Искренность и верность

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…
Одно из важнейших требований ислама — искренность в отношениях с Аллахом, самим собой и окружающими людьми. Искренность больше, чем правдивость; она обязывает верующего соблюдать коранические заповеди и руководствоваться наставлениями Пророка, быть благодарным Аллаху и делать добро Его творениям, беззаветно любить Родину и служить своему народу. Для мусульманина понятия «ислам», «вера» и «искренность» неотделимы друг от друга, поскольку, вставая на путь поклонения одному Аллаху, человек очищает свою душу от всего, что несовместимо с единобожием и благочестием. Недаром, принося присягу верности Пророку Мухаммаду, сподвижники клялись искренне выполнять свои обязанности перед Аллахом и перед людьми. Джарир бин Абдаллах рассказывал: «Я поклялся Посланнику Аллаха, что буду совершать намаз, выплачивать закят и сердечно относиться к каждому мусульманину».
Добропорядочный мусульманин — верный друг и честный товарищ
Он не завидует своим друзьям и не желает зла своим соперникам, воздерживается от грубости и дурных манер, не следит за людьми и избегает злословия за их спиной, не насмехается над другими и не проявляет высокомерия. Его искренность поддерживается горячим желанием всегда приносить людям одну только пользу, следуя завету Пророка Мухаммада: «Не причиняй вреда первым и не причиняй вреда в ответ».
Более того, согласно исламу, человек не обретёт истинной веры до тех пор, пока не станет желать другим людям того же, чего он желает самому себе. В хадисе сказано: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает себе самому». Достичь такой степени совершенства и благонравия удаётся только тем, кто искренне любит окружающих — не за их доброе отношение к нему, а только ради Всевышнего Аллаха.
История ислама знает немало примеров такой бескорыстной любви, преданности и верности. Истинный верующий не делает различий между собой и остальными мусульманами и не считает, что у него есть больше прав на благополучие в этом мире, чем у других людей. Не случайно, что в Священном Коране сказано: «Когда вы входите в дома, то приветствуйте себя приветствием от Аллаха, благословенным, благим». (сура 24 «Свет», аят 61). Здесь имеется в виду, что приветствовать надо тех, кто находится в доме, а выражение «приветствуйте себя» указывает на то, что существующие между верующими взаимная любовь и милосердие делают их единым целым. Поэтому неудивительно, что ещё в недалёком прошлом, если к кому-нибудь из торговцев в мусульманских странах приходил покупатель и приобретал у него что-нибудь, а потом к нему же подходил второй, в то время как его сосед ещё не успел ничего продать, торговец мягко говорил покупателю: «Иди и купи то, что тебе нужно, у моего соседа, потому что я уже продал что-то, а он ещё нет».
Ислам побуждает верующих оказывать помощь близким и нуждающимся в любых обстоятельствах. Мусульманин не бросает человека и не отказывает ему в помощи, если даже тот допустил ошибку или поступил несправедливо. Этому учил Пророк Мухаммад, сказавший: «Пусть человек оказывает помощь брату своему, независимо от того, он притесняет других или другие притесняют его. Если он — притеснитель, то пусть помогающий удержит его от этого, что и станет для него помощью, а если он — притесняемый, то пусть помогающий поддержит его». Это и есть подлинная искренность и гуманность, которые формируются в душе верующего под влиянием коранических назиданий и пророческих наставлений.

Верность
Верность – это выполнение человеком своих обязательств перед Всевышним Аллахом и Его рабами. Верность является одной из обязательных частей религии, без которой вера не будет полноценной. Всевышний Аллах повелел соблюдать верность, сказав: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам». Сура «Ан-Ниса», 58. Также Аллах сообщил, что всё то, что Он повелел выполнять в отношении Него и в отношении людей, является обязательством, которое необходимо соблюдать. Так, Всевышний сказал: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её. Воистину, он является несправедливым и невежественным». Сура «Аль-Ахзаб», 72.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) связал верность с верой. Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не было такой проповеди, которую проводил пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) для нас, в которой не упомянул бы следующее: “Нет веры (Имеется в виду: вера такого будет неполноценной, т.к. в этом хадисе не идёт отрицание веры целиком, а идёт отрицание полноценной веры), у того, кто не обладает верностью. И нет религии (Имеется в виду: религия такого не будет полноценной) у того, кто нарушает свой договор”». Привёл Ахмад, 3/135, Аль-Байхакый, 6/288, 9/231.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянул предательство среди признаков лицемерия. Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт». Привёл Аль-Бухари, 33; Муслим, 59.
Кроме того, верность является качеством пророков (мир им и благословение Аллаха), ведь каждый из них говорил своему народу: «Я являюсь посланником к вам, достойным доверия». Сура «Аш-Шу’ара», 107, 125, 143, 162, 178.
Сферы, которые охватывает верность
Верность охватывает все сферы жизни, приведём некоторые из них:
В области науки и знания: необходимо соблюдать научную верность материала, не искажая и не меняя его, приписывая приводимые мнения к авторам, не выдавая их за своё мнение.
В сфере управления: верность заключается в доведении должного к его обладателям, в поручении дел достойным и способным к их выполнению людям ради сохранения религии, которой доволен Аллах, дабы никто не навредил ей. Также верность необходима ради сохранения имущества людей, их тел и умов. Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Жди наступления этого Часа (Судного Дня) тогда, когда будет потеряна ответственность. (Бедуин) спросил: “Как же она будет потеряна?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Так будет, если дело будет поручено неспособным, и тогда следует ждать наступления этого Часа!”». Аль-Бухари, 59.
Ответственность в отношении органов: эта ответственность заключается в их защите от ослушания Всевышнего Аллаха, так чтобы не подслушивать ушами, не смотреть на то, что запрещено и т.д. Необходимо направлять их и использовать для выполнения обязательных поклонений и предписаний.
Верность в отношении тайн. Если человеку было доверено сохранить какую-либо тайну, то верность заключается в её утаивании.
Ответственность в отношении свидетельств и советов. Что касается свидетельств, то верность заключается в том, что свидетельство должно соответствовать действительности, то есть не должно быть искажённым или изменённым, не должно добавляться к нему что-либо или наоборот убавляться.
А в отношении совета верность заключается в наставлении того, кто попросил совета. Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Советник – это тот, кто заслуживает доверия». Привёл Абу Дауд, (5128), версия хадиса приводится у него, Ат-Тирмизи, (2822), Ибн Маджа (3745), смотри также в «Сахих аль-джами’», (6700).
В другом хадисе, который передаётся также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то попросит совета у своего брата, и тот ему укажет на дело, зная при этом, что есть нечто правильнее, чем то, что он посоветовал, то он отнёсся к нему предательски». Привёл Ахмад, (8067), Абу Дауд, (3657). Цепочка передатчиков хорошая.
Ответственность в области должностей и порученной работы: она заключается в чётком и мастерском выполнении порученной работы. Имам Аль-Бухари назвал одну из глав своего Сборника в разделе «Установлений»: «О желательности того, чтобы писец был доверенным и умным».
Верность в области торговли и купли-продажи: она заключается в том, чтобы сторониться обмеривания и обвешивания, разъяснять недостатки в товаре, а также отдаляться от мошенничества и обмана в бизнесе.
Плоды верности
С помощью верности человек добивается довольства Всевышнего Аллаха и Его Рая, ведь будучи верным и отстраняясь от предательства, человек выполняет повеление Аллаха и оставляет то, что Он запретил.
Достигается общественная польза, так как под верностью подразумевается выбор лучших людей, которые будут выполнять свои обязательства.
Поручения и обязательства будут выполняться четко и искренне, что приводит к довольству каждой из сторон, так как каждый получает своё должное.
Получают распространение доверие и любовь среди людей, так что человек доверяет своему соседу, другу и работнику, укрепляются их взаимоотношения.
Оберегается честь семьи, не распространяются семейные тайны и не выносится на всеобщее обозрение то, что происходит внутри неё.
Вся Хвала Аллаху - Господу миров!