Исраф

Исраф

Добродеяние — если человек тратил накопленное добро на себя и на свою семью, не делая исраф, не расточительствуя. «Воистину, расточители — братья дьяволов, а ведь сатана не благодарен своему Господу» («Исра», аят 27).

Почему расточительство делает нас братом шайтана?

Потребности человека никогда не иссякнут. Человек ищет любые пути, чтобы удовлетворить свои потребности, и, не жалея, тратит накопленное достояние. Он даже не обращает внимания на разумность своих затрат. Из-за такой слабости человека наш Господь запретил растрачивать добро, осудил расточителей и объявил их друзьями шайтана. Хотя в Коране и поощряется инфак, т. е. трата имущества на пути Аллаха, но вместе с тем указано, что это должно иметь разумные пределы. Человек не должен доводить себя до нищеты и не имеет права оставлять без средств существования находящихся в его попечении родных и близких. Осуждается такой подход, когда кто-то говорит: «Разве это не мое имущество? Разве не я его заработал? Разве я не могу тратить его, как захочу?» Такое использование имущества расценивается как исраф — расточительство, неразумная трата своего добра. Расточительство приводит к такому использованию имущества, которое не разрешено шариатом, к расходованию своего достояния на греховном пути. Вот тогда человек и становится братом шайтана, потому что шайтан проявил неблагодарность к Аллаху, не отплатил добром за все блага, дарованные ему Господом.

Можно считать, что и расточители тоже не отдают должное за имущество. Они скупятся отдавать вещи тем, кто имеет право на них. Ведь они должны, не растрачивая вещи, отдавать их тем, кто этого заслужил. Али (да будет доволен им Аллах) считал добродеянием, если человек тратил накопленное добро на себя и на свою семью, не делая исраф, не расточительствуя. А если человек расходует лишь напоказ, то все его потраченное добро уходит в долю шайтана. В аяте говорится о том, что непокорные Аллаху становятся сторонниками шайтанов: «К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем» (Зухруф, 43:36). Расходование своего имущества на пути Аллаха, инфак, имеет строго определенную меру. Даже оставление собственного имущества по завещанию на пожертвования согласно шариату ограничено в определенной пропорции (не более одной трети). Перечисляя качества муминов, Коран выделяет и такую их особенность: они выбирают умеренность в расходовании средств: «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (Фуркан, 25:67).

О необходимости выбирать средний путь в расходовании средств говорил и наш пророк, который утверждал, что умеющему экономить не грозит бедность, что бережливость в повседневных расходах составляет половину необходимых средств. Аллах дает добро, кому пожелает, и отбирает его, у кого пожелает. Если мы сегодня истратим свою собственность, проявив чрезмерную расточительность, завтра можем все потерять и оказаться в нужде. Во времена нашего пророка один из сахабов, у которого было пятьсот финиковых пальм, собрал и раздал весь свой урожай, а к себе домой не принес ничего. И тогда Всевышний Аллах повелел: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (Исра, 17:29).

Оживление мечети

А обстоит дело с мечетями? Сейчас принято строить красивые и большие мечети. На их строительство уходят много сил и средств. В то же время есть страны, где люди испытывают нехватку средств. Насколько же правильно нам совершать намаз в больших, красивых, светлых мечетях? Не расточительство ли это?

Да, в исламе расточительство (исраф) запрещено. Однако важно правильно понять смысл и значение этого слова. Имам Абу Ханифа (пусть смилуется над ним Аллах) говорил: «Как не бывает расточительства в благом, так же нет блага и в расточительстве». Таким образом, тот, кто расходует свои средства на благое и преследует лишь благие цели, того называть небережливым и неэкономным нельзя. Подобные расходы не могут именоваться расточительством, поскольку в этом есть благо для других. Следовательно, расходы на строительство, ремонт, освещение молитвенных помещений и мечетей расточительством не являются: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха…» («Покаяние», 9/18).

Мечети — это места поклонения, оживления Сунны, борьба с нововведениями.., важно содержать их в чистоте и в порядке, как физически - так и духовно... Все это способствует сохранению мечети, чтобы в дальнейшем люди могли там совершать намаз, возносить Всевышнему дуа. Если проделанная работа приносит пользу джамаату, обществу, поклонениям, способствует улучшению, то это не характеризуется как расточительство.

Итак…

Запрещено расточительство личного и общественного имущества, несмотря на то, насколько бы велики не были наши возможности. И наоборот, поощряются бережливость и экономия средств. Ведь человечество испытывает нехватку экономических средств вследствие неразумного их расходования. Из-за чрезмерных расходов государства вынужденно берут огромные харамные кредиты и таким образом открывают дорогу экономическому кризису. Подорожание жизни, загрязнение окружающей среды, истощение природных запасов — все это тоже во многом является следствием неправильного расходования имеющихся средств. Именно поэтому мы обязаны избегать сатанинского расточительства, чтобы завтра мы сами и наши дети могли жить достойно, ни перед кем не склоняя свои головы, кроме Аллаха...

Си­дел в од­ном из араб­ских рес­то­ранов с дру­гом. За­веде­ние пе­репол­не­но. Вок­руг нас в ос­новном му­суль­ма­не. Не­дале­ко от ме­ня со­лид­но оде­тая се­мей­ная па­ра вы­зыва­ет офи­ци­ан­та и про­сит его за­вер­нуть им ос­тавшу­юся еду. Тот в нес­коль­ких кон­тей­не­рах при­носит.

Дру­гая семья с деть­ми, си­дящая с дру­гой сто­роны, ос­тавля­ет мно­жес­тво не­до­еден­ных та­релок, за­киды­ва­ет еду сал­фетка­ми и до­воль­ная ухо­дит, как и боль­шинс­тво по­сети­телей. Хоть пер­вые и выг­ля­дели бо­лее сос­то­ятель­но – они заб­ра­ли еду со­бой…

По­доб­ная си­ту­ация пов­то­ря­ет­ся у му­суль­ман поч­ти каж­дый день в каж­дом за­веде­нии. Но тех, кто за­бира­ют ос­тавшу­юся еду с со­бой, как пра­вило, бы­ва­ет ма­ло.

В ме­сяце Ра­мадан в вос­точных ка­фе и рес­то­ранах обыч­но не­воз­можно най­ти мес­то, ес­ли за­ранее не заб­ро­ниро­вать сто­лик. На­вер­ное, так же бы­ва­ет и в Рос­сии. Но ес­ли прос­ле­дить, сколь­ко за­казан­ной еды му­суль­ма­не ос­тавля­ют пос­ле се­бя не­до­еден­ной, и при­кинуть сколь­ко еды в об­щем бу­дет вы­кину­то, то это бу­дет ко­лос­саль­ное ко­личес­тво.

Поч­ти каж­дый по­сети­тель ос­тавля­ет пос­ле се­бя ми­нимум 30% за­казан­ной еды. Вся еда идёт в му­сор. Это не го­воря о том, что за неё бы­ли зап­ла­чены день­ги. А что ка­са­ет­ся той еды, ко­торая ос­та­ёт­ся пос­ле ог­ромных сов­мес­тных зас­то­лий, то это страш­ная кар­ти­на. В араб­ских стра­нах это во­об­ще обы­ден­ная вещь. По ста­тис­ти­ке Са­удов­ская Ара­вия за­нима­ет пер­вое мес­то по выб­ра­сыва­емой еде на ду­шу на­селе­ния в ми­ре. Каж­дый год там выб­ра­сыва­ет­ся 427 кг на че­лове­ка. В де­неж­ном эк­ви­вален­те это при­мер­но 1,3 мил­ли­ар­да дол­ла­ров. На вто­ром мес­те Ин­до­незия, на треть­ем – США. По­том идут О­АЭ, Ку­вейт и дру­гие стра­ны Пер­сид­ско­го за­лива. Та­кое ко­личес­тво еды хва­тило бы на сот­ни го­лода­ющих го­родов в Аф­ри­ке и мил­ли­оны го­лода­ющих по всей пла­нете.

По­доб­ное дей­ствие в ша­ри­ате на­зыва­ет­ся ис­ра­фом (рас­то­читель­ством). Рас­то­чите­ли яв­ля­ют­ся од­ни­ми из са­мых не­навис­тных лю­дей Ал­ла­ху, как об этом го­ворит свя­щен­ный Ко­ран. В од­ном из а­ятов Все­выш­ний наз­вал рас­то­чите­лей брать­ями Са­таны. «Не рас­то­читель­ствуй­те, ибо рас­то­чите­ли яв­ля­ют­ся брать­ями шай­та­нов», – ска­зано в Ко­ране.

Нес­мотря на на­личие в Ко­ране важ­но­го зап­ре­та на рас­то­читель­ство, ко­торый при­зыва­ет нас из­бе­гать этот сквер­ный пос­ту­пок, нес­мотря на прек­расные при­меры уме­рен­ности в ли­це Про­рока Му­хам­ма­да (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха), его спод­вижни­ков, му­суль­ма­не на се­год­няшний день – са­мые рас­то­читель­ные лю­ди в ми­ре. Вмес­те с тем эта сквер­на при­ум­но­жа­ет­ся в ра­зы в са­мое свя­щен­ное вре­мя. Поч­ти в каж­дом до­ме, в каж­дом «шат­ре Ра­маза­на», в ме­четях го­товит­ся ог­ромное ко­личес­тво еды, ко­торая, не бу­дучи упот­реблён­ной да­же на­поло­вину, выб­ра­сыва­ет­ся без вся­кого со­жале­ния. Ал­лах в Ко­ране нам го­ворит, что спрос с нас бу­дет да­же за те бла­га, ко­торые мы упот­ре­били. А ка­кой же бу­дет спрос за бла­га, ко­торые мы выб­ро­сили? Тог­да как в ми­ре 504 млн му­суль­ман жи­вут ни­же чер­ты бед­ности.

«…во­ис­ти­ну, Ему не­навис­тны из­ли­шес­тву­ющие». Рас­то­читель имен­но по­тому и дос­то­ин не­навис­ти от Все­выш­не­го, что выб­ра­сыва­ет ку­сок хле­ба, ко­торый мог бы по­пасть в рот го­лод­но­го бед­ня­ка.

При­чины – раз­ные

Ес­ли взять на уров­не об­щес­тва, то у нас, му­суль­ман, в пос­леднее вре­мя, мож­но ска­зать, рас­то­читель­ство ста­ло куль­ту­рой. Но­вов­ве­дён­ная «куль­ту­ра рас­то­читель­ства» – имен­но так и наз­вал бы я это яв­ле­ние. Но­вов­ве­дён­ная – по­тому что её не бы­ло да­же лет трид­цать на­зад. Для нас эта «куль­ту­ра» ста­ла до то­го сво­ей, что мы аб­со­лют­но не за­меча­ем, ког­да заб­ра­сыва­ем сал­фетка­ми не­до­еден­ную еду в рес­то­ране и ухо­дим без вся­ких уг­ры­зений со­вес­ти. У нас аб­со­лют­но не за­дева­ет­ся да­же од­на со­тая струн­ка сер­дца, ког­да пос­ле каж­до­го зас­толья мы вы­киды­ва­ем го­ры еды. Го­товим боль­ше, чем угос­тим, кла­дём в та­рел­ку боль­ше, чем съ­едим… не зна­ем да­же раз­мер сво­его же­луд­ка. «Куль­ту­ра ис­ра­фа», боль­ше ни­как не наз­вать.

У нас сло­жилась та­кая куль­ту­ра, где рас­ки­дыва­ют то день­га­ми, то едой, а по­том гор­до за­яв­ля­ют: «Мо­гу се­бе поз­во­лить…» Чис­то­го ро­да по­казу­ха и боль­ше ни­чего. На­личие бо­гатс­тва не по­вод, что­бы бес­смыс­ленно раз­бра­сывать. Это ука­зыва­ет на очень глу­боко скры­тый ком­плекс не­пол­но­цен­ности, ко­торый бес­пре­рыв­но тол­ка­ет че­лове­ка на по­казу­ху. Или это чрез­мерное вы­соко­мерие. Че­ловек сво­бод­ный от этих ком­плек­сов и по­роков гор­ды­ни не ста­нет стес­нять­ся ска­зать, чтоб за­вер­ну­ли ему ос­тавшу­юся еду, или кон­тро­лиро­вать еду, ос­тавшу­юся пос­ле гос­тей, съ­есть её или от­пра­вить нуж­да­ющим­ся. Рас­то­читель­ство не ука­зыва­ет на сос­то­ятель­ность. Это внут­ренняя за­виси­мость от раз­ных пси­холо­гичес­ких фак­то­ров, ко­торая ста­ла частью на­шего мен­та­лите­та.

Ес­ли прос­ле­дить за на­рода­ми, где не су­щес­тву­ет по­доб­но­го мен­та­лите­та, мы най­дём их людь­ми бо­лее внут­ренне сво­бод­ны­ми, бо­лее уме­рен­ны­ми в сво­их рас­хо­дах. Возь­мём ан­гли­чан, нап­ри­мер. Хо­тя на­род в об­щем сос­то­ятель­ный и уме­ет жить рос­кошно, но очень да­лёк от рас­то­читель­ства. У них рас­то­читель­ство – весь­ма по­рица­емое ка­чес­тво в об­щес­тве. Осо­бен­но в са­мых вы­соких арис­токра­тичес­ких кру­гах. Они эко­номят да­же на са­мых эле­мен­тарных ве­щах. Вплоть до во­ды, га­за, элек­три­чес­тва, да­же отоп­ле­ния. «Не нуж­но – не рас­хо­дуй» – это их куль­ту­ра. На­ша куль­ту­ра нем­но­го дру­гая, она – «мо­гу се­бе поз­во­лить». Хо­тя дол­жно быть на­обо­рот, по­тому что они не ве­рят в Про­рока, ко­торый го­ворит: «Не рас­то­читель­ствуй от­но­ситель­но во­ды, да­же ес­ли бу­дешь на­ходить­ся у ре­ки». А мы ве­рим в на­шего Про­рока, но в рас­то­читель­стве вся на­ша жизнь. У них в стра­не ма­ло го­лод­ных лю­дей, но они не выб­ра­сыва­ют еду. У нас го­лод­ных му­суль­ман мно­го, но выб­ро­сить еду нам ни­чего не сто­ит. У них нет Свя­щен­но­го ме­сяца Ра­мадан, где приб­ли­жа­ют­ся к Ал­ла­ху, ос­тавляя еду и пи­тие. У нас он есть. Мы как приб­ли­жа­ем­ся к Ал­ла­ху, тер­пя го­лод, так и от­да­ля­ем­ся от Ал­ла­ха, за­нима­ясь рас­то­читель­ством – не­навис­тным Ал­ла­ху де­яни­ем.

Что де­лать?

Бо­ять­ся гне­ва Ал­ла­ха и це­нить его бла­га.

Быть уме­рен­ны­ми во всех сво­их де­лах. Быть сво­бод­ны­ми в на­ших нра­вах, не­зави­симы­ми от мне­ния лю­дей, ес­ли оно про­тиво­речит здра­вому смыс­лу. Смот­реть на до­воль­ство Все­выш­не­го, да­же ес­ли это не пой­мёт тот, кто при­вык «пок­ло­нять­ся» об­щепри­нято­му мне­нию. На­учить се­бя и сво­их де­тей це­нить бла­га Ал­ла­ха. Смот­реть на них не как на рас­ходный ма­тери­ал, а как на бла­га, да­рован­ные Ал­ла­хом, ко­торые очень труд­но дос­та­вались на­шим пред­кам и не мо­гут се­бе поз­во­лить на­ши братья по ве­ре в раз­ных угол­ках зем­ли, ког­да же­ла­ют.

«Все­выш­ний не из­ме­нит по­ложе­ния лю­дей, по­ка они са­ми не из­ме­нят то, что в их ду­шах».