Иран для Китая был очень важен...

Иран для Китая был очень важен...

Очевидно, что Китай чувствует, что ему наступили на «национальные интересы» иранскими событиями: убийство Сулеймани, ракетная атака Ирана по американской базе в Ираке (удачно, но немного мимо).

Китай уже годами рассматривает Иран как своего протеже и свою «стартовую площадку» на Ближнем Востоке. Да, он соблюдает правила приличия: присоединяется к мерам по ограничению поставок оружия Ирану, но на самом деле.... В 2015 году Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2231, которая сохраняла эмбарго на поставки оружия Ирану, принятое еще в 2010 г, в течение пяти лет и санкции в отношении иранской программы по баллистическим ракетам в течение восьми лет. 

Резолюция была принята на основе Совместного комплексного плана действий, достигнутого между пятью постоянными членами Совета Безопасности (т.е. Китай поддержал). Но Вашингтон в период президентства Трампа отказался от этого соглашения. И вот результат....

Во-первых, Иран важен для Китая как поставщик нефти. Товарооборот между Китаем и Ираном в 2018 году достиг 35,13 млрд долларов США. Китай закупил у Ирана 29,3 млн. тонн сырой нефти на 15 млрд. долл. (годовой рост на 22%).

Во-вторых, Китай рассматривает Иран как свою военную опору на Ближнем Востоке. И помощь Китая была огромна в развитии оборонного потенциала Ирана, несмотря на все санкции. Это и оборудование, и военные технологии, которые шли либо напрямую, либо (как говорят злые языки) через третьи страны. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, Китай вошел в число трех ведущих партнеров по поставкам оружия для Ирана, экспортировав в период 2008-2018 на общую сумму 269 млн дол.

В-третьих, взаимодействие Китая и Ирана в военной области не могло не напрягать США. По сути, начал формироваться устойчивый военный союз: Китай и Иран в 2014 г. провели первые совместные военно-морские учения в водах Персидского залива. В 2016 году Китай и Иран подписали соглашение об укреплении оборонного и военного сотрудничества и борьбе с терроризмом. . В конце декабря 2019 года в Индийском океана и Османском заливе были проведены четырехдневные военно-морские учения с участием Китая, Ирана и России, на пространстве 17 тыс кв км. И очевидно, они были нацелены против присутствия здесь США.

Так что иранские события - это не атака на Иран. Это — попытка недопустить формирования нового военного альянса Россия-Китай-Иран.

Уничтоженный иранский генерал Сулеймани, помимо военных вопросов, занимался еще рядом ключевых направлений.

В частности, он контролировал «серый» экспорт иранской нефти в Китай, что вызывало сильное раздражение в США, пытающихся взять под контроль поставки энергоресурсов в Поднебесную.

В схему оплаты привлекались различные посредники, одними из них были ныне сидящие братья Магомедовы. Они залезли в контрабандные бюджеты аятолл, что вызвало гнев последних и наложилось на интерес правоохранителей к к активам братьев, прежде всего к НМТП.

Будучи связующим звеном с Китаем, Европой и демократической верхушкой США, «Тень» персонально много на себя замыкал. Его ликвидация вынуждает Иран 2-4 месяца восстанавливать неформальные каналы коммуникации.

Источник

Человека, который руководил ликвидацией одного из главных иранских генералов, называют "Аятолла Майк" или "Темный принц". 

Официально его зовут Майкл д'Андреа, и он возглавляет иранское направление в ЦРУ. 50-летний д'Андреа во время одной из командировок в регион перешел в ислам, и взял себе местную жену.

Именно д'Андреа курировал знаменитую операцию по ликвидации Усамы бен Ладена, которого американцы называли "террористом номер один". В последние годы они стали так называть Касема Сулеймани, командующего спецподразделением иранского Корпуса стражей исламской революции.

Сулеймани получил прозвище "Тень" – и действительно он как тень возникал за диверсиями и терактами по всему Ближнему Востоку.

В том числе генерал помогал подавлять антиправительственные протесты в двух главных регионах иранского влияния — в Ираке и Ливане.

Эти протесты были одновременно направлены и против иранского присутствия - и порой создавали большие неприятности для Тегерана. Можно вспомнить манифестации в Ираке два месяца назад: протестующие требовали прекратить вмешательство Ирана в иракские дела и даже напали на иранское консульство.

В последнее время Сулеймани прилагал все больше усилий, чтобы подавлять подобные выступления в регионе - и его статус в иранской иерархии был значительно выше его формальной должности. Некоторые эксперты считают, что генерал фактически был вторым человеком после верховного лидера — а иранские газеты писали, что он мог бы стать следующим президентом.

По выражению эксперта Высшей школы экономики Леонида Исаева, Сулеймани фактически не вылезал из Сирии и Ирака и лично курировал все проиранские силы на территории Ливана, Ирака и Сирии, он все время находился в местах боевых действий. Так что вполне ожидаемо, что в Вашингтоне сейчас говорят: без Сулеймани, ответственного за множество убийств, взрывов и терактов, мир стал безопаснее.

Итак, один мусульманин его ликвидировал – а миллионы мусульман Ближнего Востока теперь радуются. Да, именно так – мы видим одно из проявлений давних непримиримых противоречий между суннитами, которые составляют подавляющее большинство мусульман, и шиитами, которые правят в Иране.

Для шиитов, для иранцев, Сулеймани был героем, для суннитов он был преступником-убийцей.

Интернет-журнал "Спектр" приводит такие мнения экспертов: 90% жителей Ближнего Востока совсем не оплакивают смерть Сулеймани, и это население стран Персидского Залива, это курды, это сирийцы-сунниты, это иракцы - ведь именно генерал стоял за диверсиями против них.

И весьма интересна оценка, которую дает ситуации главный редактор турецкой газеты "Ени Шафак" – его и его газету называют наиболее близкими к взглядам президента Турции Эрдогана. "Ени Шафак" пишет, что Сулеймани был символом имперских амбиций Ирана и руководил всеми тайными операциями и неофициальными войнами в Афганистане, Ираке, Сирии, Ливане и Йемене.

По выражению "Ени Шафак", иранский генерал боролся в первую очередь не с США, а с мусульманами – и газета выдвигает против него весьма суровые обвинения: "Он стоял за нарушениями прав человека и военными преступлениями в Сирии, участвовал в массовых убийствах, в частности, в Алеппо".

Ликвидированный шиитский генерал, которого не любят сунниты – эта тема имеет интересное продолжение и у нас. Но об этом - в следующей публикации, в продолжении историй об убийстве Сулеймани.

zen.yandex.ru