истину, т.е., нет оправдания у людей, которые говорят: «Столько разных групп, течений, я не знаю, кого слушать». На самом деле не так — истина хранима Аллахом (пречист Он и возвышен), религия сохранена, бережётся Всевышним. Вот Книга Аллаха, вот сохранённая Сунна Пророка ﷺ, вот путь и понимание сподвижников (сахаба), их последователей, предшественников — всё это сохранено, обратись туда и ты найдёшь истину ясно представленной, хоть и много есть вокруг разных разногласий, смут и зла.