Исраф
Добродеяние — если человек тратил накопленное добро на себя и на свою семью, не делая исраф, не расточительствуя. «Воистину, расточители — братья дьяволов, а ведь сатана не благодарен своему Господу» («Исра», аят 27).
Почему расточительство делает нас братом шайтана?
Потребности человека никогда не иссякнут. Человек ищет любые пути, чтобы удовлетворить свои потребности, и, не жалея, тратит накопленное достояние. Он даже не обращает внимания на разумность своих затрат. Из-за такой слабости человека наш Господь запретил растрачивать добро, осудил расточителей и объявил их друзьями шайтана. Хотя в Коране и поощряется инфак, т. е. трата имущества на пути Аллаха, но вместе с тем указано, что это должно иметь разумные пределы. Человек не должен доводить себя до нищеты и не имеет права оставлять без средств существования находящихся в его попечении родных и близких. Осуждается такой подход, когда кто-то говорит: «Разве это не мое имущество? Разве не я его заработал? Разве я не могу тратить его, как захочу?» Такое использование имущества расценивается как исраф — расточительство, неразумная трата своего добра. Расточительство приводит к такому использованию имущества, которое не разрешено шариатом, к расходованию своего достояния на греховном пути. Вот тогда человек и становится братом шайтана, потому что шайтан проявил неблагодарность к Аллаху, не отплатил добром за все блага, дарованные ему Господом.
Можно считать, что и расточители тоже не отдают должное за имущество. Они скупятся отдавать вещи тем, кто имеет право на них. Ведь они должны, не растрачивая вещи, отдавать их тем, кто этого заслужил. Али (да будет доволен им Аллах) считал добродеянием, если человек тратил накопленное добро на себя и на свою семью, не делая исраф, не расточительствуя. А если человек расходует лишь напоказ, то все его потраченное добро уходит в долю шайтана. В аяте говорится о том, что непокорные Аллаху становятся сторонниками шайтанов: «К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем» (Зухруф, 43:36). Расходование своего имущества на пути Аллаха, инфак, имеет строго определенную меру. Даже оставление собственного имущества по завещанию на пожертвования согласно шариату ограничено в определенной пропорции (не более одной трети). Перечисляя качества муминов, Коран выделяет и такую их особенность: они выбирают умеренность в расходовании средств: «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (Фуркан, 25:67).
О необходимости выбирать средний путь в расходовании средств говорил и наш пророк, который утверждал, что умеющему экономить не грозит бедность, что бережливость в повседневных расходах составляет половину необходимых средств. Аллах дает добро, кому пожелает, и отбирает его, у кого пожелает. Если мы сегодня истратим свою собственность, проявив чрезмерную расточительность, завтра можем все потерять и оказаться в нужде. Во времена нашего пророка один из сахабов, у которого было пятьсот финиковых пальм, собрал и раздал весь свой урожай, а к себе домой не принес ничего. И тогда Всевышний Аллах повелел: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (Исра, 17:29).
Оживление мечети
А обстоит дело с мечетями? Сейчас принято строить красивые и большие мечети. На их строительство уходят много сил и средств. В то же время есть страны, где люди испытывают нехватку средств. Насколько же правильно нам совершать намаз в больших, красивых, светлых мечетях? Не расточительство ли это?
Да, в исламе расточительство (исраф) запрещено. Однако важно правильно понять смысл и значение этого слова. Имам Абу Ханифа (пусть смилуется над ним Аллах) говорил: «Как не бывает расточительства в благом, так же нет блага и в расточительстве». Таким образом, тот, кто расходует свои средства на благое и преследует лишь благие цели, того называть небережливым и неэкономным нельзя. Подобные расходы не могут именоваться расточительством, поскольку в этом есть благо для других. Следовательно, расходы на строительство, ремонт, освещение молитвенных помещений и мечетей расточительством не являются: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха…» («Покаяние», 9/18).
Мечети — это места поклонения, оживления Сунны, борьба с нововведениями.., важно содержать их в чистоте и в порядке, как физически - так и духовно... Все это способствует сохранению мечети, чтобы в дальнейшем люди могли там совершать намаз, возносить Всевышнему дуа. Если проделанная работа приносит пользу джамаату, обществу, поклонениям, способствует улучшению, то это не характеризуется как расточительство.
Итак…
Запрещено расточительство личного и общественного имущества, несмотря на то, насколько бы велики не были наши возможности. И наоборот, поощряются бережливость и экономия средств. Ведь человечество испытывает нехватку экономических средств вследствие неразумного их расходования. Из-за чрезмерных расходов государства вынужденно берут огромные харамные кредиты и таким образом открывают дорогу экономическому кризису. Подорожание жизни, загрязнение окружающей среды, истощение природных запасов — все это тоже во многом является следствием неправильного расходования имеющихся средств. Именно поэтому мы обязаны избегать сатанинского расточительства, чтобы завтра мы сами и наши дети могли жить достойно, ни перед кем не склоняя свои головы, кроме Аллаха...
Сидел в одном из арабских ресторанов с другом. Заведение переполнено. Вокруг нас в основном мусульмане. Недалеко от меня солидно одетая семейная пара вызывает официанта и просит его завернуть им оставшуюся еду. Тот в нескольких контейнерах приносит.
Другая семья с детьми, сидящая с другой стороны, оставляет множество недоеденных тарелок, закидывает еду салфетками и довольная уходит, как и большинство посетителей. Хоть первые и выглядели более состоятельно – они забрали еду собой…
Подобная ситуация повторяется у мусульман почти каждый день в каждом заведении. Но тех, кто забирают оставшуюся еду с собой, как правило, бывает мало.
В месяце Рамадан в восточных кафе и ресторанах обычно невозможно найти место, если заранее не забронировать столик. Наверное, так же бывает и в России. Но если проследить, сколько заказанной еды мусульмане оставляют после себя недоеденной, и прикинуть сколько еды в общем будет выкинуто, то это будет колоссальное количество.
Почти каждый посетитель оставляет после себя минимум 30% заказанной еды. Вся еда идёт в мусор. Это не говоря о том, что за неё были заплачены деньги. А что касается той еды, которая остаётся после огромных совместных застолий, то это страшная картина. В арабских странах это вообще обыденная вещь. По статистике Саудовская Аравия занимает первое место по выбрасываемой еде на душу населения в мире. Каждый год там выбрасывается 427 кг на человека. В денежном эквиваленте это примерно 1,3 миллиарда долларов. На втором месте Индонезия, на третьем – США. Потом идут ОАЭ, Кувейт и другие страны Персидского залива. Такое количество еды хватило бы на сотни голодающих городов в Африке и миллионы голодающих по всей планете.
Подобное действие в шариате называется исрафом (расточительством). Расточители являются одними из самых ненавистных людей Аллаху, как об этом говорит священный Коран. В одном из аятов Всевышний назвал расточителей братьями Сатаны. «Не расточительствуйте, ибо расточители являются братьями шайтанов», – сказано в Коране.
Несмотря на наличие в Коране важного запрета на расточительство, который призывает нас избегать этот скверный поступок, несмотря на прекрасные примеры умеренности в лице Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижников, мусульмане на сегодняшний день – самые расточительные люди в мире. Вместе с тем эта скверна приумножается в разы в самое священное время. Почти в каждом доме, в каждом «шатре Рамазана», в мечетях готовится огромное количество еды, которая, не будучи употреблённой даже наполовину, выбрасывается без всякого сожаления. Аллах в Коране нам говорит, что спрос с нас будет даже за те блага, которые мы употребили. А какой же будет спрос за блага, которые мы выбросили? Тогда как в мире 504 млн мусульман живут ниже черты бедности.
«…воистину, Ему ненавистны излишествующие». Расточитель именно потому и достоин ненависти от Всевышнего, что выбрасывает кусок хлеба, который мог бы попасть в рот голодного бедняка.
Причины – разные
Если взять на уровне общества, то у нас, мусульман, в последнее время, можно сказать, расточительство стало культурой. Нововведённая «культура расточительства» – именно так и назвал бы я это явление. Нововведённая – потому что её не было даже лет тридцать назад. Для нас эта «культура» стала до того своей, что мы абсолютно не замечаем, когда забрасываем салфетками недоеденную еду в ресторане и уходим без всяких угрызений совести. У нас абсолютно не задевается даже одна сотая струнка сердца, когда после каждого застолья мы выкидываем горы еды. Готовим больше, чем угостим, кладём в тарелку больше, чем съедим… не знаем даже размер своего желудка. «Культура исрафа», больше никак не назвать.
У нас сложилась такая культура, где раскидывают то деньгами, то едой, а потом гордо заявляют: «Могу себе позволить…» Чистого рода показуха и больше ничего. Наличие богатства не повод, чтобы бессмысленно разбрасывать. Это указывает на очень глубоко скрытый комплекс неполноценности, который беспрерывно толкает человека на показуху. Или это чрезмерное высокомерие. Человек свободный от этих комплексов и пороков гордыни не станет стесняться сказать, чтоб завернули ему оставшуюся еду, или контролировать еду, оставшуюся после гостей, съесть её или отправить нуждающимся. Расточительство не указывает на состоятельность. Это внутренняя зависимость от разных психологических факторов, которая стала частью нашего менталитета.
Если проследить за народами, где не существует подобного менталитета, мы найдём их людьми более внутренне свободными, более умеренными в своих расходах. Возьмём англичан, например. Хотя народ в общем состоятельный и умеет жить роскошно, но очень далёк от расточительства. У них расточительство – весьма порицаемое качество в обществе. Особенно в самых высоких аристократических кругах. Они экономят даже на самых элементарных вещах. Вплоть до воды, газа, электричества, даже отопления. «Не нужно – не расходуй» – это их культура. Наша культура немного другая, она – «могу себе позволить». Хотя должно быть наоборот, потому что они не верят в Пророка, который говорит: «Не расточительствуй относительно воды, даже если будешь находиться у реки». А мы верим в нашего Пророка, но в расточительстве вся наша жизнь. У них в стране мало голодных людей, но они не выбрасывают еду. У нас голодных мусульман много, но выбросить еду нам ничего не стоит. У них нет Священного месяца Рамадан, где приближаются к Аллаху, оставляя еду и питие. У нас он есть. Мы как приближаемся к Аллаху, терпя голод, так и отдаляемся от Аллаха, занимаясь расточительством – ненавистным Аллаху деянием.
Что делать?
Бояться гнева Аллаха и ценить его блага.
Быть умеренными во всех своих делах. Быть свободными в наших нравах, независимыми от мнения людей, если оно противоречит здравому смыслу. Смотреть на довольство Всевышнего, даже если это не поймёт тот, кто привык «поклоняться» общепринятому мнению. Научить себя и своих детей ценить блага Аллаха. Смотреть на них не как на расходный материал, а как на блага, дарованные Аллахом, которые очень трудно доставались нашим предкам и не могут себе позволить наши братья по вере в разных уголках земли, когда желают.
«Всевышний не изменит положения людей, пока они сами не изменят то, что в их душах».