Имам: «Муфтии России – вовсе не муфтии!»
"Муфтии цапаются друг с другом из-за куска, потому как сами находятся на голодном пайке. Власть и деньги меняют людей: праведник может стать клириком, а клирик жуликом ", считает религиозный деятель.
Каким не должен быть «настоящий» муфтий?
В России на сегодняшний день существует множество централизованных религиозных организаций - Духовных управлений мусульман с их многочисленными муфтиями, число которых превышает 80 человек. Все они выполняют функции мусульманских лидеров - как и те имамы, которые работают «на земле», пользуются уважением в народе и не стремятся ходить с «перебинтованной головой» (одеть чалму).
Однажды я стал свидетелем шуточного разговора двух муфтиев:
- Чего с «перебинтованной головой» ходишь, голова от проблем мусульман болит?
-У всех муфтиев голова "перебинтованная», голова сейчас у нас у всех болит!
Кто такой муфтий? Сколько духовных лидеров, и какими качествами они обладают?
Му́фтий (араб. مفتى — muftī, производное от афта — «высказывать мнение») — высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Его решение (фетва) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама, а также школы шариата (мазхаба). Знаток шариата, арабского языка, хафиз-носитель Корана, хадисовед-специалист по преданию Пророка Мухаммада, доктор наук.
Псевдомуфтии
Исходя из определения муфтия, никто из 80 муфтиев России не имеет права именоваться таким саном. Почему? Большинство муфтиев не имеют даже высшего исламского образования, не закончили высших исламских учебных заведений, многие из них не имеют высшего светского образования, не говоря уже о защите кандидатских и докторских диссертаций.
В исламской среде уважаемый человек тот, кто знает Коран наизусть и умеет хорошо им оперировать. Из всех муфтиев, которые знают Коран наизусть, мне известны двое: Ислам Дашкин, муфтий Пензенской области, и Камиль Самигуллин, муфтий ДУМ РТ. Ильдар Аляутдинов, муфтий ДУМ Москвы, является магистром богословия. И все, специалистов нет. Кадровый голод. А тех, на кого мы возлагаем большие надежды, или топят, или травят.
Что касается Хадисоведения, в российском богословии оно всегда было больной темой. Советское образование готовило специалистов лингвострановедения высокого уровня, поскольку Ближний Восток был геополитически важен для СССР. Сейчас ни светская система российского образования, ни, тем более, мусульманская не могут похвастаться глубоким изучением арабского языка.
Следовательно, большинство муфтиев не знают арабский, а предания Пророка Мухаммада в России изучаются не на должном уровне. Единственный перевод на русский язык краткого изложения хадисов – преданий Пророка Ислама «Сахих Аль-Бухари» был выпущен в переводе Абдуллы Нирша более 15 лет назад.
Так же, как и хадисоведение, очень слабо изучается в России коранистика: специалистов нет. Последний перевод Корана Эльмира Кулиева то запрещают, то разрешают вновь. Перевод Валерии Пороховой никто не воспринимает как академический. Муфтии не занимаются переводами Корана и сборников хадисов, соответственно, не занимаются и их популяризацией. И с чего бы им этим заниматься, когда у них столько более важных дел: власть и деньги.
Муфтиями становятся лишь для того, чтобы иметь хоть какой-то вес во власти, а также для удовлетворения своих материальных потребностей. Был у меня один случай, когда один знакомый подошел ко мне с предложением организовать «свой муфтият», намекая на то, что, мол, все равно муфтиятов много и власть вынуждена будет с нами считаться, будет выделять нам деньги. Я не мог согласиться на это предложение - мусульмане и так разрознены.
Считаю, что те руководители субъектов РФ, которые не дали расплодится в одном регионе множеству духовных управлений, поступили мудро. А вот, например, в Пензенской области насчитывается около 4-5 муфтиятов, в Башкирии более трех - со своими муфтиями, приходами, имамами. И такое положение дел наблюдается по всей России.
Система играет с Духовными управлениями «системой сдержек и противовесов». Сегодня даст одному муфтию и отнимет у другого, а завтра наоборот. Вот и цапаются муфтии друг с другом из-за куска, потому как сами находятся на голодном пайке.
Власть и материальные блага - это искушение и испытание для любого человека: либо он будет управлять ими и использовать их в качестве инструмента, либо они будут использовать его.
Эти две вещи могут изменить людей: праведник может стать клириком, а клирик жуликом. В российской действительности все функции муфтия направлены на управление приходами и духовной жизнью мусульман. Председатель любого ДУМ становится частью системы. Власти нужна духовная подпитка для того, чтобы найти путь к искуплению своих грехов, ведь политика вещь грязная. Муфтий становится чиновником и уже перестает быть духовником для верующих. Сколько бы он ни писал, сколько бы ни читал проповедей, все равно уже не станет для народа таким, как прежде.
Чиновники от ислама начинают вести борьбу за влияние, за приближенность к власти, за финансовые потоки, меняют людей в своей свите, за свой «трон», в случае если его хотят сместить, и становятся некоей емкостью для сплетен и интриг.
Муфтий не должен заниматься этим, он должен быть отстранен от мирского, но система без муфтия не может. На многих муфтиев система имеет компромат. Все муфтии приходят в систему со своей командой, возможно, этой командой являются люди с достаточно темным прошлым, которые тоже многое знают из прежней жизни «шефа». Такие люди хотят очиститься, но опять становятся жертвами денег и власти, и начинают продавливать свои интересы.
Система ДУМов отторгает людей не интригующих, работающих и мыслящих, ведь эта система вовлекает в свою деятельность не самых лучших людей уммы. Я не говорю про всех, но в большинстве своём это так. Для некоторых, ДУМ являются некоей площадкой по добору того, что недобрал до этого: образования, статуса, материальных благ. Такой своего рода социальный лифт.
Духовное управление называется так потому, что председатель этого самого управления должен уметь управлять различными группами, сектами и течениями мусульман, а не влезать в борьбу, отстаивая интересы одной из сторон. Хороший управляющий организацией - это тот, кто формирует систему под себя, а не старается лавировать между группировками для того, чтобы удержаться на плаву.
Муфтием может быть лишь тот, кто уже пресытился материальными благами, у кого всё есть, кто имеет опыт управления организацией, а не интригами. Для того, чтобы иметь реальную власть и влияние, необходимо, в первую очередь, работать с населением, с народом, на земле. В этом вся сила муфтия.
Думаю, что в интересах государства было бы гораздо полезнее иметь одного верховного муфтия в России, а в регионах по одному ДУМу. Нам необходимо перенять старый мировой опыт систем управления мусульманским духовенством, где существует верховный муфтий, муфтии регионов и городов. Как сказал Ас-Самарканди, "основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии".
Автор: Марат Алимов