Ингуши ответили Кадырову залпом возмущенных обращений

Конфликт главы и муфтия Ингушетии втянул в себя тейпы, политиков и глав регионов
Противостояние в Ингушетии, которое началось с требования главы республики Юнус-Бека Евкурова к муфтию Исе Хамхоеву уйти в отставку, стремительно расширяется, вовлекая в свою воронку жителей и руководство соседних республик, федеральных экспертов и широкие слои общественности.
С опорой на тейпы
Наиболее фундаментальными силами в ингушском обществе, принимающими участие в данном противостоянии, являются конечно же сами общины мусульман – суфиев и салафитов, каждая из которых имеет десятки тысяч последователей.
Кроме того, каждая из этих религиозных общин опирается на еще более глубинные пласты ингушского общества – на тейповые родовые структуры. Известный в республике салафитский имам Хамзат Чумаков, по данным специалистов, опирается на поддержку влиятельного в Ингушетии тейпа Евлоевых, к которому сам принадлежит.
В свою очередь, суфийское руководство муфтията во главе с Исой Хамхоевым опирается в Насыр-Корте, где проповедует Хамзат Чумаков, на конкурирующий с Евлоевыми тейп Оздоевых, - пишет ресурс «Политком».
Именно опора на такие влиятельные общественные структуры, как тейпы, позволяет сторонам этого длительного конфликта мобилизовывать десятки тысяч сторонников и последователей, а также укреплять позиции в тех или иных населенных пунктах Ингушетии.
Так, к примеру, Хамзат Чумаков в проведении своей линии использует трибуну своей мечети в Насыр-Корте. А муфтий Ингушетии Иса Хамхоев, к примеру, в продолжение своего противостояния с лидерами салафитской общины использовал на днях трибуну мечети в Экажево.
При этом, по мере развития данного противостояния начинается уже протестная мобилизация представителей тейпов самих участников данного религиозного конфликта. Фактически переводя религиозное противостояние на уровень фундаментальных основ ингушского общества.
Так, к примеру, в ответ на обвинения со стороны муфтия Ингушетии Исы Хамхоева, а также главы Чечни Рамзана Кадыров и муфтия Чечни Салаха Межиева в адрес известного ингушского салафитского проповедника Исы Цечоева, тейп Цечоевых собрался на экстренный сход.
На этом сходе представители тейпа Цечоевых решительно отвергли все обвинения в адрес своего духовного лидера и заявили о своей поддержке Исы Цечоева в данном противостоянии, в которое уже втянулась и чеченская сторона.
Чеченский фактор
Напомним, что муфтий Ингушетии Иса Хамхоев, в ответ на требование Юнус-Бека Евкурова уйти в отставку, фактически обратился за помощью в своем конфликте с главой Ингушетии к главе соседней Чечни Рамзану Кадырову и чеченскому муфтию Салаху Межиеву.
И Рамзан Кадыров, и Салах Межиев на представительном собрании представителей суфийских общин Чечни и Ингушетии обрушились с критикой на лидеров салафитских общин Ингушетии, якобы, стремящихся сместить Хамхоева с его поста и пытающихся перехватить руководство ингушским муфтиятом.
Это при том, что источник в правительстве Ингушетии сообщил корреспонденту «Кавказского узла» любопытную подробность, связанную с тем, что в отставке Исы Хамхоева с поста муфтия больше заинтересованы не салафиты республики, и не руководство республики.
По мнению источника в правительстве Ингушетии, «роль салафитов в конфликте Евкурова и Хамхоева минимальна», а муфтия Ису Хамхоева «хотят сместить еще более радикальные представители тариката, чем он сам».
«Эти люди обвиняли Ису в слабости позиции по отношении к салафитам. Они давно рвутся к власти... Сейчас они решили воспользоваться конфликтом, перепалкой между Евкуровым и Хамхоевым из-за мечети", - сообщил ингушский чиновник журналисту портала.
Ингушская реакция
Реакция ингушской стороны на эту попытку Исы Хамхоева вынести этот сугубо внутри-ингушский вопрос взаимоотношений между религиозными общинами, а также между руководством республики и муфтиятом на обсуждение с руководством соседней Чечни была предельно острой.
В ответ на такой ход со стороны Исы Хамхоева, обратившегося к главе Чечни за защитой от главы собственной республики, в самой Ингушетии поднялась волна возмущения со стороны ингушских общественников и политиков.
Поскольку высказывания главы Чечни и представителей чеченского муфтията были расценены как вмешательство во внутренние дела Ингушетии и угрозы в адрес ингушских богословов, с которыми ингушское руководство уже много лет конструктивный диалог.
Так, 2 февраля состоялось заседание совета тейпов Ингушетии, представленного старейшинами ингушских родов. На нем высказана жесткая реакция на действия ингушского духовенства, принявшего участие в собрании последователей суфизма в Грозном, - пишет «Кавказский узел».
А высказывания главы Чечни и представителей чеченского муфтията были расценены как вмешательство во внутренние дела Ингушетии и угрозы в адрес ингушских богословов, сообщает телеканал НТК «Ингушетия».
Как сообщает телекомпания, по итогам обсуждения старейшины подписали резолюцию, в которой заявили, в частности, что "не позволят никому вбить клин между чеченским и ингушским народами", а также, что "имамов должны избирать жители населенных пунктов".
"Ради консолидации и сохранения мира и спокойствия народа Ингушетии просим муфтия Ингушетии подать в отставку", - цитирует телеканал один из основных пунктов резолюции.
Слово парламентариев
4 февраля состоялось совещание, в котором приняли участие ингушские парламентарии, - пишет федеральный ресурс «Политком». По словам спикера парламента Мухарбека Дикажева, жителей республики беспокоит выбранный муфтием Хамхоевым путь противостояния с руководством республики.
Другие депутаты заявляли, что организуемые муфтием Исой Хамхоевым сходы и собрания приводят к тревожному росту напряженности. Причем особое беспокойство вызывают его попытки привлечь на свою сторону руководство и духовенство соседних республик.
Депутат Бейал Евлоев заметил, что отставка с должности, даже самой высокой, не повод, чтобы вступать в противостояние и вбивать клин среди верующих. По мнению депутата Абдул-Вагапа Осканова, муфтий, заботясь лишь о своих амбициях, подает не самый лучший пример молодежи.
По итогам совещания было принято обращение к ингушскому народу, в котором говорилось, что «вместо поиска разумных решений отдельными представителями муфтията во главе с Исой Хамхоевым предпринимаются попытки свое бездействие в духовно-нравственном воспитании и создании благоприятных условий для верующих всех религиозных течений преподнести в ином цвете».
«Объявляется война всем тем, кто не с ними, наше общество расчленяется на своих и чужих. Речь идет уже не просто об отстаивании занимаемом месте главы муфтията - поставлена задача борьбы с инакомыслием в исламе всеми доступными методами».
Обращение к чеченскому народу
Далее, более 50 лидеров и представителей ингушских общественных организаций и профессиональных сообществ подготовили и обнародовали открытое обращение к чеченскому народу.
В обращении, которое начинается с напоминания о братских отношениях между ингушским и чеченским народами, высказывается «обеспокоенность в связи с попытками некоторых высокопоставленных лиц Чеченской Республики дестабилизировать обстановку в регионе».
Общественники сообщают, что их обеспокоенность вызывают прошедшая 2 февраля в мечети Грозного конференция религиозных деятелей и встреча главы Чечни с богословами, состоявшаяся 5 февраля.
«На этих мероприятиях были допущены непозволительные высказывания, идущие вразрез с элементарными правилами приличия и обычаями наших народов в адрес ингушских богословов, являющихся непререкаемыми авторитетами для десятков тысяч жителей Северного Кавказа.
Ранее оскорбительные выпады звучали и в адрес руководителей Ингушетии. Мы очень обеспокоены таким неприсущим вайнахам неуважением, проявленным к целому народу, к его руководителям и духовным лидерам.
Призываем вас к сохранению братских отношений, благоразумия и соблюдению тех норм этикета, которые завещали нам наши предки. Всего этого невозможно достичь вмешиваясь во внутренние жизненные процессы братской республики и оскорбительной формой общения», - заявляют общественники в своем обращении.
В итоге, они, напомнив соседнему чеченскому народу, что ингушское общество «способно самостоятельно решать все стоящие перед ним задачи», призывают соседей внять аяту Корана «Поистине, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы».
Обращения к Владимиру Путину
Далее, те же самые представители общественности Ингушетии подготовили и обнародовали открытое обращение к Президенту России Владимиру Путину. В этом обращении также высказывается озабоченность «необоснованными обвинениями» чеченской стороны в адрес ингушских богословов в их «причастности к террористическим организациям и получении финансирования от них».
«Кроме того, были высказаны прямые угрозы убийством, а также готовность применения насилия в отношении них и лиц, относящиеся к последователям указанных богословов», - отмечают общественники Ингушетии.
Далее в обращении сообщается: «Полагаем, что данные высказывания носят явно провокационный и экстремистский характер, являются вмешательством в юрисдикцию нашей республики и направлены на разжигание межнациональной розни и религиозной вражды».
Примерно с таким же обращением к Владимиру Путину выступили и сами представители салафитской общины Ингушетии, обеспокоенные обвинениями со стороны Рамзана Кадырова и Салаха Межиева в адрес своих лидеров Исы Цечоева, Хамзата Чумакова и Магомед-Башира Борова.
Отметили авторы обращения и то, что эти лидеры салафитской общины принимают участие в политике профилактики экстремистских настроений в среде ингушской молодежи, проводимой ингушским руководством во главе с Юнус-Беком Евкуровым.
«Чумаков Х., Цечоев И. и Боров М-Б… никогда не позволяли себе ни антигосударственную риторику, ни экстремистские высказывания. Обвинения же в причастности их к террористической деятельности являются абсурдными и провокационными», - отмечают ингушские богословы.
В итоге, и общественники и представители салафитской общины Ингушетии обращаются к Владимиру Путину, как «Гаранту Конституции» с просьбой «принять меры по недопущению разжигания межнациональной и религиозной вражды со стороны руководителей и духовных лидеров Чеченской Республики, а также дать правовую оценку их угрозам и высказываниям в адрес богословов Ингушетии».
Оценки экспертов
"Таким образом, немалая часть ингушской элиты выразила поддержку Евкурову, что может быть связано не только с понятной лояльностью главе республики, но с опасением экспансии Кадырова – уже несколько лет ходят слухи, что Рамзан Кадыров хотел бы включить Ингушетию в состав Чечни", - пишет по этому поводу аналитик Алексей Макаркин.
В этих условиях Кадыров, со слов эксперта, решил несколько смягчить эффект от своих заявлений, но лишь в контексте возможной экспансии в соседнюю республику. 5 февраля на встрече с исламскими деятелями он отметил самого Юнус-Бека Евкурова.
Он заявил, что именно по поручению Евкурова «в Чечне побывала делегация Ингушетии, участники которой вместе с коллегами обсудили планы действий. Мы заинтересованы в том, чтобы в Ингушетии, как и в Чечне, царили мир и стабильность».
Также он опроверг слухи о своем стремлении объединить Чечню и Ингушетию: «Могу поклясться, что никто так не против слияния, как я. Чеченцы и ингуши - братский народ. Но у каждой республики свои проблемы и задачи. Складывать их не стоит».
Однако конфликт продолжался – тем более, что на этой встрече Кадыров вновь сконцентрировал внимание на необходимости совместного противостояния «экстремистам из Ингушетии» на основе тех позиций, которые были озвучены на столь неоднозначно воспринятом в самой Ингушетии собрании богословов в Грозном.
На этом фоне глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в своем заявлении подтвердил линию на отставку муфтия Исы Хамхоева из-за того, что тот не хочет работать на консолидацию ингушского общества, расколотого на суфиев и салафитов.
По словам главы республики, в Ингушетии соблюдаются каноны Ислама, тарикаты, но «есть те, которые считают, что они не должны соблюдать тарикаты – это их право!». Евкуров отметил, что по вине муфтията с этой категорией населения работу не проводили и не проводят.
«Нет дискуссий и встреч, нет изучения опыта и выявления причин, почему молодежь отказывается от устоявшихся десятками лет норм родных нам тарикатов. Прошу всех, кто соблюдает тарикаты и кто их не соблюдает, отказаться от огульных обвинений в адрес друг друга. И особенно это касается оскорблений в адрес священнослужителей, наших устазов», – добавил глава.