Ислам и отношения с "людьми Писания": Анализ 5 и 51 аятов Суры Аль-Маида...

Ислам и отношения с

Ислам, религия основанная на принципах справедливости, милосердия и единобожия, подробно рассматривает отношения мусульман с представителями других верований. В Коране особое внимание уделяется "людям Писания" (ахль аль-китаб) — иудеям и христианам, которые признают Божественные откровения до прихода пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Однако в Коране можно встретить, казалось бы, противоречащие друг другу указания относительно этих отношений. В частности, это касается 5-го и 51-го аятов Суры Аль-Маида. Чтобы понять смысл этих аятов, важно рассмотреть их контекст, историческую обстановку и духовную суть...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Священный Кур'ан — не просто собрание правил, а живое руководство, данное Всевышним Аллахом для каждого времени, обстоятельства и ситуации. Он ведёт через мудрость, учитывая контекст, мотивы, последствия и цели. Именно это становится ключом к пониманию, почему в одной и той же суре, Суре Аль-Маида, Всевышний Аллах с одной стороны разрешает мусульманам вступать в семейные и бытовые отношения с людьми Писания, а с другой стороны — предостерегает от союза с ними. Взглянув поверхностно, можно подумать, что это противоречие. Но если взглянуть глубже, становится ясно: это не противоречие, а баланс между милостью и предосторожностью, между возможностью и угрозой, между личными отношениями и политической лояльностью.

"Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон". 5 Сура Аль-Маида (Трапеза), 5-й аят...

Этот аят раскрывает возможность мирного сосуществования, взаимной терпимости, семейных связей и обмена благами между мусульманами и людьми Писания (иудеями и христианами). Контекст — это жизнь в многонациональных обществах, где присутствуют представители иных религий, особенно из числа тех, кто также получил Откровение от Аллаха. Этот аят говорит: Мусульманин может питаться пищей людей Писания — это знак доверия и уважения, основывающийся на общей вере в Бога. Разрешается брак с целомудренной женщиной из числа иудеек или христианок — что указывает на возможность создания семьи при сохранении мусульманской идентичности. Но важно! Всё это дозволяется при условии, что мусульманин остаётся верен своей религии, не поступается своей верой, не принимает чужую систему ценностей.

Таким образом, этот аят демонстрирует открытость Ислама к диалогу и сотрудничеству с представителями других монотеистических религий, если они не противостоят Истине.

"О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей". 5 Сура Аль-Маида (Трапеза), 51-й аят...

А этот аят, в отличие от предыдущего 5 аята, касается политической, идеологической и лояльной близости, а не частных социальных или семейных отношений. Здесь речь идёт об установлении союза, подчинённости, принятии их как лидеров или защитников, то есть об утрате мусульманской автономии — духовной, политической, культурной. Ключевое слово здесь — «аулия» (мн. ч. от вали) — что значит не просто «друг» в бытовом смысле, а покровитель, союзник, тот, кому ты доверяешь управление собой, кому подчиняешься. Аят запрещает именно этот уровень связи — когда мусульманин теряет свою независимость и попадает под влияние, лидерство и идеологию чуждой, не исламской цивилизации.

Иными словами, этот аят предостерегает мусульман от близких отношений с теми, кто проявляет враждебность по отношению к исламу, даже если эти люди формально относятся к категории "людей Писания".

Как согласовать два аята?

На первый взгляд, эти два аята могут показаться противоречивыми: один разрешает отношения с "людьми Писания", другой запрещает их. Однако они дополняют друг друга и раскрывают более глубокую картину.

Различие в условиях: Первый аят говорит о мирных, уважительных отношениях с праведными людьми, которые следуют своим религиозным учениям. Второй аят предостерегает от союзов с теми, кто враждебен исламу или открыто противостоит Истине.

Гибкость исламского подхода: Ислам учитывает различия между людьми. Не все "люди Писания" одинаковы. Некоторые из них могут быть праведными и уважать мусульман, а другие могут быть враждебными и стремиться причинить вред.

Справедливость и милосердие: Ислам призывает к справедливости даже по отношению к тем, кто не разделяет вашу веру. Однако это не означает, что нужно поддерживать тех, кто действует против Истины или вашей собственной безопасности.

Оба аята вместе дают важное назидание для мусульман. Мусульмане должны быть готовы к мирному взаимодействию с представителями других религий, если это способствует добру и укреплению мира. В то же время мусульмане обязаны защищать свою веру и не допускать влияния тех, кто может повредить их духовной жизни. Ислам учит находить баланс между милосердием к людям и осторожностью в выборе союзников.

Эти принципы особенно актуальны в современном мире, где межрелигиозный диалог стал важной частью жизни общества. Мусульмане могут строить мосты с представителями других религий, но при этом должны оставаться верными своим убеждениям и не допускать компромиссов, которые могут поставить под угрозу их веру.

5-й и 51-й аяты Суры Аль-Маида не противоречат друг другу, а раскрывают комплексный подход к отношениям с "людьми Писания". Они подчёркивают важность уважения к тем, кто следует своим религиозным учениям, и одновременно предостерегают от союзов с теми, кто враждебен Исламу. Эти аяты являются примером того, как Коран учитывает сложность человеческих отношений и предлагает универсальные принципы для их регулирования.

Современное назидание для Уммы

Сегодня многие мусульмане, особенно в условиях колониального наследия, глобализации и культурной агрессии Запада, попадают именно в ту ловушку, о которой предупреждает 51-й аят. Они берут себе в лидеры и идеалы немусульман, оправдывая это «толерантностью» и «реализмом». Позволяют западным странам вмешиваться в дела Уммы — от политических решений до образования и ценностей. Строят союзы с врагами Ислама, оправдывая это «геополитикой», — в то время как мусульмане Палестины, Йемена, Сирии, Китая и других стран страдают от этих самых «союзников».

Таким образом, 5:51 — это предостережение против предательства исламской идентичности, против того, чтобы мусульмане превращались в инструмент в чужих руках, теряя себя. Мы живём среди людей Писания. Мы работаем, учимся, иногда даже создаём семьи. Это дозволено. Но есть черта, за которой начинается духовное подчинение. И если мы не различаем, где заканчивается дозволенное и начинается предательство, то рискуем оказаться среди тех, про кого сказано: «А кто берёт их в покровители, тот становится одним из них...» Это не просто внешняя связь — это внутреннее растворение, духовное и политическое.

Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми к тем, кто не сражается с вами за веру и не изгоняет вас из ваших домов. Поистине, Аллах любит справедливых. Но Ислам запрещает предавать, служить, поклоняться чужому влиянию, брать их в покровители, отказываясь от собственной сути.

Путь мусульманина — это путь баланса: быть справедливым, но не подчинённым, быть добрым, но не ведомым, быть сильным, но не жестоким. Именно этому учат аяты Суры Аль-Маида.

Никах с женщинами людей Писания

Имам Ибн аль-Каййим сказал: "Разрешено жениться на женщине из числа людей Писания". "Целомудренная" (мухсан) означает непорочность и верность, это же слово используется в суре ан-Ниса для описания замужних женщин, на которых запрещено жениться. Смысл в том, что Аллах разрешил жениться на женщинах непорочных и целомудренных из числа Людей Писания, и сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, это делали. Усман женился на христианке, как и Тальха ибн Убейдулла, а Хузейфа (да будет доволен ими Аллах), был женат на иудейке.

Абдаллах - сын имама Ахмад сказал: "Я спросил у своего отца про мусульманина, который женится на христианке или иудейке. Он ответил: "Не сообразно для него делать это, но если он женится, то это является законным, потому что сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поступали так". См. "Ахкам ахль аз-зимма" 2/794, 795. 

Ибн ‘Аббас говорил: “Не дозволено жениться на женщинах людей Писания, если она на земле врагов”. Ибн Аби Шейба 16431. То есть, он запрещал жениться на женщинах людей Писания кроме как тех, кто проживал на территориях мусульман и выплачивал джизью. Абдуль-Карим рассказывал, что “Муджахид порицал женитьбу на христианках Римлян, с которыми не было договора”. Ибн Аби Шейба 17964.

И мудрость этого велика, просто на просто ты не имеешь никакой власти над такой женой, и твои дети от нее, останутся с ней, так как в случае развода она тебе их не вернет, и по своим законам оставит их себе, после чего может привести твоих детей к куфру, воспитывая их в куфре. Да упасет нас от этого Аллах! И от этого отличается женщина из людей Писания, проживающая на территории мусульман и выплачивающая джизью, так как она подвластна мусульманам и не сможет забрать детей и т.п.

Аш’ас рассказывал: “аль-Хасан аль-Басри порицал женитьбу в даруль-харбе на их женщинах, оставляя среди них своего ребенка”. Ибн Аби Шейба 17963. Имам аль-Къуртуби говорил: “Что же касается никаха на женщинах людей Писания, то если они с даруль-харб, он не дозволен!” И после этого он привел слова Ибн 'Аббаса, а также мнение имама Малика, который запрещал женитьбу на женщинах с земель неверных, с которыми нет никакого договора, по причине оставления ребенка среди них. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 3/458. Также и имам аш-Шафи’и говорил: “Мы выбираем то мнение, что человек не должен жениться на женщине с даруль-харб, опасаясь за своего ребенка”. См. “аль-Умм” 5/318.

Косвенно отвечает на вопрос мухаддис, муфассир и факих к которому обращались жители Мекки

Мусульманину – НЕ дозволена женитьба на христианке или иудейке. Хотя, такое дозволение есть и упоминается в Коране, тем не менее, данный аят утерял свою силу в данный момент и был всего лишь временным разрешением для конкретной ситуации. Известный ученый эпохи табиинов, Ата ибн Абу Рабах (умер в 732), касательно данного аята сказал следующее:

«Всевышний Аллах разрешил женитьбу на целомудренных женщин из числа тех, кому была ниспослана Книга, только потому что, в то время, мусульманок численно было мало. Однако, на сегодняшний день таковой ситуации нет. Поэтому, в связи с изменением обстоятельств дозволенность аннулируется и разрешена женитьба лишь только на мусульманках». Мнение Аты ибн Абу Рабаха о 5-ом аяте Суры Майда. Источник: «Мефатих-уль Гайб», Фахраддин ар-Рази (умер в 1210 году).

Разрешение на браки с женщинами из числа иудеек и христианок было лишь временным, потому что, на тот момент среди мусульман было больше мужчин чем женщин. Соответственно, с исправлением ситуации и разрешение утеряло силу. К тому же, первые мусульмане больше контактировали с иудеями чем с христианами. Коран жёстко критикует веру христиан, критикуется ложное убеждение, что пророк Иса (Иисус) является Богом, аузубиллях. А Аллах знает лучше!

С учетом перечисленного Совет Улемов ДУМ РФ постановил, что межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая. Если же девушка признает существование Одного Единого Бога, принимает Иисуса и Мухаммада, как Божьих посланников и выражает готовность следовать предписаниям Священного Корана, то она вправе вступить в брак с мусульманином.

ШАРИАТСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ "АХЛЬ АЛЬ-КИТАБ" (ЛЮДИ ПИСАНИЯ). Прочитать и изучить полностью...

Женитьба на Ахлюль-Китаб в 21 веке (о мнении имама Альбани)

Шейх аль-Албани, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Однако я сегодня говорю, что не разрешается мусульманину, отправляться в Европу или в Америку, или в другие страны неверия и заблуждений, чтобы брать себе жену оттуда. Даже если это будет иудейка или христианка. Зная, что Всевышний Аллах после того, как дозволил жениться на целомудренных женщинах из числа уверовавших, также и присоединил к ним целомудренных женщин из числа иудеев и христиан, сказав: «И целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас». Аль-Майда,5. Однако, несмотря на это говорю, что я сегодня не советую мусульманину, чтобы он женился на тех, кому было даровано Писание. Почему? Из-за двух причин:

Первая причина – это относится к неверующему обществу, откуда он хочет взять себе супругу. Вторая причина – это относится к мусульманскому обществу, в которое он хочет ее привести, выведя из неверующего общества. Каждое из этих двух обществ (т.е. общество мусульман и христиан) отличаются от двух обществ (первое поколение мусульман и христиан, которые жили в их время), к которым в их время был ниспослан этот благородный аят: «И целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас». Аль-Майда,5.

Что касается общества неверных (кафиров), то они отличаются от тех, которые были до них. И я думаю, что это не является небезызвестным ни для кого. Так как иудеи и христиане прежних времен, а особенно во время посланника (салла Ллаху алейхи уа саллам) придерживались нравов, которые они наследовали от своих отцов и дедов, а они приняли их от их пророков. Также в них были такие вещи, как ревность, честь, прикрытие, стыдливость и другое. Эти вещи в Европейском (Западном) обществе забыты и стало все наоборот, противоположно, на чем они сейчас. Вот из такого общества неверных, может быть, мусульманин женится на одной из тех, кому было даровано Писание.

Что касается общества мусульман, то нет сомнения, что оно стало, как сказал Пророк (салла Ллаху алейхи уа саллам): «Воистину, Ислам явился чуждым и вернется чуждым, и пусть будет Туба (дерево в раю) для чуждых (или для чуждых Туба)». Общество первых мусульман было идеальным по отношению ко всем обществам, которые были до него, даже тех обществ, которые были во времена посланников и пророков (до пророка Мухаммада (салла Ллаху алейхи уа саллам)), не говоря уже о других обществах, которые явились после них. 

В этом праведном обществе, если мусульманин женился на целомудренной женщине из числа тех, кому было даровано Писание, то эта женщина будет жить в исламском обществе, войдя в исламскую тигель (котёл), воспринимая характер общества, двигаясь с их обычаем и подражая им. Это если неверующая супруга не стала мусульманкой, по причине того, что она приблизилась к идеальному обществу, стала жить в нем и узнала его вблизи, то началось для нее, как сказал Всевышний Аллах: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих» Фуссылат, 53.

Посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи уа саллам) истинно указал на это, когда сказал: «Воистину, твой Господь удивляется тому народу, который тащат в Рай на цепях». Пророк (салла Ллаху алейхи уа саллам) указывает на следы исламского джихада первых поколений мусульман, когда было дана им победа над их врагами. Они убивали и брали в плен из них. Эти пленные, по решению правителя, становились рабами. Пленников привозили в Исламскую страну и распределяли их согласно трофеям. Из пленников выбирали для служения пожилых мужчин, или молодых сильных парней, или замужних женщин или девушек девственниц. После чего они вынуждены, по причине плена, войти в исламское общество. Было это причиной принятия Ислама тысячами из этих пленников . Поскольку, они были привезены из неверующего общества (которое было основано на не справедливости, испорченных нравах и на нечестиях) к Исламской общине ( которая была основана на справедливости и на высших нравах). Когда они видят эти разницы (как говорится: по причине противоположной стороны, становятся ясны вещи), входит в их сердца вера (иман) и тогда они становятся мусульманами.

Сегодня же, если мусульманин явится с одной европейкой, все произойдет полностью наоборот. Эта женщина будет воспитывать детей мужа, быть может, даже будет воспитывать самого мужа. Не обязательно, чтобы она сделала его христианином или иудеем, однако она может сделать, чтобы он вел европейскую жизнь в Исламской стране (т.е. следуя их обычаем, подражая им и т.п.)... Не является это смыслом слов Всевышнего Аллаха: «И целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас». Аль-Майда,5. Нет! Всевышний Аллах дозволил это потому, что более близки (из многобожников и неверующих) к мусульманам – обладатели Писаний, иудеи и христиане. А среди иудеев и христиан ближе к Исламу – христиане ( т.е. исходя из контекстов благородного Корана).

Однако эти прекрасные следы, которые проявлялись в то время в Исламской общине, сегодня не выявляются, а выявляется обратное. По причине моих наблюдений этих результатов, я говорю: «Не женитесь на европейке и на американке!». Это не является запретом того, что дозволил Аллах. Пречист Аллах и далек от всех недостатков! А это воистину, наблюдение за нечестием, которое может произойти с этим браком. Почему я говорю эти слова? Нам приказано в Исламе, чтобы мы наставляли мусульманина, чтобы он не женился на нечестивой женщине и на женщине, которая выставляет себя напоказ. Поскольку она станет подругой его жизни, и будет в его маленьком государстве министром внутренних дел. Она, которая будет воспитывать новое поколение. Как она будет их воспитывать тогда, когда она в таком положении. Ведь лишенный чего-либо не даст это другому (или потерявшую вещь не дают ) (т.е. как она им даст веру, когда сама ее потеряла?).

Аллах Знающий и Мудрый!