Имамы, мурзы и муфтии в ставке Сибирского улуса

Имамы, мурзы и муфтии в ставке Сибирского улуса

Город Тобольск стал на три дня центром курултая сибирских татар. На ежегодный фестиваль «Искер-жыен» съехались имамы, активисты татарских общественных объединений, творческие коллективы из Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской, Курганской, Челябинской областей, районов и автономных округов Тюменской области, представители Всемирного конгресса татар из Казани, гости из Москвы. 

- Мы барабинские татары, мы – чатские, – отвечали участники фестиваля на вопрос нашего корреспондента, откуда они прибыли на древнюю землю Искера. 

Искер-жыен – курултай международный, в нем ежегодно участвуют казахстанцы. В этом году в составе делегации из соседней республики в Тобольск приехали поистине легендарные личности. Это выдающийся художник Камиль Муллашев, профессор Казахской Национальной академии искусств, предки которого жили в Ембаево в пригороде Тюмени. Сам Камиль Муллашев родился в Китае, куда в годы репрессий ушли его родители. В 60-х годах семья вернулась в СССР и обосновалась в Алма-Ате.

В ходе научно-практической конференции «Историческая судьба Искера» в первый день фестиваля Камиль Валиахмедович презентовал проект скульптурной композиции «Ханбике Сузге», подготовлены им совместно с архитектором Сагындыком Жанболатовым, автором проекта Триумфальной арки «Мәңгілік Ел» (Вечная Страна) в городе Нур-Султан. Скульптурную композицию «Ханбике Сузге» планируется установить рядом с сопкой Сузгун на окраине Тобольска, где находился дворец ханши Сузге, любимой жены хана Кучума. 

Еще одна легендарная личность в составе делегации – профессор Аманжол Кузембайулы, автор ряда учебников по истории Казахстана. Интерес ученого к Сибири неслучаен. Аманжол-ага является представителем рода керей и возводит свою родословную к князю Тайбуге, которого сибирские летописи называют основателем Чимги-Туры (Тюмени). По словам профессора, после падения Сибирского ханства, территория которого на юге простиралась до современной столицы Казахстана, кереи разделились. Оставшиеся в Сибири кереи стали сибирскими татарами, а ушедшие в южные степи, казахами. 

- Но мы сохранили общий антропологический облик, сегодня на улицах Тобольска невозможно отличить казаха от татарина, – сказал ученый во время своего выступления на конференции.

В настоящее время Аманжол Кузембайулы работает над книгой «Сибирский улус Золотой орды». 

Также в составе казахстанской делегации в Тобольск приехал представитель государственного историко-культурного музея-заповедника «Сарайшык», основанного на месте первой столицы Бату-хана города Сарайчик, о котором интересное повествование оставил ибн Батута. Гость из Западного Казахстана предложил подписать меморандум о сотрудничестве между ГИКМЗ «Сарайшык» и Региональной Татарской общественной организацией «Наследие» по Тюменской области.

Напомним, РТОО «Наследие» под руководством Луизы Шамсутдиновой тринадцатый год проводит фестиваль «Искер-жыен». Общественная организация при поддержке предпринимателя Дамира Ибрагимова построила рядом с сопкой Искер, где находилась ставка сибирского хана Кучума, историко-мемориальный комплекс, популярность которого вышла за границы региона и с каждым годом возрастает.

Участников научно-практической конференции поздравили представители администраций Тобольска и Тобольского района, муфтий ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов, писательница Фаузия Байрамова. Слова приветствия от имени Татарского дворянского Собрания сказал гость из Уфы мурза Анвар Терегулов. Доктор культурологии из Кемерово Надежда Ултургашева поздравила гостей на хакасском, алтайском, тувинском и шорском тюркских языках. От имени татарских краеведов Сибири с приветственной речью выступил потомок мурз Мангушевых, имам-хатыб Новокузнецкой мечети Анвар Аширов. Из религиозных деятелей Кузбасса в Тобольск также приехал краевед, имам Киселевской мечети Салават Кучумов. Из муфтиев – глава ДУМ Челябинской области Вугар Акперов.

Треть зала в ДК «Синтез», где проходила первая торжественная часть конференции «Историческая судьба Искера», была заполнена имамами регионов УрФО, однако послушать интересные выступления и доклады профессоров и писателей во второй части конференции мусульманским деятелем не удалось. После джума-намаза и обеда они отправились во дворец сибирского наместника в Тобольском Кремле для участия в круглом столе «Сохранение национальной и гражданской идентичности сибирских татар», организованном ДУМ Азиатской части России.

Муфтии, имамы, краеведы, профессора и общественные деятели встретились на следующий день на территории историко-мемориального комплекса «Искер», где проходили праздничные представления фестиваля, конкурсы, игры и спортивные состязания, выставки картин. Многие из гостей впервые приехали на Искер и не скрывали удивления масштабами комплекса. 

- Честно говоря, по пути сюда я не думал, что увижу такую красоту, – поделился впечатлениями мурза Терегулов. – Думал, что стройка тут только началась.

Гости увидели практически готовую к открытию соборную мечеть, где уже завершены внутренние отделочные работы. К возведенным ранее зданиям ханской ставки, музея, чайханы, гостевым домам добавились белоснежные юрты, в одном из которых восседал на шкуре медведя «сибирский хан Кучум», и новые арт-объекты. На информационных стендах были представлены родословная хана Кучума от Чингисхана до здравствующих ныне княгинь Марии, Карины, Насти, Софии, Екатерины и других потомков сибирского хана, информация по ханам и султанам постзолотоордынских государств Улуса Джучи, Искерской Астане. 

Послушав выступления артистов и ансамблей, люди шли к Аллее шейхов в глубине комплекса и далее на смотровую площадку к Иртышу, откуда видны останки крепости Кучум-хана. В Искерской мечети состоялся коллективный намаз, муфтии и имамы вознесли дуа-молитвы по душам предков и исламских миссионеров, покоящихся на Аллее шейхов. После завершения концертной программы, религиозные деятели покинули Тобольск, договорившись ежегодно приезжать на Искер-жыен. Мурзы, краеведы и творческие коллективы остались на вечерний костер, и на следующий, третий день фестиваля, приняли участие в гала-концерте победителей Искер-жыена.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Просмотреть полностью...

О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий.

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ


Для тех, кто гордится своим происхождением

Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Нет преимущества для араба, над не арабом. И нет преимущества для не араба над арабом. Нет преимущества для белого над черным, черного над белым, кроме как на основе богобоязненности. Все люди от Адама, а Адам из земли." Ахмад 411/5. См. Сильсиля ас-Сахиха 199/6.

Передается он со слов Убай ибн Ка’ба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы услышите, как кто-то гордится своим происхождением, как это было в джахилии, то скажите ему, чтобы схватил за член своего отца. И не говорите это в переносном смысле!»Этот хадис приводят имам Ахмад 5/136, аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» 2/427, ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра» 8864 и многие другие.

Достоверность этого хадиса:

Хафиз аль-Хайсами в "аль-Маджма'у-ззауаид" сказал, что все передатчики этого хадиса являются достойными доверия. Среди имамов, подтвердивших достоверность этого хадиса - Ибн Хиббан, ад-Дыя аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 1/405, шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» 269. Также этот хадис считали достоверным шейх Мукъбиль, шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. На этот хадис опирались многие великие имамы и приводили этот хадис о "национализме", разъясняя его смыл. К примеру, этот хадис приводил в своей работе о запрещении национализма «аль-Ахадис ан-набауия фи заммиль-'ансария аль-джахилия» шейх Абду-Ссалям ибн Барджис, и такъдим на нее делал шейх Салих аль-Фаузан. Да что говорить об имамах, на этот хадис опирался сам Умар ибн аль-Хаттаб! Шейх аль-Альбани, после упоминания обсуждаемого хадиса, сказал: “На этот хадис опирался праведный халиф Умар, сказавший: «Кто гордится своим племенем, пусть схватит отца за член!» Это сообщение приводит Ибн Абу Шейба, как об этом сообщается в «аль-Джами’ ас-сагъир» 3/235”. Также на этот хадис опирался его передатчик, сподвижник Убай ибн Ка’б. Однажды один человек стал гордиться своим происхождением и Убай сказал ему: «Схватись за член своего отца!» Тогда люди сказали Убаю, (возмущаясь его словам): “Ты ведь не был сквернословящим?!” На что он ответил: «Нам было велено так поступать!» Ахмад 21256. Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад хорошим.

Понимание этого хадиса:

«Если вы услышите, как кто-то гордится своим происхождением, как это было в джахилии». Речь идет о том, кто проявляет гордость и величавость своим племенем (нацией), родом, отцами и предками, как это делали во времена невежества (джахилии). См. «Лисан аль-‘араб» 15/53, «Гъарибуль-хадис» 1/301 Абу Убайда.

«Скажите ему, чтобы схватил за член своего отца». Ибн Фарис сказал: “Слово «аль-‘ад» (схватить), означает схватить что-то зубами. Слово «аль-ханн» означает половой орган мужчины”. См. “Му’джам макъаис аль-люгъа” 4/48.

«И не говорите это в переносном смысле!» Это значит: не следует стесняться употреблять в этом случае слово «член», заменяя его как-либо иначе! См. «ан-Нихая» и «Лисан аль-‘араб» 7/188.

Имам аль-Багъауи сказал: “Открытое заявление этого неприличного слова человеку, является его результатом причисления себя к своему племени и гордостью этим!” См. “Шарху-Ссунна” 13/120.

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Упоминание в хадисе члена отца, является наилучшим назиданием для того, кто проявляет высокомерие призывом джахилии! Пусть же схватит то, откуда он вышел, а это член его отца!” См. “Задуль-ма’ад” 2/400. У этого хадиса, как и у всех прочих слов пророка (мир ему и благословение Аллаха), великий смысл. Эти жесткие слова, являются воздаянием человеку за это скверное качество - национализм. Следуя завету посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), следует сказать каждому националисту: Схватись за член своего отца, который стал причиной твоего причисления к его роду и причиной твоего высокомерия! См. также «Шарх аль-Адабуль-муфрад» 3/107. Это один из самых жестких хадисов относительно запрета национализма, указывающего на величие этого греха! Национализм занимает одно из наихудших мест в Исламе. Каждый мусульманин обязан знать, что нет превосходства у какого-либо рода или нации перед другими, кроме как богобоязненностью и иманом!

Сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб в свое время написал амирам войск: «Если люди начнут призывать друг на друга своими племенами, то бейте их мечом, пока они не начнут призывать друг друга Исламом!» Ибн Абу Шайба 15/33. В другой версии сказано: “Пока они не начнут говорить: «О мусульмане, о мусульмане!»” Ибн Абу Шайба 15/32. Также сообщается, что когда один человек в Басре стал призывать к национализму, говоря: «О племя Амира!», это дошло до Абу Мусы, и он наказал его пятьюдесятью ударами за джахилийский призыв! Абу Убайд в «Гъарибуль-хадис» 1/301.

А что касается тех, кто отрицает достоверные хадисы на основании своих умозаключений, то они находятся в опасном положении, если не покаются за это. Более того, среди имамов были те, кто считал безосновательное отрицание достоверного хадиса куфром, выводящим из религии!

Аллах Алим!