Истина не узнается по людям. Узнай истину, и ты узнаешь людей, следующих ей

Истина не узнается по людям. Узнай истину, и ты узнаешь людей, следующих ей

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Одним из первых, кто упомянул распространённое высказывание ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) был Мукъатиль ибн Сулейман, сказавший в своём тафсире: “Сказал имам ‘Али своему сыну: «О сынок, оценивай людей согласно истине, но не оценивай истину по людям»”. См. “Тафсир Мукъатиль” (5/114). Но Мукъатиль, помимо его слабости как передатчика, не застал ‘Али.

Также подобное сообщение от ‘Али передаёт историк – аль-Балязури через свой иснад со слов аль-Хирмази, передавшего от аль-‘Утби: “Встал аль-Харис ибн Хаут аль-Лейси перед ‘Али и сказал ему: «Ты полагаешь, что я буду считать, что Тальха, аз-Зубайр и ‘Аиша (да будет доволен ими Аллах) объединились на лжи (выступив против тебя)?!» На что ‘Али ответил ему: “О Харис, это положение неясно тебе. Поистине, истина и ложь не познаются мнением людей. Однако сначала узнай истину, и ты узнаешь следующих ей; узнай о лжи, и ты узнаешь явившихся с ней”. аль-Балязури в “аль-Ансаб” (2/274). Но и это сообщение никак не может быть достоверным. Во-первых, аль-Хирмази является неизвестным. А во-вторых, аль-‘Утби мало того, что не застал ‘Али, так ещё некоторые имамы обвиняли его во лжи. Также эти слова от ‘Али упоминал без какого-либо иснада Абу Хамид аль-Гъазали в своей книге «Ихья ‘улюми-ддин» (1/53).

Также слова от ‘Али с таким же смыслом передавали ранние му’тазилиты, как аль-Джахиз и Къады ‘Абдуль-Джаббар, и шииты, как Мансур ар-Рази, и др.

Но следует отметить, что эти слова от ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) передавали и имамы из числа сторонников Сунны, которые цитировали их часто и опирались на них. Из них:

- аль-Мардауи в «аль-Хауи аль-кабир» (16/114).
- Абу Музаффар ас-Сам’ани в своём тафсире (1/72).
- ар-Руяни в «Бахр аль-мазхаб» (11/131).
- Ибн ‘Акыль в «аль-Уадых фи усуль аль-фикъх» (5/208).
- Ибн аль-Джаузи в «Тальбису иблис» (стр. 74).
- аль-Къуртуби в своём тафсире (1/240).
- Ибн Таймия в «ар-Радд аля ас-Субки» (2/835).
- Ибн Муфлих в «аль-Фуру’» (11/116).

К примеру, шейхуль-Ислям Ибн Таймия не редко цитировал эти слова и опирался на них. Так, он говорил: “Высказывания людей следует оценивать согласно доводу, а не по самому сказавшему это. Не следует смотреть на говорящего, как говорил ‘Али ибн Аби Талиб”, после чего он процитировал обсуждаемые слова от ‘Али. См. “ар-Радд ‘аля ас-Субки” (2/835).

Также Ибн Таймия говорил: “Если в отношении человека у них нет убеждённости, что он возвеличиваемый, то его слова отвергаются, даже если они являются истиной. И таким образом, критерием принятия слов они делают высказавшего эти слова, без взвешивания их на весах Корана и Сунны”, после чего он процитировал обсуждаемые слова от ‘Али. См. “Джами’ аль-масаиль” (7/466).

Также были имамы, которые цитировали эти слова, но не приписывали их к ‘Али:

Факъих Джамалюддин аль-Иснауи сказал: “Как же прекрасны слова того, кто сказал: «Оценивайте людей согласно истине, но не оценивайте истину по мнению людей»”. См. “аль-Хидая иля аухам аль-Кифая” (20/518).

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Мы не из числа тех, кто оценивает истину словами людей, однако, воистину, мы из числа тех, кто оценивает людей согласно истине. И мы не из числа тех, кто истину сверяет с мнениями творений, принимая то, что соответствует им, отвергая то, что не соответствует. Однако, воистину, мы из числа тех, кто сверяет мнения людей и их слова с доводом, принимая те из них, которые соответствуют доводу и, отвергая те, что противоречат ему”. См. “аль-Фурусийя” (стр. 228).

Также эти слова очень часто упоминал шейх аль-Альбани, но, не возводя их к ‘Али. Так, он говорил: “Положение слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) для меня величественней, чем слова любого человека после него. Будь же человеком, который оценивает людей согласно истине, а не тем, кто оценивает истину согласно мнениям людей!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (7/962).

Итог:

Достоверность этого высказывания от ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) вызывает большие сомнения. Но так как это не пророческий хадис, нет проблем цитировать их и опираться на них, учитывая тот факт, что многие признанные учёные передавали это от него и ссылались на них.

Хафиз Хатыб аль-Багъдади говорил: “Что же касается сообщений праведников, аскетов, поклоняющихся и мудрецов, то наличие иснадов у таких сообщений, является украшением этих сообщений, однако это не является условием для того, чтобы их можно было передавать”. См. “аль-Джами’ ли-ахлякъ ар-рауи” (2/316).
Шейх аль-Альбани сказал: “Исследование всех сообщений, передаваемых от саляфов, а также исследование их иснадов, чтобы узнать их достоверность и недостоверность, является из числа затруднительных вещей. А поэтому достаточно того, чтобы они соответствовали Шариату”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 26).

И нам стало ясно, что смысл этих слов, передаваемых от ‘Али ибн Аби Талиба, является правильным. Однако следует обратить на одну важную вещь, которая состоит в том, что данные слова некоторые люди используют в ошибочном и непозволительном значении!

Среди людей есть такие, которым приводишь мнение и понимание признанных учёных в тех или иных положениях, а он отвергает их и говорит: «Истина не познаётся мнениями людей!» Нет сомнения в том, что в такой ситуации говорящий это заблуждается!

Воистину, вся религия до нас дошла именно через людей! Именно сподвижники, таби’ины, имамы первых поколений передали нам знание и довели до нас хадисы и правильное понимание религии. По этой причине имам аш-Шатыби в своей великой книге «аль-И’тисам», посвящённой обязанности следовать Корану и Сунне, упомянув различные примеры того, что в религии главным является – это шариатский довод, а не мнения людей, сказал: “Итог таков, что избрание людей (учёных) без обращения внимания на то, что они являются средством для постижения шариатского положения, является заблуждением! И нет руководства, кроме как от Аллаха. Воистину, однозначный довод и наивысший судья – это лишь Шариат, и ничто иное!” См. “аль-И’тисам” (3/460).

Однако после этого аш-Шатыби завершил всю свою книгу следующими словами: “И если стало установленным, что в расчёт берётся истина, а не люди, то ведь и сама истина не является известной, кроме как через людей. Более того, именно через них добираются до истины, и они указывают на неё”. См. “аль-И’тисам” (3/474). Тем самым он дал понять, что люди не должны впадать в крайности в этом вопросе!

Таким образом, упомянутые слова от ‘Али используются не в абсолютной форме, а в тех случаях, когда мнение какого-то учёного противоречит доводу, или когда в спорном вопросе есть пророческий хадис, или когда вопрос из числа разногласий в понимании, и у каждой стороны есть доводы, и т.п.

Однако, когда у человека нет ни довода, ни слов имама в том, чему он следует, и при этом он отвергает слова учёных, опираясь на эти слова, передаваемые от ‘Али, то нет сомнения в том, что он заслуживает порицания!

Во-первых, необходимо знать и понимать, что не на все события и положения всегда есть прямой аят или хадис или даже слова сподвижника. Поэтому нередко учёные делают постановления исходя из общих пониманий текстов Корана и Сунны.

Во-вторых, для простолюдинов слова имамов-муджтахидов по положению подобны доводам, как говорил имам аш-Шатыби: “Фатауа муджтахидов для простолюдинов по положению, как шариатские доводы для самих муджтахидов”. См. “аль-Мууафакъат” (4/292).

А Аллаху ведомо обо всём лучше.