Или вы полагали, что войдёте в рай и вас не постигнет судьба тех, кто жил до вас?

Или вы полагали, что войдёте в рай и вас не постигнет судьба тех, кто жил до вас?

لَـٰكِنِ ٱلَّذِينَ ٱتَّقَوْاْ رَبَّهُمْ لَهُمْ جَنَّـٰتٌۭ تَجْرِى مِن تَحْتِهَا ٱلْأَنْهَـٰرُ خَـٰلِدِينَ فِيهَا نُزُلاًۭ مِّنْ عِندِ ٱللَّهِ‌ۗ وَمَا عِندَ ٱللَّهِ خَيْرٌۭ لِّلْأَبْرَارِ

Но для тех, кто боится своего Господа, уготованы райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково угощение от Аллаха, и то, что у Аллаха, лучше для благочестивых. Коран 3:198

Если люди боятся своего Господа и исповедуют правую веру, то наряду с величием в мирской жизни и земными благами они непременно получат Райские сады, в которых текут ручьи и которые станут их вечным пристанищем. 

И даже если в мирской жизни они сталкиваются с определенными трудностями, лишениями и невзгодами, все эти трудности по сравнению с вечным блаженством, благополучной жизнью и великой радостью представляются ничтожными и оказываются милостью в обличии испытания.

Именно поэтому Аллах возвестил о том, что Его вознаграждение будет лучше для благочестивых рабов. Благородство их души выразилось в их праведных словах и поступках, а Милосердный и Добрый Господь одарил их великой наградой и вечным преуспеянием.

Люди ищут стабильности и желают быть уверенными в завтрашнем дне. Переживая за свою судьбу, они так внимательно следят за новостями, будто они могут повлиять на ход событий или уклониться от бед, когда те грядут. Это естественное стремление к благополучию происходит от нашей слабости, от нашего внутреннего осознания того, как сильно мы зависим от обстоятельств и как непрочно наше положение, даже когда нет видимых причин для беспокойства.

Ощущать эту слабость настолько по-человечески, что чувства эти помогают нам оставаться людьми, сострадать, сочувствовать, прощать. А стоит человеку решить, что его власть непоколебима, как сердце его наполняется гордыней, жестокостью и безразличием. Как точно об этом сказано в Коране: «Поистине, человек преступает [границы дозволенного], когда ему кажется, что он ни в чём не нуждается» (сура 96 «Сгусток крови», аяты 6-7).

Верующий находит покой между этими двумя крайностями: чувством бессилия и самонадеянностью. Он не чувствует себя беспомощным, потому что полагается на своего Господа, и не обольщается своими возможностями, потому что принимает их только как милость Аллаха, которую он не заслужил своими достоинствами и за которую будет спрошен. Он надеется на лучшее, но всегда готов к испытаниям, потому что для испытания он пришёл в этот мир, а не для праздности и упоения.

Верующий принимает испытания как шанс доказать свою преданность Господу, свою непоколебимую веру в Его обещание, свою готовность при любых обстоятельствах выполнять Его приказы, сторониться грехов и делать добро. Перед лицом трудностей он повторяет слова своих праведных предшественников, которые благодаря терпению и правдивости взошли на ступени, на которые нельзя подняться никаким другим способом: «Это то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду» (сура 33 «Союзники», аят 22).

Тяжёлые болезни, потери близких, неурожайные годы, экономические кризисы — в эти непростые периоды одни вписывают свои имена в книги с именами праведников, а другие поддаются шайтану, о котором сказал Всевышний: «Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость» (сура 2 «Корова», аят 268).

А разве сегодня нас не запугивают неопределённостью, безработицей, ростом цен, ковидом, QR кодами? Нам внушают, кого нужно любить, кого ненавидеть, а кого бояться. Медиа, телевидение и интернет так внедрились в нашу жизнь, что мы не находим возможности думать самостоятельно и заниматься тем, что выходит за рамки расписанного для нас сценария. Но Аллах обещает нам прощение и милость, и Он всегда сдерживает обещание!

Первые мусульмане жевали листья и глодали кору, когда курайшиты объявили им бойкот, но они выстояли. Многие из них лишились своих братьев и отцов в битве при Ухуде, но не проявили малодушия. Они стояли насмерть перед рвом вокруг Медины, встречали полчища византийцев и орды персов, и каждый раз помощь Аллаха приходила оттуда, откуда они ждали её меньше всего.

Наши деды тоже пережили голод и разруху и не пали духом и не сломились. Они прошли войну, отступали, гибли, но победили. Несмотря на гонения и репрессии, они сохранили для нас семена веры, которые проросли, окрепли и заколосились. Так часто случается с верующими: ветры испытаний сгибают их, иногда валят с ног, но всякий раз они поднимаются и выпрямляются, как пшеничные колосья. «Или вы полагали, что войдёте в рай и вас не постигнет судьба тех, кто жил до вас? Их поражали нужда, болезни и такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придёт помощь Аллаха?» Поистине, помощь Аллаха близка» (сура 2 «Корова», аят 214).

Помощь Аллаха обязательно придёт, и трудности непременно сменятся облегчением. Однако этого не произойдёт, пока горечь испытания не отделит правдивых от лжецов. И вот когда верующие используют все имевшиеся в их распоряжении средства, когда у них не останется надежды ни на кого, кроме Аллаха, а их враги возликуют, предвкушая скорую победу, Аллах вознаградит терпеливых и унизит лицемеров!

Мы знаем об этом, но торопимся и суетимся, и это тоже вполне по-человечески. Мы хотим скорейшего разрешения проблем и возвращения жизни в спокойное русло. Времена изменятся, и это обязательно произойдёт, но жить завтрашним днём — непозволительная роскошь для тех, кто готовится к встрече со своим Господом. Завтра будет новое испытание, и у него будут свои пути и свои герои. Наше испытание — сегодня, и пусть мы не всегда знаем, как правильно поступить, иногда достаточно просто ухватиться за спасительный канат, протянутый к нам с небес, чтобы уцелеть в период великих смут и искушений.

Почему Всевышний допускает несчастья и страдания в нашей жизни?

Благодарим вас за интересный вопрос. В качестве ответа на ваш вопрос мы процитируем статью доктора Мухаммада Х. Сиддика, президента Исламского общества Северной Америки:

"Поистине, Аллах Всемогущий, и Он над всякой вещью мощен (‘аля кулли ша’ин кадир). Коран повторяет эти слова множество раз. Также сказано, что Аллах является Творцом и наилучшим Создателем: «Благословен Аллах, лучший из творцов» (23, 14).

Но тогда возникает вопрос – почему в мире существуют боль и страдания? Мы видим, что в этом мире есть болезни, старость и смерть. Мы видим уродливые и некрасивые вещи, глупых и сумасшедших людей. Видим бури, наводнения, землетрясения и голод. Людей, которые совершают преступления, жадных, злых, лживых и неверных. В мире совершаются убийства, изнасилования и бесконечные войны. Существует зло, вызванное людьми и стихийными бедствиями. От некоторых проявлений зла страдают отдельные люди, а иногда и целые народы.

Но это также неполная картина мира. Кроме этих негативных вещей, мы также видим красоту, здоровье, процветание, рождение новых людей, мудрость, интеллект и прогресс. Мы видим людей, проявляющих лучшие качества веры, искренности, милосердия, любви и жертвенности. Мы видим множество примеров добродетели и благочестия. Так что неправильно говорить лишь об одной – плохой – стороне медали.

Также является фактом, что блага в мире больше, чем зла. Здоровых людей больше, чем больных. Живущих благополучной жизнью больше, чем страдающих и несчастных. Честных и порядочных больше, чем преступников. Добро – это правило, а зло является исключением. Добродетель – это норма, а грех – отклонение от нормы.

Но тогда возникает вопрос: почему Аллах допускает это исключение из правил?

Коран говорит нам о том, что добро и зло, все, что совершается, происходит по воле Аллаха. Только Всевышний знает в совершенстве все, что происходит в мире. Мы конечные существа и не можем полностью понять Его бесконечную волю и мудрость. Он устраивает дела во вселенной таким образом, каким считает нужным. Коран говорит нам о том, что Аллах Мудрый и все, что Он делает, правильно, хорошо и справедливо. Мы должны полагаться на Его Волю. Нам не сообщаются все подробности о Его решениях, но Всевышний дал нам руководство к жизни, которого для нас достаточно.

Есть несколько моментов, которые мы должны иметь в виду, чтобы понять этот вопрос:

Прежде всего, мы должны иметь в виду, что Аллах не сделал этот мир вечным. Этот мир временный, все, что здесь находится, имеет ограничения во времени и когда-то придет к концу. Ни хорошие, ни плохие вещи этого мира не вечны. Мы живем здесь в течение короткого времени, и мы проходим здесь испытания. Те, кто выдержит это испытание, обретет счастливую жизнь в будущем мире, который будет вечным. Кто не пройдет испытания, увидит последствия своих злых дел и грехов.

Аллах поместил в этот мир определенные физические и моральные законы. Страдания и зло случаются тогда, когда один или несколько из этих законов нарушаются. Физические законы основаны на причинах и следствиях. Болезни случаются чаще всего, если не следить за своим здоровьем или находиться в обществе больных людей. Дорожные аварии случаются, если не соблюдать правила дорожного движения, не ремонтировать и не проверять транспортные средства, не следить за состоянием дорог. Изучение причин и следствий очень важно, чтобы жить в безопасности. Даже здесь мы должны иметь в виду, что Аллах часто спасает нас, даже если мы проявляем халатность и небрежность. Сколько раз бывало так, что мы не бываем достаточно осторожны при езде на автомобиле, однако благополучно достигаем места назначения. Если посмотреть, как люди передвигаются по дорогам в наших городах, приходится удивляться, что происходит довольно мало несчастных случаев.

Аллах сказал: «Милостивый (к Своим рабам) (Аллах) научил (человека) Корану (облегчив его чтение, понимание и запоминание), (и Он) ­­­­сотворил человека, (и) научил его изъясняться [выражать свои мысли] (отличив его тем самым от других). Солнце и луна (двигаются) по (точному) расчёту, и звёзды (на небе) и деревья (на земле) преклоняются ниц (своему Господу). И небо Он [Аллах] воздвиг (над землёй) и установил весы [справедливость] (и повелел Своим творениям быть справедливыми), чтобы вы не преступали (границ) в весах (когда взвешиваете другим). И устанавливайте вес беспристрастно [справедливо] и не уменьшайте вес (когда взвешиваете людям)! И землю Он положил [распростёр] для творений» (Ар-Рахман, 1-10).

Если мы нарушаем границы, установленные Аллахом, то нечего удивляться неприятным последствиям. Лишь по милости Аллаха мы в большинстве случаев избегаем неприятностей. Строго говоря, приходится удивляться не тому, что Аллах допускает страдания в нашей жизни, а тому, сколько раз Он защищает и спасает нас, когда мы грешим.

В Коране сказано: «И если бы Аллах стал наказывать людей за то, что они приобрели [за те грехи, которые они совершают] (только в этом мире), то Он не оставил бы на поверхности её [земли] ни одного живого существа. Но Он даёт им отсрочку до определённого предела (как в этом мире, так и до Дня Суда). А когда наступит их срок, то поистине Аллах видит Своих рабов, (и воздаст им за то, что они совершали)!» (35, 45).

Но иногда Аллах все-таки наказывает людей за нарушение Его законов, физических или моральных. В Коране рассказано, что многие общины и целые народы были уничтожены за греховный образ жизни: «А если они [твой народ] отвергнут (о, Мухаммад), то уже отвергли (своих пророков) (ещё) до них народ (пророка) Нуха, и адиты [народ пророка Худа], и самудяне [народ пророка Салиха], и народ (пророка) Ибрахима, и народ (пророка) Лута, и жители Мадьяна [народ пророка Шуайба]; отвергнут был и (пророк) Муса. И Я давал неверным отсрочку (наказания) [не наказывал сразу], потом схватил Я их (всех) (наказанием). И каково же было Моё негодование! И сколько селений [их жителей] Мы погубили (ниспослав на них наказание), когда они [их жители] были злочинщиками [неверующими]! И вот они [те города и селения] (теперь) разрушены до оснований (и в них никто не живёт)! И сколько колодцев заброшенных (по причине смерти жителей селений) и дворцов воздвигнутых!» (22, 42-45).

Также страдания могут быть проверкой и испытанием для некоторых людей. Аллах допускает страдания в жизни людей, чтобы проверить их терпение и преданность Ему. Даже пророки и посланники испытывали страдания в своей жизни. Айюбу, который упоминается в Коране как пророк, пришлось перенести много несчастий, однако он был терпелив. Хорошие люди иногда страдают, но их страдания приносят пользу другим и служат полезным уроком другим людям. Мученики умирают за веру, солдаты отдают жизнь за свою родину и свой народ, и люди учатся на этих прекрасных примерах.

Иногда Аллах допускает страдания в жизни некоторых людей, чтобы проверить окружающих их людей – как они среагируют на чужое несчастье. Когда вы видите больного или бедного и нуждающегося человека, вы проходите испытание от Аллаха. Всевышний посылает вам встречу с этим человеком, чтобы проверить вашу веру и сострадание. В очень трогательном хадисе-кудси рассказано: «В Судный день Аллах скажет некоторым людям: «О, сын Адама, Я был болен, а ты не посетил Меня». Человек удивится: «О, мой Господь, как я мог посетить Тебя, когда Ты Господь миров?» Аллах ответит ему: «Разве ты не знаешь, что когда раб Мой такой-то болел, и ты не посетил его? Если бы ты посетил его, то ты сделал бы это для Меня».

Другому человеку Аллах скажет: «О, сын Адама, Я был голоден, а ты не накормил Меня». Он ответит: «О, мой Господь, как я мог тебя накормить, ведь Ты Господь миров?» Аллах скажет: «Разве ты не знаешь, что раб Мой такой-то был голоден, а ты не накормил его? Разве ты не знаешь, что если бы ты помог ему, ты сделал бы это для Меня».

Еще одному будет сказано: «О, сын Адама, Я просил пить, а ты не напоил Меня». Он ответит: «О, мой Господь, как я мог тебя напоить Тебя, ведь Ты Господь миров?» Аллах скажет: «Разве ты не знаешь, что раб Мой такой-то просил у тебя воды, а ты не напоил его? Если бы ты помог ему, ты сделал бы это для Меня» (Муслим, хадис 4661).

Известно, что пророк Иса (Иисус), мир ему, также сообщил людям подобные вещи (См. Евангелие от Матфея, 25: 35-45).

Итак, в итоге можно сказать, что страдания происходят в нашей жизни, чтобы научить нас, что мы должны придерживаться физических и нравственных законов Аллаха. Страдания и несчастья – это испытание нашей веры и нравственности. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с несчастьем, мы должны спросить себя: «Не нарушили ли мы какой-то закон Аллаха?» Нам следует изучить проблему и исправить свою жизнь: Если это наказание, то нужно просить прощения и исправить свою жизнь. Если это испытание, то нужно приложить усилия, чтобы пройти его.

Верующие люди встречают страдания молитвами, покаянием и добрыми делами. Неверующие же впадают в сомнения и недоумение. Они обвиняют Всевышнего и недовольны Его решением.

Пусть Аллах удержит нас на правильном пути, амин!"