Информационная революция и новый социализм

Информационная революция и новый социализм

Сегодня хотелось бы немного поговорить об информации. В последнее время это слово постоянно на слуху: информационное общество, объём информации и так далее и тому подобное. Но далеко не все понимают роль информации в жизни каждого из нас и человечества в целом. Многие воспринимает её просто как набор данных. Посмотрел телевизор или прочитал книгу — получил информацию, посмотрел ролик — ещё немного информации. Такое вот упрощённое понимание. На самом деле всё гораздо сложнее, и информация имеет большое значение для развития человечества, в смысле того, куда оно движется и к чему придёт.

С точки зрения информатики, человек — обычная информационная система, только биологического типа и обладающая интеллектом. Причем эта система изначально ограничена своими психофизиологическими особенностями. То есть человек может воспринять, обработать и каким-то образом применить в реальной жизни ограниченное количество информации. Увеличить производительность человека в разы удалось благодаря научно-техническому прогрессу. Результатом эволюции разума стали интеллектуальные машины, и человечество перешло на новую ступень развития, вступило в информационную эпоху.

Вес информационной экономики постоянно возрастает, и сегодня в экономически развитых странах её доля составляет 50-80% от суммарного рабочего времени, тогда как в начале века она составляла не более 5-10%. С начала нашей эры для удвоения объёма знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, третье — к 1950 году. Сегодня объемы информации удваиваются чуть ли не ежегодно. Это называют информационным взрывом.

Если раньше на освоение чего-либо человечество тратило десятки и сотни лет, то теперь аналогичный путь преодолевается за месяцы и даже дни. Время стремительно ускоряется. Это видно даже на чисто бытовом уровне. Сколько дней «тащился по несносной дороге» из Петербурга в Москву Радищев? Сейчас такая поездка туда и обратно на «Сапсане» занимает семь часов.

А сколько недель тратили учёные ислама, чтобы добраться, например, из Багдада в Бухару, найти нужного человека и услышать один хадис? Сейчас найти нужный хадис в интернете можно за несколько минут. Информационные процессы ускорились даже не на порядок, на десятки порядков. Объём информации, который человек способен получить и обработать сегодня, несопоставим с тем, что было раньше. Налицо классическая экспонента, когда после длительного постепенного увеличения показателей происходит взрывной рост.

Другая характерная черта нынешней эпохи, времени науки и высоких технологий, — процесс миниатюризации, когда для решения поставленной задачи человек затрачивает всё меньше и меньше материалов. То есть технический прогресс сопровождается повышением производительности труда, которое выражается в замещении материальных ресурсов (вещества, объема, энергии) интеллектуально-информационными ресурсами. Это можно наглядно увидеть, если сравнить два любых сопоставимых продукта прошлого и настоящего, например, компьютер 80-х и современный.

Знание всё больше замещает собой материальную компоненту. Наступает информационная фаза эволюции. В уже не столь отдалённом будущем будет достаточно бросить «геном автомобиля» в виде сложной молекулы в условный «океан», чтобы через некоторое время в нём возник задуманный автомобиль.

Причём понятно, что материальная ресурсоёмкость продукта не может стать отрицательной. Следовательно, когда начальные затраты уменьшатся до молекулярного уровня, продолжающийся прогресс будет только увеличивать эффективность продукта, одновременно расширяя сферу его воздействия на окружающее пространство. Ведь информация способна своим содержанием перестраивать сложную среду, в которую она попала, подобно тому как семена, попавшие в почву, превращают её в цветущий луг.

В этом и заключается сущность информации™ как знания™ – превращение окружающей среды в себя. Мы идём к тому, что среда, которая нас окружает, станет информационной, а человек, как информационная система, также сольётся с этой самой средой на том уровне знания, которым он обладает.

Вот тогда и проявится истинная иерархия. Тот, кто обладает большим знанием, постепенно перестаёт нуждаться в нефти, угле и прочей грубой материи. «Люди знания» будут менять отношение к физическому обладанию различными объектами, как своё, так и людей менее просвещенных, и этот процесс уже начался.

Взаимоотношения человека и материального мира, определяются несколькими критериями. Один из основных таких критериев — это понятие права собственности. Если человек обладает правом собственности на что-либо, то его контакт с миром, с какой-то его физической компонентой, происходит по определённым законам. Это выражается в том, что у него есть некий документ, подтверждающий его право собственности на землю, квартиру, автомобиль. Но посмотрите, что происходит в последние годы с документами, например, в России. Сейчас в Росреестре не выдают бумажные свидетельства о праве на владение недвижимостью, землей и другими объектами собственности.

Раньше это была очень серьёзная бумага, на фирменном бланке с водяными знаками, синими печатями, где было прописано, что гражданин является собственником какого-либо имущества. Сейчас это уходит, и на недвижимость, на землю не выдают гербовых бумаг, говоря: «Есть в компьютере запись, вот вам выписка». А выписка эта — простая бумажка, на принтере распечатанная, без подписи, без ничего. То есть, по сути, людей лишают права собственности, и человек, который сейчас покупает квартиру, не является её реальным владельцем, потому что в любой момент держатель информации может, вольно или невольно, обнулить всю его собственность.

Ещё один пример — деньги. Раньше это были слитки металла, отчеканенные монеты, потом появились ассигнации. Сейчас уже и от бумаги отходят, объём и оборот наличных денег в мире неуклонно сокращается, и миллиарды виртуальных ноликов переводятся со счёта на счёт по всему миру, никто их в чемоданах не перевозит. Нам рассказывают, как удобно ходить с банковской карточкой. А что такое банковская карта, что такое безналичный расчёт? Я уж молчу про тотальный контроль, потому что эти транзакции отслеживаются и фиксируются. Главное, что в любой момент эти виртуальные деньги, которые у тебя там якобы есть, могут обнулить.

Более того, технологии блокчейна переводят само понятие денег, как эквивалента труда и материальной ценности, на новый уровень, и современные «шахтеры» майнят виртуальное золото, углубляясь в виртуальные шахты и многие из них уже обладают совершенно фантастическим, но таким же виртуальным, богатством, которое в один прекрасный момент может исчезнуть мановением чьей-то властной руки.

И так во всём. Совсем скоро то же самое произойдёт и с остальными материальными элементами, то есть нас ждёт практически полное слияние информационной и материальной составляющих нашего мира. Ничего не напоминает? Конечно же, это физическое воплощение матрицы™, и нам её показывают, предсказывают и к ней готовят.

Человечество разделяют на две части: отсечённая вершина пирамиды с глазом внутри, которая имеет всё и следит за всем, возвышаясь своим Знанием™ над остальными людьми, которые будут, по сути, бесправным, неимущим придатком, находящимся на содержании у обладателей и держателей информации. «Прометеев огонь» вновь заберут к себе на Олимп «бессмертные боги», установив «внизу» истинный социализм.

Достижение такого состояния человечества невозможно без определённого уровня информационных технологий, которые позволят перевести общество в разряд информационного. Ленин был абсолютно прав, когда говорил, что «социализм – это учёт и контроль». Истинный социализм невозможен без тотального учёта, и каждый шаг, каждая транзакция должны быть «исчислены и взвешены».

Дело идет к тому, что совсем скоро это станет технически возможным. И если экстраполировать сегодняшние научные и технологические тенденции, то на полученном графике проявится особая точка™.

Согласно современным футурологическим представлениям, по достижении этой точки человек получит полное информационное представление о каждом предмете (объекте). Для реализации человеческих потребностей станет достаточно знания, приложенного к мельчайшей частице материи. Человек освободится от необходимости добывать хлеб насущный тяжёлым физическим трудом. Появится материальный базис творчества. Реализуется лозунг: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям». В. И. Бодякин в своем «Информограде» пишет, что именно тогда произойдёт переход от приспособления к природе и от попыток её покорения к творению окружающего мира. То есть свершится революционное преобразование Homo Sapiens (человека разумного) в Homo Creare (человека творящего).

Любой, кто мало-мальски знаком с исламской догматикой, сразу увидит в прогнозируемом уровне владения информацией «знание имён всех вещей», а в переходе к новому, по сути, виду человека — достижение «бессмертия и власти непреходящей».

Искушение, старое как мир.

Китай или Америка? Где зародился виртуальный мир?

Сегодня хотелось бы поговорить о виртуальном мире. Понять, откуда растут ноги. Ведь он окружает нас со всех сторон, и порой неясно, в каком, собственно, мире мы находимся, в реальном, или смоделированном. Это не фантастика, не сомнительные перспективы отдалённого будущего. Это здесь и сейчас.

1 июня 2017 года на конференции Code Conference Илон Маск заявил: «Приходится надеяться, что мы все живём в симуляторе, потому что иначе...» — фразу он не завершил, и журналист издания The Verge попробовал её закончить: «Они смогут его перезагрузить?» На что миллиардер ответил: «Или мы создадим неотличимые от реальности симуляторы, или цивилизация прекратит своё существование». То есть, по сути, Маск утверждает, что Матрица™ обязательно должна быть реализована в ближайшее время, если это уже не сделано.

Экстравагантный предприниматель не одинок в своих предположениях. Шведский философ Ник Бостром говорит: «Важно понимать, что то, что мы находимся в симуляции, несет не метафорический, а буквальный смысл, что мы сами и весь этот мир вокруг нас, который мы видим, слышим и чувствуем, существует внутри компьютера, построенного некоей развитой цивилизацией». К подобным утверждениям в мире относятся со всей серьёзностью.

Так, по сведениям The Business Insider, в своей записке для клиентов Bank of America Merrill Lynch оценил в 20-50% вероятность того, что человечество на самом деле существует в матрице, то есть является объектом компьютерного моделирования. Что самое смешное, издание считает неясными последствия этого заключения для инвестиционной политики.

Одним словом, идея «Матрицы» уже нашла своих сторонников в реальном мире. Я не думаю, что матрица в том виде, в каком она была показана братьями Вачовски, действительно существует, однако виртуальная реальность, цифровой мир есть, и от этого никуда не деться.

Так откуда же всё пошло? Откуда взялся виртуальный мир как образ жизни?

Для того чтобы понять это, надо определить параметры этого самого мира и выделить из них ключевой. С моей точки зрения, это фрагментарность мышления и, следовательно, самой жизни. Говоря другими словами, это отсутствие целостного видения мира и понимания, откуда ты идёшь и к чему должен прийти.

Исчезло понятие долженствования. Человек живёт ради жизни, ради того, чтобы прожить вот эту самую секунду и поймать тот кусок информации, который ему в этот момент предлагается. Идут постоянные фрагменты, и связующим элементом между ними выступает только сам воспринимающий. Это то, о чём говорил Воннегут: человек привязан к креслу в вагоне и смотрит в окно, за которым мелькают какие-то виды, но он не знает, откуда и куда едет.

Вот это, собственно говоря, и есть виртуальная реальность. Но не Воннегут её придумал, хотя и описал в максимально понятном для человека западной цивилизации виде. Начало же было положено на Дальнем Востоке с разработкой и внедрением иероглифического письма. Ведь что такое иероглиф? Это та самая картинка, бит информации, который не нуждается в предыдущем и последующем, который часто не нуждается даже в языке.

В Китае очень своеобразный говор, так называемый «китайский язык». Это мы думаем, что китайский язык существует, а на самом деле там очень много диалектов. В принципе, это вещь не редкая, когда, скажем, татарин может не понять азербайджанца, хотя оба говорят на диалектах когда-то единого тюркского языка. Но всё-таки это представители двух разных народов. В Китае же бывает, что жители деревень, расположенных всего в нескольких километрах, не понимают друг друга. Потому что там очень своеобразный язык, в котором многое зависит от интонаций. То есть любой язык, к которому мы привыкли, состоит из слов, что значения которых не меняются в зависимости от интонации, тембра голоса и других аудиоэффектов. А в Китае, в этих китайских языках, интонация может полностью изменить смысловое содержание.

Так вот, именно там был проведён масштабный эксперимент по приведению человека от понимания слов и смыслов к восприятию образов. Иероглиф — это образ, и он несёт совершенно другой функционал, нежели слово, написанное буквами. По сути, когда человек читает текст, написанный иероглифами, он словно смотрит телевизор. Один за другим идут кадры, и человек воспринимает их как вспышки информации, которые потом у него в голове складываются в некий образ. Получается, иероглифическое письмо — это предтеча телевидения, интернета и видеоблогов. Предтеча современного фрагментарного мышления. Его придумали, когда не было других технических возможностей, но уже появились первые идеи.

Затем придумали волшебный фонарь, в котором картинки прокручиваются одна за другой перед источником света, и это уже практически кинематограф. В Китае запустили в обиход театр теней, в котором ликвидировали объём и цвет и всё многообразие мира перевели в плоскость, в чёрно-белое двумерное изображение. То есть взяли человека и сплющили его разум, его чувства, эмоции, восприятие. Сведя всё к дуализму, к соотношениям единички и нуля, заданным еще Пифагором.

Так людей подводили к фрагментарности мышления, к упрощению восприятия и переходу в нереальный мир. Потому что реальный мир, он объёмный и многоцветный, и описать его, а тем более понять очень сложно. Здесь же раз, и упростили всё, и людей убедили в том, что прыгающие картинки живые, а иероглифы отражают реальную жизнь. Понятно, что это не сразу получилось. Человека трудно взять и какими-то там плоскими картинками убедить в том, что надо оторваться от красоты, которая нас окружает, и обратиться к искусственным конструкциям.

Но люди работали и постепенно дошли до единичек и ноликов языков программирования. Да, были промежуточные этапы. Одним из них было внедрение азбуки Морзе. Исключительно удачный эксперимент по сведению всего богатства человеческой речи к сочетанию двух знаков: точка-тире. А после того, как азбука Морзе успешно заработала и доказала свою жизнеспособность, она была трансформирована в цифровые коды, в эти самые единички и нолики.

Причём я не говорю, что это плохо, что нельзя использовать азбуку Морзе или цифровые технологии. Наоборот, можно и нужно, но когда и где? Когда, например, нужна азбука Морзе? Идут корабли по морю-океану, и нужно им связаться, а в рупор не докричишься, вот там нужна система кодированных сигналов, которая позволяла бы на расстоянии быстро привести свои действия к общему знаменателю. Моряки много лет вывешивали флаги на мачтах, семафорили, подавали световые сигналы. Но потом люди придумали радио и внедрили эту самую азбуку Морзе. Это было здорово, но переводить на точки-тире живое общение людей между собой — это крайне плохо, а ведь мы именно к этому пришли.

Что такое смайлики и прочие символы современных средств коммуникации? Это те же самые точки-тире, но уже на другом уровне. В российском фильме «Бумер 2» хорошо сказано про смс-культуру. Вот сидит девушка в Подмосковье, а парень её на Байкале. И как он в эсэмэске отразит всю красоту Байкала? Никак. Но люди приняли этот формат общения и стали картинками из китайского театра теней, плоскими и чёрно-белыми. Вот что такое современный виртуальный мир.

Так посредством современных гаджетов людей подвели к тому, что уже было отлажено на бумаге. Не зря в Китае до сих пор каллиграфии придают большое значение. У арабов, кстати, тоже каллиграфия развита, но это совершенно другое. Арабская каллиграфия отражает красоту слов, она не переворачивает мир. Потому что арабское письмо не магическая формула. А вот китайский иероглиф сродни ей, если его правильно использовать.

Иероглифическое письмо, волшебный фонарь, театр теней и азбука Морзе. Кто же стоял за всеми этими экспериментами, отрабатывая технологии обработки и фильтрации людей? Кто они, родоначальники современной науки и создатели научного метода познания? Монахи, кто же ещё? В первую очередь францисканцы с бенедиктинцами. Но это тема для отдельного разговора. А пока повторюсь, что я не запрещаю пользоваться цифровыми технологиями, но нельзя позволять, чтобы посредством цифровых технологий использовали нас самих.

Нельзя попадать в матрицу.

Тимур Шангареев

e-minbar

Криптовалюты: Главная афера XXI века... Прочитать полностью...