Ислам несовершеннолетнего

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Действителен ли ислам несовершеннолетнего? Или к кому нам причислять несовершеннолетних детей мусульманских семей?
Во первых: если ребенок был рожден в семье, где оба родителя мусульманина, то такого ребенка называют мусульманином, это по единогласному мнению уммы.
Сказал Шейхуль-Ислям: «Ребенок, у которого оба родителя мусульмане, по единогласному мнению является мусульманином, следуя в этом за своими родителями. Так-же если его мать была мусульманкой, и это у большинства ученых, как Абу Ханифа, аш-Шафи’и и Ахмад». См. «Аль-Маджму» 10/437
Сказано в кувейтской энциклопедии фикха: «Ученые единогласны, что если отец принял ислам и у него маленькие дети… что этих (детей) относят к исламу, следуя в этом за их отцом. Большинство ученых (ханафитских, шафиитских и ханбалитских) на том, что (детей) судят о исламе по причине ислама одного из родителей, (и не важно) о отце ли речь или о матери. О исламе маленьких детей говорят, следуя в этом (исламу родителей), так как ислам превозносится, и ничто не превозносится над ним. Это религия Аллаhа, которой Он доволен для своих рабов». (4/270).
Во вторых: если ребенок достиг (совершеннолетнего) возраста, когда требуется произнесения шаhады, он не обязан обновлять свою шаhаду.
Сказал Шейхуль-Ислям: «Мусульмане единогласны, что если ребенок достиг совершеннолетнего возраста мусульманином он не обязан по достижению совершеннолетия обновить свою шаhаду… саляфы и имамы единогласны, что первое чем обязаны рабы (Аллаhа) — это произношение шаhады. Они также единогласны, что если ребенок сделал это до совершеннолетнего возраста, то он не обязан по достижению совершеннолетия обновить свою шаhаду». См. «Даръ ат-Та’аруд» 4/107.
Шейхуль-Ислям также сказал: «Положение ребенка в дунья определяется положением его родителей, он не является независимым. А если он достиг совершеннолетнего возраста и заговорил о исламе или о куфре, то его хукм будет согласно его положению, это по единогласию мусульман. Если его родители иудеи или христиане а он принял ислам, то он из числа мусульман по единогласному мнению (ученых) мусульман. А если его родители мусульмане а он стал неверующим, то такой кафир по единогласному мнению мусульман». См. «Аль-Фатауа аль-Кубра» 1/64.
Как стало ясно, что ислам такого ребенка действителен, и это мнение Абу Ханифы, аш-Шафи’и (в одной из версии), Ахмада, Исхакъ, Ибн Аби Шейби, Аби Айюба, Ибн Къудама и других.
Но другие ученые высказывались иначе. Они сказали, что ислам несовершенно летнего недействителен, так как в хадисах пришло, что перо поднято от троих: от спящего пока не проснется, от умалишенного пока к нему не придет разум, от ребенка пока не станет совершеннолетним… они говорят, что здесь ребенок не является религиозно обязанным, следовательно, и ислам не является обязательным для него, ибо ислам сам по себе уже поклонение. На этом мнении аш-Шафи’и (в одной из версии от него), Зуфар и другие.
Первая группа ученых привела достаточно убедительный довод. Сказал Имам Ибн Къудама в «аль-Мугъни»: «То, что привели мы является единогласным. ‘Али, да будет доволен им Аллаh, принял ислам будучи несовершеннолетним, сказав: «Я опередил вас принятием ислама целиком и будучи ребенком, и (на тот момент) я еще не достиг совершеннолетия». И поэтому говорится: «Первый мужчина, принявший ислам — Абу Бакр, а из детей — ‘Али, а из женщин — Хадиджа, а из рабов — Бялял. Сказал ‘Урва (племянник ‘Аиши): «Али и аз-Зубейр приняли ислам в восьмилетнем возрасте. Аз-Зубейр присягнул пророку ﷺ в семилетнем или восьмилетнем возрасте и пророк ﷺ не отверг ислам ни одного из них, ни от большого ни от малого».
Также доводом первой группы ученых является хадис Анаса, да будет доволен им Аллаh, сказавшего: «Был один юноша, иудей, прислуживал (служил) пророку ﷺ, затем тот заболел и пророк ﷺ навестил его, сел возле его головы и сказал: «Прими Ислам». Юноша посмотрел на рядом находящегося отца, отец сказал ему: «Послушайся Абу аль-Къасима» (ﷺ). Юноша принял ислам. Затем пророк ﷺ вышел, говоря: «Хвала Аллаhу за то, что Он спас его от огня».
Также доводом первой группы служит хадис аль-Бухари и Муслим от Абу Аби Хурайры, где посланник Аллаhа ﷺ сказал:
مَا مِنْ مَوْلُودٍ إِلَّا يُولَدُ عَلَى الْفِطْرَةِ فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ وَيُنَصِّرَانِهِ وَيُمَجِّسَانِهِ «Каждый младенец рождается на своей фитре (естестве), затем его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника».
Ибн ‘Абдиль-Барр сказал: «Это значение (что фитра — это Ислам) известно было среди всех саляфов, и ученые были единогласны в том, что смысл слов Аллаха: «Эта фитра, которую Аллах привил людям" означает Ислам!».
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам!