Ислам и моральный прогресс

Ислам и моральный прогресс

Хвала Аллаху Господу миров! 

Мы видим, что постоянно изобретают новые технологии, растёт медицина, повышается объём научных знаний. Это не может отрицать никто - общий багаж человеческих знаний в экспериментальных науках постоянно растёт. Это называется технологическим прогрессом.

А есть ли моральный прогресс? Растёт ли нравственность, религиозность людей?

Сказал имам аль Бухари:

بَاب لَا يَأْتِي زَمَانٌ إِلَّا الَّذِي بَعْدَهُ شَرٌّ مِنْهُ حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ يُوسُفَ حَدَّثَنَا سُفْيَانُ عَنْ الزُّبَيْرِ بْنِ عَدِيٍّ قَالَ أَتَيْنَا أَنَسَ بْنَ مَالِكٍ فَشَكَوْنَا إِلَيْهِ مَا نَلْقَى مِنْ الْحَجَّاجِ فَقَالَ اصْبِرُوا فَإِنَّهُ لَا يَأْتِي عَلَيْكُمْ زَمَانٌ إِلَّا الَّذِي بَعْدَهُ شَرٌّ مِنْهُ حَتَّى تَلْقَوْا رَبَّكُمْ سَمِعْتُهُ مِنْ نَبِيِّكُمْ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

Каждая следующая эпоха будет хуже, чем время до него

Рассказал нам Мухаммад Ибн Юсуф, что рассказал ему Суфьян ас-Саури, от аз Зубейра Ибн Ади, что он сказал: "Мы пришли к Анасу Ибн Малику, и пожаловались ему на то, что творит Хаджадж. И Анас сказал: "Терпите, ведь всякая эпоха, которая будет - следующая эпоха будет ещё хуже, и так будет, пока вы не встретите вашего Господа. Это то, что я слышал от вашего Пророка ﷺ" (Сахих аль Бухари).

Это лишь один хадис, наиболее ясно указывающий на суть. И это то, что мы видим в окружающей действительности. Атеизм, аборты, порно, извращения, разрушения семей и родственных связей, пустота жизни.

Так что значит, нет толку что то делать, раз все равно будет хуже?

Напротив, есть огромный толк: 

Во первых, частичное и временное исправление возможно, и это вещь, которая происходила много раз - приход Мутаваккиля и оживление Сунны после куфра Му'тасыма и Ма'муна, отвоевание Иерусалима после его потери, оживление Таухида и Сунны Ибн Теймией, Ибн Абдуль Ваххабом и частично Альбани после их забвения (лишь пример, таких ученых муджаддидов намного больше), изгнание татаро монголов и карматов после того как они завоевали Мекку, Багдад и Египет, и так далее.

Во вторых, меняя и порицая порицаемое в поздние времена - человек зарабатывает великую награду и степень, и передается, что Пророк сказал: «Поистине, после вас наступят долгие дни терпения, и те, кто в подобных обстоятельствах станет придерживаться того же, на чем были вы, получит награду, равную награде пятидесяти из вас!» Сподвижники спросили: “О пророк Аллаха, может быть, пятидесяти из них?” Он сказал: «Нет, именно из вас!» (Ибн Наср, Ат Тирмизи, Абу Дауд, и др.)

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

وَقَدْ يَكُونُ لَهُمْ _ يعني المتأخرين _ مِنْ الْحَسَنَاتِ مَا يَكُونُ لِلْعَامِلِ مِنْهُمْ أَجْرُ خَمْسِينَ رَجُلًا يَعْمَلُهَا فِي ذَلِكَ الزَّمَانِ؛ لِأَنَّهُمْ كَانُوا يَجِدُونَ مَنْ يُعِينُهُمْ عَلَى ذَلِكَ وَهَؤُلَاءِ الْمُتَأَخِّرُونَ لَمْ يَجِدُوا مَنْ يُعِينُهُمْ عَلَى ذَلِكَ؛ لَكِنَّ تَضْعِيفَ الْأَجْرِ لَهُمْ فِي أُمُورٍ لَمْ يُضَعَّفْ لِلصَّحَابَةِ لَا يَلْزَمُ أَنْ يَكُونُوا أَفْضَلَ مِنْ الصَّحَابَةِ وَلَا يَكُونُ فَاضِلُهُمْ كَفَاضِلِ الصَّحَابَةِ؛

"У поздних могут быть такие хорошие дела, за которые они получат награду, равную награде 50 человек, кто делал эти дела во время сподвижников.

И это потому, что в то время были те, кто помогает им в этом, а поздние не нашли себе помощников.

В то же время, нужно понимать, что увеличение награды в отдельных вещах, в которых она не увеличена сподвижникам, не означает, что поздние стали лучше сподвижников в целом, и что стал достойный человек из поздних равен достойному человеку из сподвижников".

"Маджму аль фатава", 13/66