Инъекции во время поста

Можно ли во время поста, в дневное время суток делать уколы: питательные или просто лечебные?
Вся хвала Аллаху Господу миров.
«Постящийся может лечиться при помощи инъекций (внутримышечных и внутривенных) в дневное время месяца рамадан, однако днем во время поста нельзя делать инъекции, заменяющие питание или дополняющие его (питательные уколы). Так как подобные эти инъекции заменяют питание и питье и поэтому они нарушают пост. Если у Вас есть возможность делать инъекции (внутримышечные и внутривенные) после разговения (вечером или ночью), то это предпочтительнее».
Фатауа-Ль-Ляджнати-Д-Даима. Т. 10. С. 252.
Влияет ли на пост внутривенные уколы?
Возможны два случая:
1. Когда инъекции являются подкормкой и заменяют собой еду или питье. Подобные инъекции делают пост недействительным, также как еда и питье.
2. Когда инъекции не являются разновидностью питания. Подобные инъекции не аннулируют пост. В этом случае нет разницы, это внутривенные или внутримышечные уколы.
Но если имеется возможность перенести эти процедуры на ночь, то будет лучше и безопаснее в отношении поста.
Шейха Ибн База (15/257) спросили о фетве в отношении человека, который получал внутримышечные и внутривенные инъекции в Рамадан, о том нарушается ли его пост или нет?
Он ответил: Пост действителен, потому что инъекция в вену не подобна еде или питью. Это применяется также и к внутримышечным уколам. Но если он восполнит его (пост) чтобы быть на безопасной стороне, то это лучше. И если он может подождать до ночи, то это также лучше, таким образом он избежит области в которых у ученых есть разногласия.
Шейха ибн Усеймина спросили о внутривенных, внутримышечных инъекциях.
Он ответил: Нет ничего неправильного во внутривенных и внутримышечных инъекциях, и они не нарушают пост, потому что подобное не относится к тому что нарушает пост; это не еда и не питье и не подобно этому.
Мы уже объяснили что это не влияет на пост. Нарушает пост инъекции, которые являются заменителем еды или питья.
Постоянный комитет (10/252) был спрошен о фетве относительно инъекций в Рамадан, будь то лекарства или замена питанию.
Они ответили: Дозволено при необходимости принимать инъекции в вену или в мышцу во время поста, но нельзя чтобы это было заменой питанию, потому что это аналогично еде или питью, и в этом случае подобная инъекция будет нарушать пост в Рамадан. Но будет лучше если инъекции будут делаться ночью.
Обезболивающие инъекции не нарушают пост, так как они не являются ни едой, ни питьем и не заменяют их
Шейху Ибн ‘Усаймину, да помилует его Аллах, задали вопрос об обезболивании, которое применяется днем в рамадан при лечении зуба, следует ли возмещать пост этого дня, если обезболивание было применено?
Он ответил: Нет, обезболивание не нарушает пост. Местное обезболивание воздействует только на само место, но не достигает живота. Поэтому, пост того, кто соблюдает добровольный или обязательный пост, и применяет обезболивание, остается верным[1]. См. также Фатауа-ш-шейх Ибн Баз (Т. 15. С. 259).
Если же обезболивание полное, и если оно приводит к уходу сознания на протяжении всего дня, то пост следует возместить.
Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: Если человек потерял сознание, был без сознания в течение дневного времени суток и не приходил в сознание ни на минуту, то его пост верным не является по мнению наших шейхов и аш-Шафи‘и, Если же человек, потерявший сознание, пришел в сознание хотя бы в течении части дня, то его пост верен в любом случае: пришел он в сознание в начале времени (поста) или в конце[2].
Поэтому, если постящийся принимает местное обезболивание (обезволивающие инъекции), то его пост верен, пост его таким образом не нарушается. Если же он получил инъекции до утренней молитвы, и проспал под действием инъекции весь день до заката солнца, то его пост в этом случае не будет верным.
[1] Ибн ‘Усаймин. Фатауа нурун ‘аля-д-дарб.
[2] Ибн Кудама. Аль-Мугни. Т. 3. С. 12.
Портит ли уразу использование уколов в вену или в мышцу?
Если человек заболел какой-то болезнью и требуется поставить ему укол либо в вену, либо в мышцу, соответственно результатом этого укола становится, что в организм человека поступает определенная жидкость. Портит это уразу человека или нет?
То, что кажется правильным мнением в этом вопросе, что если эти уколы являются питательными и используются для питания организма, тогда они портят уразу. А если они не являются таковыми, тогда они не портят уразу человека. И эту фатву дал шейх абд аль-Азиз ибн Бааз, так же шейх ибн Усеймин, а так же шейх аль-Фаузан.
Если человек держит уразу и потребовалось ему поставить укол. Во-первых, можно ему такой укол ставить или нет? Можно, так как есть нужда и человек болеет. И если человек болеет, то он вообще не обязан держать уразу, может разговеться, даже если этот укол питательный. Но если этот укол питательный и он поставил его в вену или в мышцу, тогда этот день у него недействительный и он в постановлении разговевшегося человека, но после месяца рамадан он должен возместить этот день. Ели же укол не питательный, то есть, из тех видов, которые не питают организм, но может быть, что просто сбавляют температуру или какое то действие оказывают, то такой вид уколов не портит уразу человека.
Шейха Ибн База спросили о фетве в отношении человека, который получал внутримышечные и внутривенные инъекции в Рамадан, о том нарушается ли его пост или нет?
Он ответил: Пост действителен, потому что инъекция в вену не подобна еде или питью. Это применяется также и к внутримышечным уколам. Но если он восполнит его (пост) чтобы быть на безопасной стороне, то это лучше. И если он может подождать до ночи, то это также лучше, таким образом он избежит области в которых у ученых есть разногласия. (фатвы ибн База (15/257))
Шейха ибн Усеймина спросили в о внутривенных, внутримышечных инъекциях?
Он ответил: Нет ничего неправильного во внутривенных и внутримышечных инъекциях, и они не нарушают пост, потому что подобное не относится к тому что нарушает пост; это не еда и не питье и не подобно этому.
Мы уже объяснили что это не влияет на пост. Нарушает пост инъекции, которые являются заменителем еды или питья. (Fataawa al-Siyaam (сp. 220))
Постоянный комитет был спрошен о фетве относительно инъекций в Рамадан, будь то лекарства или замена питанию?
Они ответили: Дозволено при необходимости принимать инъекции в вену или в мышцу во время поста, но нельзя чтобы это было заменой питанию, потому что это аналогично еде или питью, и в этом случае подобная инъекция будет нарушать пост в Рамадан. Но будет лучше если инъекции будут делаться ночью. (Постоянный комитет (10/252))
Если во время поста человеку делают питательную инъекцию, при помощи которой он может обходиться без пищи и питья. В этом случае инъекция играет роль пищи и питья, как об этом сказал шейх Ибн ‘Усеймин в «Маджалис шахр рамадан» (С. 70).
Что же касается инъекций, которые не замещают пищу и питье, но являются лекарственными средствами (пенициллин, инсулин или стимулирующие препараты, или прививки), то они не нарушают пост как в случае, если они вводятся внутривенно, так и в случае внутримышечного введения. Об этом сказал Мухаммад ибн Ибрахим в своих фетвах (Т. 4. С. 189). Но из предосторожности лучше сделать их на ночь.
Гемодиализ (аппарат-гемодиализатор называют «искусственной почкой»), при котором из организма выводят кровь, а после очищения и добавления некоторых химических и питательных веществ (глюкоза, соли и пр.) возвращают ее в организм, нарушает пост. Подробнее в «Фатауа-ль-ляджнати-д-даима» (Т. 10. С. 19).)
(Взято из комментариев на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани «Булуг Аль Марам», «Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» («Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов»).
Автор комментария: Абу ‘Абдилля Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.