Исламские банки ищут выход на российский рынок

Исламские банки ищут выход на российский рынок

Два исламских банка - Al Baraka и Al Shamal - ведут переговоры с российскими кредитными организациями о вхождении в их капитал, пишет газета "Коммерсант" по итогам Исламского инвестиционного саммита.

Так, по словам исполнительного директора по надзору за финансовыми институтами ЦБ Бахрейна Абдул-Рахмана аль-Бакера, Al Baraka и Al Shamal уже давно интересуются российским рынком, однако самостоятельный выход на него затруднен из-за отсутствия в РФ норм, позволяющих работать исламским банкам с соблюдением их правил.

В банке Al Baraka подтвердили, что переговоры с российскими партнерами действительно ведутся. Комментарий банка Al Shamal издание получить пока не смогло.

По данным источника издания, знакомого с ситуацией, исламские банки интересуются банками из второй-третьей десятки, работающими на федеральном уровне, что может создать определенные трудности. "Среди таких банков - нуждающиеся в капитале, например "МДМ-банк" и "Уралсиб", но договориться с такими крупными игроками сложнее", - рассказал собеседник газеты.

Ранее зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Савельев предлагал предоставить возможность исламскому банкингу развиваться в России. Зампредседателя Банка России Александр Торшин рассказал, что появление в России исламских банков может благотворно сказаться на системе.

Банковская группа Al Baraka Banking Group (Al Baraka) работает на Ближнем Востоке, в Азии, Европе и Африке. По итогам 2014 года операционная прибыль группы составила 396 миллионов долларов, чистая прибыль - 275 миллионов долларов. В общем списке исламских банков он занимает четвертую строчку.

Суданский Al Shamal Islamic занимает лидирующие позиции в стране и среди исламских банков в Северной Африке. Акционерный капитал составляет 250 миллионов суданских фунтов (44 миллиона долларов). Общие активы банка по состоянию на 2013 год составляют 1,3 миллиарда суданских фунтов (230 миллионов долларов США).

Исламский банкинг - вид банковской деятельности с соблюдением принципов, согласующихся с правилами ислама. Финансистам мусульманских стран пришлось изобретать ценные бумаги, предполагающие иные принципы раздела дохода от совместного бизнеса или использования имущества, дабы не гневить Аллаха, который "дозволил торговлю и запретил лихоимство".

Например, в исламских финансах запрещается взимать ссудный процент, и вместо кредита банк продает клиенту в рассрочку товар по завышенной цене. Российским же банкам запрещено заниматься торговлей, однако под это правило не подпадают драгоценные металлы. Торговля ими легла в основу механизма, использованного в прошлом году казанским банком "Ак Барс" для привлечения средств в рамках исламского инструмента мурабаха.

Мурабаха - это торговое соглашение, при котором продавец прямо указывает затраты, понесенные им на продаваемые товары, и продает их другому лицу в рассрочку с наценкой к первоначальной стоимости, которая заранее известна покупателю. Последующая продажа товара, профинансированного с помощью мурабахи, позволяет получить на выходе "живые" деньги.

Помимо мурабахи, в исламском банкинге есть лизинговый инструмент - иджара, а также исламский эквивалент облигаций - сукук, наиболее известный в мире исламский финансовый инструмент.

В России первым, еще в 2005-2006 годах, анонсировал выпуск сукук банк ВТБ, однако проект не состоялся из-за того, что новая бумага не соответствовала нормам российского финансового законодательства (по другим данным, эмиссии помешал кризис 2008 года).

Руководство Татарстана планировало эмиссию сукук еще в конце 2010 года и даже подписало протокол о намерениях с известными малайзийскими фондами. Однако размещение бумаг до сих пор не состоялось.

Инвесторы, купившие исламские ценные бумаги, получают часть дохода эмитента (какую именно - потенциальные покупатели облигаций должны понять из бизнес-плана). Традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, также вне закона в странах с законодательством, основанном на шариате.

Кроме того, как уже предупреждали эксперты, игрокам, финансирующим алкогольный и игорный бизнес или, например, свинофермы, практически нереально, существуя в российских реалиях, соответствовать требованиям шариата. Есть еще налоговые и юридические риски.

newsru.com

Как работает исламский банкинг?

Газета «Коммерсантъ» сообщила, что два арабских банка ищут партнеров для выхода на российский рынок банковских услуг. Но что такое исламский банк и чем он отличается от уже привычных россиянам коммерческих банков? Начнем с того, что исламский банк работает по принципу проектного инвестирования, то есть становится соавтором и совладельцем инициаторов проекта. Если обычный банк абсолютно не интересуется, зачем вы берете у него деньги, его волнует только возврат суммы с процентами, причем проценты являются главной «конфетой» такой банковской деятельности, то исламский банк изучает все обстоятельства дела.

Например, вы приходите в исламский банк и говорите: я хочу построить мост, или платную автодорогу. Банк проводит бизнес-экспертизу, определяет экономический потенциал этого проекта, и если он адекватен, то входит в совместное проектирование вместе с вами-инициатором, договаривается о разделе прибыли, но речь идет не о процентах. Обычному банку абсолютно наплевать — может, вы пошли с его деньгами в казино и там все проиграли, им важно просто получить назад свои проценты. В исламском банке деньги даются только под какое-то конкретное дело. Это первый момент. Второй момент — запрет на фьючерсы. Никакая игра на еще не созданной продукции не может вестись. Никакая спекуляция на дериватах или дериватах от дериватов тоже не возможна. Потому что «экономика воздуха» в исламском банке под запретом.

Для клиентов будет привлекательным то обстоятельство, что исламский банк не участвует в сомнительных операциях, поддерживая только те проекты, которые по глубокому анализу имеют экономическую перспективу. При этом исламский банк делит риски с клиентом. Ошибки могут быть и при анализе, и при экспертизе, но банк делит эти риски со своим клиентом. Многие мусульмане просто хотят работать с шариатскими финансовыми структурами — халяль — и не хотят касаться денег, которые отмечены ростом. Ростовщичество вообще считается одним из главных зол экономической жизни.

Необходимо напомнить, что в России уже был исламский банк — «Бадр-Форте Банк», и я лично принимал участие в его создании. Этот банк был инициирован Адалетом Джабиевым, который до этого работал классическим банкиром, а потом вошел в пространство исламского банкинга. В 1997 году на базе своих финансовых структур и при помощи Исламского банка развития в Джидде он создал исламский банк. Дело шло на лад, в 60 странах были открыты отделения и корреспондентские счета... Это была курица, несущая золотые яйца для российского государства. В Центральном банке «Бадр-Форте Банк» был зарегистрирован и лицензирован как проектно-инвестиционный банк. Но в 2006 году Госдеп США обратился к Центробанку и попросил этот банк закрыть, потому что ему не понравились его широкие связи в исламском мире. И тогдашний зампредседателя ЦБ Козлов инициировал отъем лицензии, в результате чего очень полезное начинание после 10 лет работы было погублено. Курицу, несшую золотые яйца, зарезали по письму Госдепа. Но такой опыт имел место, и человек этот жив, сейчас он возглавляет консалтинговую компанию «Аш-Шамс» и живет в Азербайджане.

Что касается перспектив создания православного банка, о которой говорил недавно Всеволод Чаплин, то думаю, что это в принципе невозможно. Во-первых, у них нет 14 веков опыта такой работы, а во-вторых — нет соответствующей юридической базы. Дело в том, что исламское банковское дело основано на Шариате, определяющем и детально разрабатывающем структуру экономики. Там, например, расписаны виды совместной деятельности, взаимоотношения участников траста и так далее, четко определяются права всех участников в зависимости от их долевого присутствия. Либо православным банкирам придется все это выдумывать, что не работает, либо целиком заимствовать из шариатского юридического и нормативного поля, и тогда большой вопрос — что это будет за православный банк? Кроме того, необходимо иметь свой кадровый пул, зарубежные связи. Что, в Греции или Румынии есть православные банки? С кем они будут работать, с исламскими банками, получается, и на их юридической основе. Но тогда это будет своеобразный исламский филиал в православном пространстве... Не очень вижу такой вариант, хотя все возможно, конечно.

speakercom.ru