Исламская концепция человека и его отношения к окружающему миру...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Человеческая личность развивается посредством взаимодействия с другими, посредством совместной любви и чувства принадлежности к обществу. Если человек высказывает ненависть по отношению к другому человеку, то он совершает противное естественным свойствам своего характера. Извечная вражда существует все же лишь между человеком и шайтаном.
Если Адам с самого начала был предопределен стать наместником Аллаха на земле, то он должен был, таким образом, покинуть рай. Его падение должно было не только пробудить в человеке спящие в нем силы добра.
Возможность поддаться искушению, сносить последствия какого-либо деяния, принести покаяние и познать врага — все это относится к опыту, неизбежному для его наместничества на земле. Аяты 30-36 суры Бакара, образуют основу Исламской концепции человека и его отношения к окружающему миру. В соответствии с ней, человек первый раз выступает хозяином земли.
Всё на ней создано ради него. Он сам, таким образом, — наиболее ценное и наиболее важное творение. С другой стороны, человек является тем, кто играет на земле ведущую роль: он тот, кто открывает пути.
Итак, человек сам является активной, динамической силой. Из этого проистекает резкое расхождение с материалистическим взглядом на мир, согласно которому человек формируется под воздействием окружающей среды и существующих «средств производства», ибо это унижает человека и отводит ему пассивную роль.
Существенно различный взгляд на человека и его роль в мире, несомненно, являются причиной различных общественных форм, стремящихся к формированию у человека двух взглядов на мир. В Исламском обществе человек со всеми своими способностями, проистекающими от Аллаха, ценится весьма высоко.
Человек как опорная сила полностью сознает свою невероятную ответственность перед окружающим миром, ценит доверенные ему средства и блага, сознательно пользуется ими и развивает прежде всего духовные ценности, моральные обязанности, веру и праведность в жизни, стремясь их поддерживать и сохранять.
Слова «над теми, кто последует за Моим руководством, не будет страха, и не будут они печальны» ставят эти ценности выше материальных благ, не уничижая и эти последние.
В материалистическом обществе, однако, на Востоке или же на Западе, человека ценят — если вообще можно так выразиться — только по его способностям, которые могут быть обращены в наличные деньги.
Его считают лишь продуктом своего окружения и «средством производства», важнейшая задача которого состоит в создании любой ценой как можно большего числа материальных благ, даже если это и приведет к появлению искусственных потребностей и искусственному использованию природы.
Духовные ценности, будь то моральные обязанности, вера или честность, в материалистическом обществе не только не ценятся, но даже напротив: они попираются, а людей, стремящихся к их сохранению, устраняют или выставляют на посмеяние и поношение...