Ислама, которого хочет власть, добиться невозможно

Ислама, которого хочет власть, добиться невозможно

От мусульманского сообщества требуется лояльность к власти, а кто не лоялен - уже как бы не наш мусульманин

Что касается статуса, то у нас есть православие, которое намного многочисленнее ислама в России, и всякие разговоры о том, кто может составить конкуренцию им в этом отношении, просто нереальны. Другое дело, что действительно в последнее время мусульмане проявляют активность, и я не стал бы брать митинг в Грозном за некую точку отсчета. Это одно из событий — конечно же, достаточно значительное, но не более того.

Сейчас происходят некие интеграционные процессы, но преувеличивать их значение нельзя, потому что в российском мусульманском сообществе по-прежнему существуют минимум два анклава – это Северный Кавказ и вся остальная Россия, которая тоже делится на подразделения: Москва, Сибирь, Дальний Восток и т.д.

Безусловно, есть контакты и какое-то сотрудничество, но остается состязательная сторона взаимоотношений. Вот то, что Равиль Гайнутдин создал недавно Духовное управление мусульман Российской Федерации, означает, что он претендует на влияние по всей стране. Но тогда непонятно, что такое центральное Духовное управление мусульман Талгат Таджутдина в Уфе?

То есть у нас два управления, которые претендуют на всея Россию. А ведь еще есть Совет муфтиев России. Конечно, происходят перемены, они связаны и с географией, и с миграцией, и с распространением ислама на тех территориях, где он раньше не был столь заметен.

Конечно же, по-прежнему существует радикальное направление ислама. Его не стоит преувеличивать, но и преуменьшать нельзя. И главное, что нельзя этих людей трактовать как уголовников и бандитов. Например, для салафитов за последние два года найдено хорошее определение – религиозная субкультура. Хотя это очень широкое понятие, можно считать его попыткой относиться к ним более взвешенно и разумно. Потому что такого ислама, который хочет власть, наподобие нынешнего православия, чья верхушка полностью солидарна со всеми действиями чиновников, добиться будет невозможно.

А все потому, что российский ислам – это часть мировой исламской Уммы. Все те процессы, которые происходят на Ближнем Востоке или в любой другой мусульманской части света, напрямую влияют на настроение мусульман в России.

Государство, в отличие от прежних лет, когда оно руководствовалось только принципами «давить и не пущать», сейчас пытается найти какие-то новые подходы. Конечно, это проходит очень вяло и медленно. Но какое-то осознание того, что полностью поставить ислам под контроль невозможно, у власти существует. Нужен диалог даже с инакомыслящими. Во всяком случае, на Северном Кавказе это имеет место: хоть и хило, но процесс идет.

В общем, я не вижу в России по отношению к исламу каких-то значительных перемен. Там, скорее, происходит накопление проблем, вопросов по демографии, по культуре и по политической активности. Какое-то движение всегда есть, его можно назвать эволюцией, и оно продолжится, но революции не будет.

Если говорить о лидере мусульман России, то можно выделить Кадырова. Рамзан очень бы хотел стать им, предпринимал для этого соответствующие шаги, на чеченские деньги построил мечеть в Екатеринбурге, а во Владимирской области – реконструировал. Он вообще себя очень активно ведет, проводит всякие конференции, мероприятия, показывается на публике с духовными лицами.

Но я не могу себе представить, чтобы лидерство Рамзана признала бы Казань, да даже Москва или Уфа. Конечно же он — одна из уникальных фигур российского мусульманского сообщества, которая сочетает в себе черты светского политика и претендента на духовное лидерство. Но быть лидером всех российских мусульман — это невозможно по определению. Потому что слишком разные в России мусульмане. У него есть такие амбиции, но он сам тоже понимает, что Саратов – это не Чечня…

Алексей Малашенко - профессор МГИМО, член научного совета «Московского центра Карнеги»

kavpolit