Имаму Махмуду Велитову не дали выйти из дома

Имаму Махмуду Велитову не дали выйти из дома

Мосгорсуд вчера признал законным продление домашнего ареста имама столичной мечети Ярдям Махмуда Велитова, которого обвиняют в публичном оправдании терроризма. Защита господина Велитова считает, что его преследуют за религиозные убеждения, и намерена обжаловать действия российских правоохранительных органов в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). В свою очередь, российские правозащитники убеждены, что давление на популярных мусульманских священнослужителей может спровоцировать всплеск религиозного экстремизма.

Мосгорсуд вчера отказался вернуть дело господина Велитова в суд первой инстанции, заключившего имама на время расследования уголовного дела под домашний арест. Имам, освободившись от домашнего ареста, посчитали судьи, может оказывать давление на свидетелей и помешать объективному расследованию. Суд также запретил имаму пользоваться интернетом, мобильной связью и стационарным телефоном, однако разрешил общаться с медработниками, так как господин Велитов имеет инвалидность второй группы, перенес инфаркт и инсульт. В связи с проведенной ранее операцией на сердце имаму не стали надевать и электронный браслет.

Напомним, имам столичной мечети Ярдям, расположенной по улице Хачатуряна, шейх Махмуд Велитов был арестован 13 июля по обвинению в публичном оправдании терроризма. По версии следствия, имам еще в 2013 году во время молитвы в мечети «публично произнес речь, в которой положительно оценивал религиозную деятельность жителя Дагестана Абдуллы Гаппаева», который, по оперативным данным, являлся активным сторонником «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (запрещена в РФ. – Ъ.). Абдулла Гаппаев в сентябре 2013 года был убит в Махачкале при невыясненных обстоятельствах.

Представляющий интересы имама Велитова адвокат Дагир Хасавов назвал решение Мосгорсуда неправомерным. «Смешно говорить о возможности давления имама на свидетелей, когда он этих свидетелей знать не знает и в глаза не видел»,— заявил вчера “Ъ” адвокат. Он напомнил, что в деле есть всего два свидетеля, и те засекреченные, на их показаниях построено обвинение. Большие сомнения у защиты вызывает и объективность имеющегося в деле заключения лингвистов, которые в проповеди имама усмотрели оправдание экстремизма и терроризма. «Вместо того чтобы провести беспристрастную лингвистическую экспертизу, они позволили себе оценочные суждения»,— уточнил защитник.

Господин Хасавов считает, что у следователей нет доказательств вины имама Велитова в оправдании терроризма: «С момента задержания имама ни разу допрашивали, им (следователям.— “Ъ”) просто не о чем его спрашивать». По его мнению, господин Велитов подвергается преследованию по религиозным убеждениям, поэтому защита намерена искать справедливость в ЕСПЧ. «Действия правоохранителей мы расцениваем как грубое вмешательство в духовную жизнь, как оскорбление чувств верующих»,— уточнил господин Хасавов. По его словам, грубым нарушением прав имама выглядело и его задержание: «По сути, это было похищение. Имама схватили под предлогом того, что он находился в алкогольном опьянении за рулем, и силой доставили в отдел».

«В ситуациях, когда речь идет об авторитетных мусульманских имамах, правоохранителям следовало бы вести себя деликатнее»,— согласился глава экспертно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. По его мнению, чересчур агрессивные действия силовиков по выявлению сторонников радикального ислама могут, напротив, привести к всплеску религиозного экстремизма среди верующих, в частности среди молодежи. «Вина имама Велитова, который лишь высказал свое отношение к гибели одного из участников экстремистской организации, не очевидна, поэтому вряд ли стоило с ним обращаться как с опасным радикалом»,— резюмировал правозащитник.

Муса Мурадов

kommersant