И пусть живут люди в этом мире, зная, что они расстанутся со своеи‌ семьёй

И пусть живут люди в этом мире, зная, что они расстанутся со своеи‌ семьёй

И не будет пользы умершему после его смерти от семьи и от кого-либо еще, если только семья будет просить прощение за него, обращаться с мольбой за него, и давать милостыню за него.

Также он получает пользу от посещении людей. Когда они обращаются с миром к нему, он радуется этому. И завещал 'Амр ибн Абу аль-'Асс, чтобы после того, как его похоронят, они стояли у его могилы такой промежуток времени, в течение которого можно было бы зарезать животное и поделить его, и говорил: «Это будет для меня радостью».

В Сунане Абу Дауда приводится, что Пророк,ﷺ , когда хоронили одного из умерших, сказал: «Просите у Аллаха прощения за вашего умершего брата. Воистину, сейчас его допрашивают». Абу Дауд, 3221.

А что касается стояния у его могилы после этого, это не приносит пользы умершему. Когда хоронили Дауда ат-Таии, пришли на его похороны жители Куфы, начал хвалить покойного Ибн ас-Саммак за его добрые дела, и люди были убеждены в его словах. Тогда встал Абу Бакр ан-Нахшали со словами:

«О Аллах, не вверяй его его делам», и удивились люди тому, что он сказал.

Когда они ушли, сказал Ибн ас-Саммак: «О Дауд, мы вернулись, оставив тебя, и если бы мы стояли у твоеи могилы, все равно не принесли бы тебе пользы».

Затем начал говорить:

"Ушли люди в свои дома,

И оставлен умерший в своей могиле,

Являясь заложником своих деяний,

Не надеясь на освобождение от своего заточения.

Для его души — то, что он совершил из благих деяний.

И все, что кроме этого, это против него."

И вместе с этим верующий будет обрадован в его могиле праведностью своего ребенка, которого он оставил после себя для того, чтобы он успокоился.

И дела живых преподнесут к их родственникам из умерших, и они обрадуются их праведным делам. Родственники из умерших станут просить за них, чтоб умножились их праведные дела, чтобы покаялись они в том, что упустили.

И умершего огорчат плохими делами родственников, и они будут просить за них покаяния и возвращения к правильному пути.

Перед смертью к верующему нисходит ангел с благой вестью для него, говоря: «Не боися того, что предстоит тебе и не печалься о тех людях, которых ты оставляешь позади себя. Воистину, Аллах позаботится о них».

Таким образом верующего успокаивают.

Трактаты имама Ибн аль Раджаба

Могила, первое местопребывание судного дня

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, могила - есть первое местопребывание Судного Дня. И если человек будет в ней среди спасенных, то все последующее окажется более легким. Если же он не будет среди спасенных в могиле, то далее будет еще ужаснее!" (Ахмад, Ат-Тирмизи, Ибн-Маджа, Аль-Хаким).

В основе порочности и испорченности любого дела лежит противоречие истине, и в основе процветания и успеха любого дела, лежит, следование истине, и признание ее чистоты.

Залог человеческого успеха в жизни зависит от правильного понимания истины и признания ее, а порочность его жизни является результатом непонимания истины, тем более, ее отрицания. И поскольку существование Аллаха, Единственного, Знающего и Мудрого Создателя, является истиной, и его сотворение, забота и контроль являются истиной, то человек портит свою жизнь непризнанием Господа, или не признанием надзора и контроля Господа. Таким образом, счастье и успех человека в этой жизни зависят от глубокой и убежденной веры в Аллаха, и в то, что Он ниспослал людям. Всевышний Аллах сказал в Коране: "А кто отвратится от воспоминания обо Мне у того поистине будет тесная жизнь и в день воскресения соберем Мы его слепым, Говорит он Господи, зачем Ты собрал меня слепым, а раньше я был зрячим? Скажет ему: Так приходили к тебе Мои знамения, и ты забыл их - так и сегодня ты будешь забыт" (Сура 20, аят 124-126).

Поэтому, самое благое знание достигнутое мусульманином, это знание своей веры, охватывающей все нюансы, касающиеся ее. И в этой брошюре мы коснемся доказательств части одного столпа из столпов веры (вера в Судный День), и эта часть называется - жизнь в могиле, где приведем аяты из Корана, достоверные изречения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и слова авторитетных шариатских ученых, касающиеся испытания человека в могиле.

Один из столпов веры: Вера в Последний День

Вера в Последний День подразумевает под собой веру во все то, на что, в связи с этим, указывают Коран и сунна, а именно во все то, что связано со смертью и то, что за ней последует.

Вера в то, что касается смерти, включает в себя нижеследующее:

1. Веру в то, что в этом мире смерть для всего живого неизбежна.

Аллах Всевышний сказал: "Каждая душа вкусит смерть, а потом к Нам вы будете возвращены" (сура 29, аят57).

Аллах Всевышний также сказал: "Все сущее тленно, кроме Лика Его. Ему решать, и к Нему вы будете возвращены" (сура 28, аят 88).

2. Веру в то, что срок каждого точно определен и никто не в силах ни отсрочить, ни опередить его. Срок этот известен Аллаху, который не только установил его, но и определил причину смерти каждого.

Аллах Всевышний сказал: "Ни один человек не умрет, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный Им срок" (сура 3, аят 145).

Аллах Всевышний также сказал: "И для каждой общины - свой срок. Когда наступает их срок, они не могут ни отсрочить его ни на час, ни опередить" (сура 7, аят 34).

3. Веру в то, что о сроке этом известно только Аллаху.

Аллах Всевышний сказал: "Никто не знает, что случится с ним завтра, и никто не знает, в какой земле он умрет. Поистине, Аллах - Знающий, Всеведущий" (сура 31, аят 34).

4. Веру в то, что перед смертью случается то, о чем говорил Аллах Всевышний: "...Пока к кому-нибудь из вас не придет смерть, и тогда упокоят его Наши посланцы, а они ничего не упускают" (Сура 6, аят 61).

Аллах Всевышний также сказал: "Когда дух кого-либо из вас подступает к горлу, и вы воочию видите это, то Мы ближе к нему, чем вы, хотя вы этого и не видите..." (сура 56, аят 83-85).

Здесь речь идет о том, что, когда дух умирающего подступает к его горлу, наступает агония. В это время присутствующие смотрят на него, что же касается Аллаха Всевышнего, то Он больше знает об умирающем, чем люди, и ангелы. Он ближе к нему, чем они, но они не видят этого.

Когда умирает грешный и несправедливый человек, он жалеет обо всем, что делал, и хочет вернуться обратно в мир этот.

Аллах Всевышний сказал: "Когда же перед кем-либо из них предстанет смерть, он взмолится: "Господи! Верни меня, быть может, я совершу праведное дело в том, чем я пренебрег!" Нет же! То, что он говорит, всего лишь слова, а позади тех, кто покидает мир - преграда, которая останется до тех пор, пока их не воскресят" (Сура 23, аят 99-100).

Что же касается извлечения из тела духа неверного, то об этом Всевышний Аллах сказал так: "О, если бы ты видел, как грешники пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают руки и говорят: "Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня воздастся вам унизительным наказанием за то, что вы возводили ложь на Аллаха и пренебрегали Его знамениями!" (сура 6, аят 93).

Это значит, что ангелы протягивают к грешнику руки, нанося ему удары и мучая его.

Могила

Разум каждого человека полон надежд и амбиций. У каждого человека есть мечта, об осуществлении которой он не может не думать. Но смерть кладет конец всем этим надеждам и мечтам и показывает человеку, что он путешествовал в мире Аллаха, а не в мире своих собственных фантазий.

Путешествие его жизни не кончается в этом мире. Он предназначен для вечности.

Только задумайтесь, каким невежественным оказывается человек по отношению к своей судьбе?!

"А когда придет к одному из них смерть, он скажет: "Господи, верни меня: может быть, я сделаю благое в том, что оставил". Так нет! Это - слово, которое он говорит, а за ними - преграда до того дня, как они будут воскрешены" (Сура 23, аяты 99-100).

Каждую душу ожидает смерть. Когда смерть одолевает нас, мы покидаем этот мир и входим в другой мир. Мы покидаем этот мир, чтобы никогда не вернуться, и входим в мир, в котором останемся навсегда.

На самом деле, мы находимся ближе к смерти, чем к жизни. Люди думают, что они живы, но было бы правильнее сказать, что они мертвы, ибо никто не знает, когда придет смерть. Каждый из нас неуклонно движется к смерти.

Те, кто живет следуя повелениям на Аллаха, благополучны, а те, для кого ориентиром является собственные прихоти, уничтожают сами себя. Но после наступления неизвестного страшного момента смерти, нас ждет Суд, Рай или Ад.

Могила отделяет эту жизнь от загробной жизни. Путь в будущую жизнь пролегает через эту великую черту. Сегодня мы находимся по эту сторону черты, завтра мы пересечем ее ...

Все живые люди познают смерть, никто не в состоянии ее избежать. Но очень часто человек забывает о смерти - истинной реальности.

Мы знаем, что люди, уходящие в могилу, никогда не возвращаются, но не все понимают, что нам также придется встретиться со своей судьбой. Пока мы живы, дверь могилы открыта для нас, но вскоре она закроется навеки.

Странно, что человек постоянно видит смерть других, но исключает себя из списка мертвых. Он ведет себя так, как будто не собирается предстать перед Аллахом на Его Суд.

Если бы мы могли понять, что находимся ближе к смерти, чем к жизни, то, наверное, могли бы взглянуть на смерть другого человека как на собственную. Представить, что это нас несут к могиле, когда мы видим похороны других.

Страх могилы

Хани, слуга Османа бин Аффана передал, что когда Осман, да будет доволен им Аллах, стоял возле какой-либо могилы, то плакал, пока его борода не становилась мокрой. У него спросили: "Почему ты не плачешь, вспоминая о Рае и Аде, когда же вспоминаешь о могиле, плачешь?" Тогда Осман ответил: "Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Могила - это первое местопребывание Судного дня. Кто спасется от мучений в могиле, тому будет легче следовать дальше. А кто не спасется от мучений, тому после этого будет намного страшнее" (Ат-Тирмизи).

Верующий увидит, что Аллах приготовил ему блаженство и скажет: "Господи, ускоряй наступление Дня Воскресения, чтобы я вернулся к своей семье и своему имуществу" (Абу Дауд, Имам Ахмад, Аль-Байхаки, Аль-Хаким, Ибн Хузайма).

Неверующий и нечестивый грешник увидит, что Аллах приготовил ему страдания и попросит: "Господи! Не ускоряй наступление дня Воскресения" (Абу Дауд, Имам Ахмад, Аль-Байхаки, Аль-Хаким, Ибн Хузайма), потому что дальше будет тяжелее и страшнее (отрывок со слов Аль-Бара бин Азиба).

Что же происходит в могиле?

Аль-Бара бин Азиб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Однажды мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимали участие в похоронах одного из ансаров и дошли до самой могилы. Человека еще не похоронили, Посланник Аллаха присел, а мы уселись вокруг него и сидели совершенно неподвижно. Некоторое время Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ковырял землю палочкой, которая была у него в руке, а потом поднял голову и воскликнул: "Просите защиты у Аллаха от мучений могилы". Он повторил эти слова несколько раз и после этого сказал: "Поистине, когда верующий раб покидает этот мир и направляется в мир иной, с небес к нему спускаются ангелы с ослепительно белыми лицами, сияющими, подобно солнцу. Они несут с собой саваны из Рая и благовония из благовоний Рая, и усаживаются так, чтобы человек мог их видеть. Потом к нему является ангел смерти, усаживается у его изголовья и говорит: "О душа добрая, изойди к прощению и благоволению Аллаха!"

Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил: "И она выходит (из тела), вытекая, подобно тому, как вытекает капля из отверстия бурдюка. Он же принимает ее. Но после того, как он берет душу, ангелы не оставляют ее в его руках ни на мгновение. Они забирают ее, заворачивают в этот саван и в эти благовония, после чего от нее начинает исходить запах, подобный благоуханию наилучшего мускуса, какой только есть на земле. А потом они поднимаются с ней вверх и все, мимо кого они проходят, спрашивают: "Что это за благая душа?" А они отвечают: "Это такой-то, сын такого-то", произнося его наилучшие имена, которыми его именовали в этом мире. Так происходит до тех пор, пока они не достигнут нижнего неба. Они обращаются с просьбой открыть для него (его врата) и ему открывают, потом со всего этого неба собираются ангелы, которые провожают его до следующего неба. Так продолжается до тех пор, пока эту душу не доносят до седьмого неба, и тогда Аллах говорит: "Занесите запись раба Моего в "иллийун"[1] и верните его на землю, ибо, поистине, из нее Я сотворил их, и в нее верну их и из нее же извлеку их еще раз!"

Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "И его дух возвратят в его тело, после чего к нему явятся два ангела, усадят его и спросят: "Кто Господь твой?" Он ответит: "Господь мой - Аллах". Они спросят его: "Какова твоя религия?" Он ответит: "Моя религия - Ислам". Они опять спросят его: "Кто тот человек, который был послан вам?" Он ответит: "Он - Посланник Аллаха". Они спросят его: "Откуда тебе это известно?" Он ответит: "Я читал Книгу Аллаха, уверовал в него и признал это[2]". И тогда с небес будет провозглашено: "Признал раб Мой, постелите же для него (постель) из Рая, и оденьте его (в одежды) из Рая и откройте для него врата в Рай!"

Далее Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил: "И его охватят радость и блаженство Рая, место в могиле будет сделано для него просторным, насколько хватает глаз. К нему явится человек с красивым лицом, облаченный в прекрасные одежды, от которого будет исходить приятный запах. Он скажет: "Я возвещу то, что порадует тебя в этот день, который был тебе обещан!" Человек спросит: "Кто ты? Лицо твое - это лицо, приносящее благо!" Он ответит: "Я - твои благие дела". И тогда человек воскликнет: "Господь, назначь Час этот, чтобы я вернулся к своей семье и к своему имуществу!"

Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "А когда неверный раб будет покидать этот мир, уходя в мир иной, к нему спустятся с небес ангелы с черными лицами, которые принесут с собой дерюгу и сядут так, чтобы человек мог их видеть. Потом к нему явится ангел смерти, сядет у его изголовья и скажет: "О душа скверная, изойди к Ярости и Гневу Аллаха!"

Пророк продолжил: "И душа ощутит сильнейший страх, а он (ангел смерти) вырвет ее из тела подобно тому, как вырывают зазубренное железо из мокрой шерсти и возьмет ее. После того, как он возьмет ее, ангелы не оставят ее в его руках ни на мгновение. Они сразу же завернут ее в грубую дерюгу, и она станет издавать запах, подобный самому отвратительному запаху падали, который только есть на земле. А потом они станут подниматься с ней и все, мимо кого они будут проходить, будут восклицать: "Что это за отвратительная вонь!?" Ангелы же будут отвечать: "Это такой-то, сын такого-то", упоминая самые отвратительные имена, которыми (покойного) именовали в этом мире. И когда они поднимутся с ним к нижнему небу и попросят открыть для него (врата его), ему не откроют". После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал аят: "...не откроются им врата неба, и не войдут они в Рай, пока не войдет верблюд в игольное ухо..." (Сура 7:40).

Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "И Аллах велит: "Занесите его книгу в "Сиджжин[3]" в нижнем слое земли! И его дух швырнут туда".

Потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал такой аят:"...А кто придает Аллаху сотоварищей, - точно он упал с неба, и схватят его птицы, или занесет его ветер в далекое место" (Сура 22:31).

После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "И дух его будет возвращен в его тело, после чего к нему явятся два ангела, усадят его и спросят: "Кто Господь твой?" Он скажет: "Ах, я не знаю". Они спросят его: "Какова твоя религия?" Он скажет: "Ах, я не знаю". И они снова спросят его: "Кто тот человек, который был послан вам?" А он снова скажет: "Ах, я не знаю". И тогда будет возглашено с небес: "Раб мой посчитал ложью, так постелите же ему ложе из огня и откройте перед ним врата Ада!" До него начнут доходить жар и жгучий ветер Ада, а могила его станет такой узкой, что ребра его начнут перемешиваться друг с другом. К нему явится человек с отвратительным лицом, одетый в одежды отвратительного вида и распространяющий вокруг себя мерзкий запах и скажет: "Я сообщу тебе то, что огорчит тебя в этот день, который был тебе обещан!" Он спросит: "Кто ты? Лицо твое предвещает дурное!" На что тот ответит: "Я - твои мерзкие дела!" И тогда покойный воскликнет: "Господь, не назначай Часа этого!" (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Имам Ахмад, Аль-Байхаки, Аль-Хаким, Ан-Насаи, Ибн Маджа и Ибн Хузайма).

Сжатие в могиле

После того, как покойного кладут в могилу, могила сжимает его тело и это сжатие неизбежно как для маленького, так и для взрослого человека, праведного или грешного. Поскольку в некоторых изречениях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было передано, что могила сжимала сподвижника Саада ибн Муаза, которому при смерти открылись врата небес и которого сопровождали семьдесят тысяч ангелов.

Передает Ан-Насаи со слов сына Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот (то есть Саад ибн Муаз), кому раскрылись врата небес и кого сопровождали семьдесят тысяч ангелов, сжимался в могиле, а потом ему было дано облегчение. То есть даже Сааду ибн Муазу, для которого открылись врата небес, не удалось избежать сжатия в могиле". (Передал Ан-Насаи в книге "Аль-джанаиз").

В Муснаде (сборнике) имама Ахмада передается со слов сына Умара, да будет доволен ими Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Могила сжимает, и если бы кто-нибудь был спасен от этого (сжатия), то Саад ибн Муаз был бы спасен" (передан имамом Ахмадом в его муснаде).

Ат-Табарани передал в своем сборнике со слов Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если бы кто-нибудь был спасен от сжатия в могиле, то Саад бин Муаз был бы спасен. И поистине, он сжимался, а потом ему было дано облегчение". Эти Слова Пророка свидетельствуют о том, что сжатие в могиле неизбежно для каждого человека, даже для ребенка, так как было передано в сборнике Ат-Табарани со слов Абу Айуба Аль-Ансари с хорошим иснадом, и тоже в книге Аль-Камель ибну Адииу, со слов Абу Айуба Аль-Ансари, со слов Анаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если бы кто-нибудь мог избежать (со слов Абу Айуба Аль Ансари) сжатия в могиле, то этот мальчик избежал бы его".

ИСПЫТАНИЕ МОГИЛЫ

Как наступает испытание могилы?

Сильное напряжение, страшные мысли, и вопросы сопровождают человека в его путешествии из нынешней жизни в жизнь будущую. В этот период человек будет спрошен двумя ангелами Мункаром и Накиром, как было передано от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Будущая жизнь человека зависит от его ответов на вопросы ангелов. Посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Могила - это либо сад из числа садов Рая, либо яма из числа ям Ада" (Ат-Тирмизи, Ат-Табарани). Ат-Тирмизи передает, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "После того, как покойного уложат (в могилу), к нему явятся два черных ангела, которых зовут Мункар и Накир. Они спросят у человека: "Как ты раньше свидетельствовал об этом человеке? (то есть о Мухаммеде)" Он ответит: "Он - раб Аллаха и Посланник Его. Я свидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад - раб и Посланник Его". Если человек был лицемером или неверным, он ответит на этот вопрос так: "Я слышал от людей, что говорили о нем кое-что, и я сказал так, как они говорили" (Передал Ат-Тирмизи).

В другом хадисе передается со слов Аль-Бара бин Азиба, что Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Его дух (покойного) возвращается в его тело, после чего к нему являются два ангела, усаживают его и спрашивают: "Кто Господь твой?" Он ответит: "Господь мой - Аллах". Они снова спрашивают: "Какова твоя религия?" Он ответит: "Моя религия - Ислам". Они снова спросят: "Кто тот человек, который был послан вам?" Он ответит: "Это Посланник Аллаха - Мухаммад". И тогда с небес будет провозглашено: "Признал раб мой..." Это, конечно же, касается только верующего и соблюдающего Ислам человека. По поводу грешника (неверного, нечестивого) Посланник Аллаха говорит: "Его дух (покойного) возвращается в его тело, после чего к нему являются два ангела, усаживают его и спрашивают: "Кто Господь твой?" Он ответит: "Ах, я не знаю". Они снова спрашивают: "Какова твоя религия?" Он ответит: "Ах, я не знаю". Они опять спросят: "Кто тот человек, который был послан для вас?" Он ответит: "Ах, я не знаю". И тогда будет провозглашено с небес: "Раб мой посчитал ложью, так постелите же ему ложе из огня и откройте перед ним врата Ада!" До него начнут доходить жар и жгучий ветер Ада, а могила его станет такой узкой, что ребра его начнут перемешиваться друг с другом. К нему явится человек с отвратительным лицом, одетый в одежды отвратительного вида и распространяющий вокруг себя мерзкий запах и скажет: "Я сообщу тебе то, что огорчит тебя в этот день, который был тебе обещан!" Он спросит: "Кто ты? Лицо твое предвещает дурное!" На что тот ответит: "Я - твои мерзкие дела!" И тогда покойный воскликнет: "Господь, не назначай Часа этого!" (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Имам Ахмад, Аль-Байхаки, Аль-Хаким, Ан-Насаи, Ибн Маджа и Ибн Хузайма). Достоверный хадис, часть хадиса со слов Аль-Бара бин Азиба.

В обоих сборниках Аль-Бухари и Муслима приводится хадис, переданный со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "После того, как раба Аллаха положат в могилу, хоронившие его уйдут, и он услышит стук их сандалий. К нему явятся два ангела, усадят его и спросят: "Что скажешь о человеке, который назван Мухаммадом?" Он ответит: "Не знаю, я говорил то, что говорили другие люди". Тогда они скажут: "Ты не знал и не читал". И нанесут ему удар железными молотками. А он закричит так, что его крик услышат все находящиеся вокруг него, кроме людей и джиннов". (Передали Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и Ан-Насаи). И как мы все убеждены в том, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не знал о том, что люди испытываются в могиле, пока Аллах не дал ему знать об этом и о существовании этого, поскольку сподвижник Уруа Бин Аз-Зубайр передал со слов своей тети Аиши, да будет Аллах доволен ею, что она сказала: "Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел ко мне, в то время как у меня сидела женщина еврейка, и говорила: "Разве вам не известно о том, что вы испытываетесь в (своих) могилах?" Аиша сказала: "Пророк (услышав это) удивился и сказал: "На самом деле евреи испытываются!» Аиша говорит: "Прошло несколько суток, затем Пророк сказал (Аише): "Ты не заметила, как ко мне пришло внушение (откровение) о том, что (вы) испытываетесь в могилах". Дальше Аиша говорит, после этого я стала слышать как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил защиты от мучений могилы". (Передается в сборнике Муслима).

Аяты, хадисы и слова ученых, являющиеся доказательством существования испытаний и мучений могилы

В Священном Коране, были отмечены упоминания о наступлении испытаний в могиле. Имам Аль-Бухари указал на них в своей книге "Сахих Аль-Бухари" в разделе "Аль-Джанаиз" и объяснил их.

Всевышний Аллах говорит в Коране: "Кто же несправедливее того, кто измыслил на Аллаха ложь или говорил: "Ниспослано мне", но не было ему ниспослано ничего; или того, кто говорил: "Я низведу подобное тому, что низвел Аллах"? Если бы ты видел, как неправедные пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают руки: "Изведите ваши души, сегодня будет вам воздано наказанием унижения за то, что вы говорили на Аллаха не истину и превозносились над Его знамениями!" (Сура 6:93).

Также Аллах сказал: "А среди бедуинов, что вокруг вас, и жителей Медины есть лицемеры; они - упрямы в лицемерии. Ты их не знаешь, Мы их знаем. Мы их накажем дважды, потом они будут возвращены к великому наказанию" (Сура 9:101).

Аллах сказал: "И охранил его Аллах от зла того, что они устроили с хитростью; и постигло род Фараона злое наказание - огонь, в который они ввергаются, утром и вечером, а в тот день, когда наступит Час... "Введите род Фараона в сильнейшее наказание!" (Сура 40:45-46).

Первый аят, указанный Аль-Бухари, касается истязаний ангелами неверных (в предсмертной агонии).

Второй аят, свидетельствует о последующих мучениях, постигающих неверных (грешников) перед наступлением мучений Судного дня.

Неверные, грешники и лицемеры мучаются еще на этом свете из-за своих грехов и плохих деяний. А последующие мучения - это мучения могилы. По этому поводу имам Аль-Хасан Аль-Басри сказал: "Аллах Всевышний сказал: "Мы их накажем дважды..." Имеются в виду мучения на этом свете и мучения могилы. По этому поводу имам Ат-Табари сказал: "Первое из двух упомянутых мучений - это мучения могилы, а второе, происходящее до мучения в могиле, по всей видимости, выражается в виде наступления голода, унижения, оскорбления, либо чего-то другого, известного Аллаху".

Третий аят, этот аят является убедительным аргументом, доказывающим существование испытаний в могиле. Всевышний Аллах сообщает о приговоре роду Фараона: "Ввергается род Фараона в огонь утром и вечером". Затем по контексту следует: "Введите род Фараона в величайшее наказание". Ибн Касир говорит: "Этот аят является одним из оснований ученых-суннитов в подтверждении концепции промежуточного испытания в могиле" (Ибн Касир, том: 3, стр.81).

Имам Аль-Куртуби подтвердил, что ученые Ислама едины во мнении относительно смысла данного аята. Этот аят ясно указывает на прохождение человеком испытаний в могиле. Аль-Куртуби говорит: "Ученые единодушны в том, что такое наказание наступает в аль-барзахе (т.е. жизнь в могиле) и это является доводом, подтверждающим наступление мучений могилы". (Книга "Фатх аль-Бари", 3 том, стр. 180).

Имам Аль-Куртуби говорит (об этом же аяте): "Ученые согласились с тем, что мучения начинаются с наступлением промежуточной жизни, то есть после смерти, жизнь аль-барзах, как сказал Аллах в предыдущем аяте. Это является доводом и доказательством существования испытаний в могиле".

Также Всевышний Аллах говорит в Коране аят, являющийся аргументом о наступлении мучений в могиле, Аллах говорит: "Они скажут: "Господь наш, Ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды, Мы признали свои грехи нет ли пути к выходу?" (сура 40, аят 11). Толкуя этот аят, имам Ар-Рази говорит: "Большинство ученых принимали этот аят на основе довода для подтверждения существования могильного мучения, и это подтверждается тем, что неверные признали себе два момента смерти, так как они сказали: "Господь наш, Ты умертвил нас дважды" значит, что единожды они испытывали смерть в этой жизни - и это указывает на наступление какой-то жизни в могиле после смерти, пока не наступает за этим периодом вторая смерть. И это то, что утверждает существование промежуточной жизни в могиле". (Книга имама Ар-Рази "Ат-Тафсир Аль-Кабир", 27 том, стр. 39).

В следующем хадисе, переданном Аль-Бара бин Азибом, да будет доволен им Аллах, сказано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Верующего усадят в его могиле, к нему придут ангелы и он произнесет свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха и что Мухаммад – Посланник Аллаха, на что указывают слова Всевышнего Аллаха: "Аллах утверждает тех, которые уверовали, словом твердым в жизни ближней и в жизни дальней..." (Сура14:27) (Аль-Бухари в книге "Аль-Джанаиз").

Аль-Бухари передает со слов Аиши, жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Однажды одна еврейка зашла к Аише и, упомянув об испытаниях в могиле, сказала: "Пусть Аллах защитит тебя от мучений могилы". После этого Аиша спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о мучениях могилы. Он ответил: "Да, (существует мучение в могиле)". Аиша сказала: "После этого я заметила, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибегал к Аллаху от мучений могилы после каждого намаза". (Передал Аль-Бухари в книге "Аль-Джанаиз", Муслим в книге "Аль-Масаджид").

В сборнике Муслима передано со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах: "Ко мне заходили две старушки, принадлежащие к мединским евреям, и сказали мне, что обитатели могилы мучаются в своих могилах. Я не хотела им верить. Они ушли. Когда пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я спросила его: "О Посланник Аллаха, пришли ко мне две мединские старушки и сказали, что обитатели могилы мучаются в своих могилах". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Они правы, поистине, они мучаются так, что даже животные слышат их мучения". Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "После этого я заметила, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после молитвы просил защиты у Аллаха от мучений могилы" (передал Муслим в книге "Аль-Масаджид").

Так как эта тема очень важна для мусульман, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, многократно рассказывал и объяснял ее своим сподвижникам. И однажды даже выступил с проповедью перед всеми мусульманами. В сборнике Аль-Бухари передается со слов Асмы, дочери Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими: "Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал проповедь (хутбу) и рассказал об испытаниях могилы, которые ожидают каждого человека. Как только он упомянул об этом (о том, как наступают испытания могилы), среди мусульман поднялся сильный шум (волнение)". (Аль-Бухари, Ан-Насаи).

Также из числа аятов, упоминающих о первой встрече после смерти, где будет человек чувствовать первые результаты его деяний, совершенных в жизни до смерти. Всевышний Аллах также сказал: "И дадим мы вкусить им наказания ближайшего, помимо наказания величайшего, - может быть, они вернутся!" (Сура 32:21).

В толковании книги "Ат-Тахавия" говорится: "Достоверные сообщения от Пророка, да благословит Аллах и приветствует, свидетельствуют о наступлении мучений или блаженства в могиле и об опросе двух ангелов. Каждому следует верить в это. Но не стоит пытаться узнать, как это происходит, потому что человеческий разум не в силах постичь эту истину... И знай, что испытания в могиле - это промежуточные испытания. Это жизнь аль-барзах, то есть промежуток между жизнью и Судным Днем. Каждый, кто умрет, получит свой удел, при этом не имеет значения, каким образом он умрет: будет ли он съеден животными, утонет или сгорит и его пепел рассеется в воздухе".

Люди, отрицающие мучения могилы и не принимающие доказательства исламских ученых, говорят что когда они открывают могилу, то не находят никаких следов, напоминающих об испытаниях могилы. Эти люди отвергают то, что не могут воспринимать своими органами чувств. Они думают, что их зрение способно видеть все, и их слух способен все воспринимать и слышать. Также следует добавить, что мучениям могилы подвергается как тело, так и душа. Это единогласное мнение исламских ученых Ахль Ас-Сунна валь-Джамаа.

Опрос в могиле

Все приверженцы сунны Посланника единодушны в том, что каждому человеку после смерти придется отвечать на вопросы в могиле (даже если он не был похоронен), отвечать за свои деяния, за которые он получит либо вознаграждение, либо наказание. Блаженство или мучение будет испытывать как душа, так и тело.

Имам Ибн Аль-Кайим сказал: "Все наши праведные предки и имамы единодушны в том, что блаженство или мучение испытывают и тело, и душа. Поистине, после того, как душа выходит из тела, она находится в блаженстве или в мучении, и она иногда соединяется с телом".

Имам Ахмад и имам Хатим передают, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, когда покойный остается в своей могиле, он слышит стук ног тех людей, которые отходят от его могилы. Поистине, у верующего, салят будет находиться у изголовья, пост с правой стороны, закят с левой, а благие и богоугодные деяния у его ног. Когда ангелы приблизятся к голове, салят скажет: "Для вас здесь входа нет", с правой стороны им скажет пост: "Здесь нет входа", с левой стороны скажет закят: "Здесь нет входа", со стороны ног скажут благие, богоугодные дела: "Входа здесь нет". Тогда ангелы усадят человека, чтобы ему было видно солнце, которое начнет заходить. Ангелы спросят его: "Что ты скажешь о мужчине, который был среди вас? Каково твое свидетельство о нем?" На что он скажет: "Разрешите мне помолиться!" Они ответят: "Поистине, ты помолишься, но сначала ответь на вопросы, которые мы тебе задали". Он ответит: "Это Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, он - Посланник Аллаха, пришел с истиной от Всевышнего Аллаха". Тогда ему скажут: "Ты жил в соответствии с этим и умер по воле Аллаха". Потом откроется дверь к Раю, и ему скажут: "Вот это твое место и то, что Аллах приготовил для тебя в нем". Могила его будет расширена (до семидесяти локтей) и освещена. Тело вернется к тому, от чего оно произошло (земля), а душа с благословенным духом будет, словно птица на дереве в Раю".

Всевышний говорит: "Аллах утверждает тех, которые уверовали, словом твердым в жизни ближней и в жизни дальней; и сводит с пути Аллах неправедных, и творит Аллах, что желает" (Сура 14:27).

А что касается неверного, то с ним все произойдет по-другому. Могила его станет такой узкой, что ребра его сожмутся. Это подтверждают слова Всевышнего Аллаха: "А кто отвратится от воспоминания обо Мне, у того, поистине, будет тесная жизнь!" (Сура 20:124).

Мучаются ли мусульмане в своих могилах?

Имам Аль-Куртуби приводит в своей книге "Тазкира" следующее: "...имам Абу Мухаммад Абдуль-Хакк сказал: "И знай, что мучение в могиле назначено не только неверным и подвергнутся ему не только лицемеры, но и некоторые категории среди верующих, поскольку удел каждого зависит от его деяния, соответственно его грехам!". А доказательством есть то, что верующий получит свой удел от мучений, как результат его грехов, и это будет изложено в следующей главе.

Причины мучений могилы:

Причины мучений могилы разные. В общем мучения могилы - это результат невыполнения велений Аллаха и непослушания приказам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и совершение тех грехов, о которых Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что они являются причинами мучений могилы.

1. Неполное очищение от мочи и распространение сплетен

Передается со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прошел мимо двух могил и сказал: "Они мучаются, и они мучаются не по великой причине, а затем сказал: "Один из них занялся распространением сплетен, а второй не очищался от мочи". Потом он подобрал свежую веточку (дерева), разломал ее пополам и воткнул по одной на каждой могиле и сказал: "Надеюсь, им облегчится пока (веточки) не высохнут". Передал Аль-Бухари в книге "Фатх Аль-Бари" (3;242), Муслим в книге "Аль-Иман" (1;240), и Ан-Насаи (4;106).

Еще Ан-Насаи передал со слов Аиши, да будет Аллах доволен ею, что она сказала: "Однажды зашла ко мне женщина из евреев и сказала: "Поистине причиной мучения могилы является небрежность к моче". Аиша сказала: "Ты врешь". Она (т.е. женщина) сказала : "Так на самом деле, мы (ради этого) чистим свою кожу и свою одежду от нее". И в то время, как Пророка выходил к намазу наш разговор шел громким тоном, и он спросил : "В чем дело?" Тогда я (т.е. Аиша) рассказала о том, что она сказала, и он ответил: "Она права". Говорит Аиша: "После этого Он не пропускал после каждого намаза чтение (следующей мольбы): "О Господь Джебраиля и Микаиля и Исрафиля, береги меня от жара огня Ада и от мучений могилы". Передал Ан-Насаи в книге "Джами Аль-Усуль" (11;167). Еще одно сообщение от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передаваемое Анасом Бин Маликом, да будет Аллах доволен им, что Посланник Аллаха сказал: "Очищайтесь от мочи, поскольку это (т.е. не очищение) является одной из причин мучений могилы". Передал Аль-Хаким со слов Абу Хурайры и имам Ахмад с достоверным иснадом.

2. Неоплаченные долги

Долги, не отданные до смерти человека, могут быть причиной жестокого наказания покойного в могиле. Тем не менее, если он благочестивый верующий, он не будет чувствовать блаженства могилы, пока его наследники не отдадут все его долги. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды рассказал об одном сподвижнике, который не был допущен в рай из-за неоплаченных долгов, как передается со слов Самура Бин Джундуба, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, однажды совершал погребальный намаз (джаназа) за одного мусульманина и после того, как они закончили, Пророк спросил (у присутствующих): "Присутствует ли кто-нибудь из родственников этого человека?" Все промолчали. Пророк повторил вопрос несколько раз и никто не ответил. Но потом встал один человек из последних рядов, тогда Пророк ему сказал: "Что тебе мешало ответить на мой вопрос, когда я дважды повторил? Я не позвал тебя по имени только ради добра, (продолжал Пророк). Учти, что этот человек задержан перед входом в Рай из-за своих долгов, (по этому) если вы хотите, то жертвуйте ради него (т.е. старайтесь отдать его долги людям). Если же вы хотите, то оставьте его, чтобы он получил наказание Аллаха". Самура говорит: "Поистине ты бы видел, как выглядели его родственники, стараясь узнать о его заемщиках, до тех пор, пока они не вернули все его долги". (Передал Ан-Насаи, Абу Дауд, Аль-Хаким, Аль-Байхаки).

Саад Бин Аль-Атваль, да будет доволен им Аллах, передает что: "Его брат умер и оставил в наследство 300 дирхамов, и у него были дети, и я хотел, чтобы эти деньги достались этим детям. После этого, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: "Твой брат задержан, (т.е. от блаженства) за свои долги! Иди, отдавай за него долги". Потом я пошел и оплатил за него все долги, затем вернулся к Пророку и спросил: "О Посланник Аллаха, я оплатил все его долги, кроме двух динаров, одна женщина притязает (что якобы эти два динара она ему одолжила), и у нее нет доказательства, Пророк сказал: "Дай ей, она права!" (а в другой версии: "Она говорит правду") (Передал имам Ахмад, Ибн Маджа, Аль-Байхаки).

Страдают ли покойники из-за плача их родственников над ними?

Шариатские ученые имеют некоторые ответы по этому поводу, и наилучший из них (по их мнению) это тот, который дал имам Аль-Бухари в своем сахихе под заглавием: "Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно вопроса мучается ли покойник из-за плача людей над ним в том случае, если это является их привычкой?" И привел изречение Пророка, передаваемое Умаром Бин Аль-Хаттабом: "Когда Умара Бин Аль-Хаттаба, да будет Аллах доволен им, ударили ножом, к нему пришел плачущий Сухайб, говоря: "О брат мой, о друг мой!" Тогда Умар, да будет Аллах доволен им, сказал: "О Сухайб! Ты плачешь и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, покойник мучается из-за оплакивающих его близких". Передал Аль-Бухари книга "Фатх Аль-Бари" (3;151) Муслим книга "Джами Аль-Усуль" (11;92).

Еще передается со слов Аль-Нумана Бин Башира, что он сказал: "Однажды Абдуллах Бин Раваха, да будет Аллах доволен им, упал в обморок. Его сестра Амра начала оплакивать его, говоря: "Ты был как горы. Ты был такой-то такой-то", перечисляя его качества. Когда он пришел в сознание сказал ей: "Обо всем, что ты перечислила, спрашивали меня (т.е. ангелы): "Такой ли ты?! А когда он умер, его сестра уже не плакала над ним" (Аль Бухари книга "Аль-магази" в разделе Битва в Муте).

Абу Муса Аль-Ашари передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Когда человек умирает, и оплакивающий станет говорить: "О ты мой (сильный) как гора, О ты мой господин, или что-нибудь на подобие этого, то будет отправлено ему два ангела с выговором: разве ты был таким?" (Ат-Тирмизи книга "Аль-Джанаиз (3;326)).

Имам Ан-Навави выделил отдельную главу по этому вопросу: "Ученые нашей уммы единодушны относительно запрета оплакивать покойного, потому что это из джахилийских обычаев". Как в обоих сахихах передано со слов Абдуллаха Бин Масуд, да будет Аллах доволен им, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине не относится к нам тот, кто бьет себя по щекам и рвет на себе одежды, поступая по джахилийским обычаям" (Аль-Бухари и Муслим).

И передается со слов Абу Хурайры, да будет Аллах доволен им, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Две черты, оказавшиеся у людей, могут быть для них неверием: "Оскорбление рода и рыдание над покойным" (передал Муслим). Имам Ан-Навави сказал: "Неверие, т.е. проявление качеств неверных и их особенностей. Под рыданием здесь подразумевается громкий плач над покойным, восхваляя его, с явным преувеличением его достоинств. Ученые не имеют разногласия в том, что данный обычай является запрещенным. А просто когда человек плачет по покойнику и слезы идут без никакого громкого голоса, то в этом нет ничего запрещенного".

Как было передано в обоих сахихах со слов Усамы Бин Зайда, да будет Аллах доволен им. Когда Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привезли его внука испытывавшего предсмертную агонию, тогда глаза Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, наполнились слезами. Саад сказал ему: "О Посланник Аллаха, что с вами?" На что Пророк ответил: "Это милосердие, которым Аллах наделил сердца Своих рабов, и поистине Аллах проявляет милость к милостивым из его рабов". (Аль-Бухари и Муслим).

А также в сахихе Аль-Бухари передано со слов Анаса, да будет Аллах доволен им, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел к своему сыну Ибрахиму, который в тот момент испытывал предсмертную агонию. Слезы выступили на глазах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Абдуррахман Бин Ауф сказал ему: "О Посланник Аллаха, даже ты (плачешь)? Пророк сказал: "О Сын Ауфа, это милосердие (повторил это дважды) и добавил: "Поистине глаза плачут, сердце печалится, и поистине мы говорим только то, что угодно Аллаху, и мы испытываем печаль разлуки с тобой, о Ибрахим". (Аль-Бухри).

Обращение к Аллаху с мольбой о защите от испытаний и мучений могилы

Поскольку испытание в могиле является страшным моментом, то мучения могилы являются еще более страшными. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сам просил защиты у Аллаха от мучений могилы при намазе и даже вне намаза и повелел своим сподвижникам делать это. И это еще одно подтверждение существования и наступления могильного испытания и могильного мучения, кто этого достоин.

Аль-Бухари передает со слов Аиши, жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Однажды одна еврейка зашла к Аише и, упомянув об испытаниях могилы, сказала: "Пусть Аллах защитит тебя от мучений могилы". После этого Аиша спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о мучениях могилы. Он ответил: "Да, существует мучение в могиле". Аиша сказала: "После этого я заметила, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заканчивал каждый намаз, прибегая к Аллаху от мучений могилы" (передал Аль-Бухари в книге "Аль-Джанаиз", Муслим в книге "Аль-Масаджид").

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, многократно говорил своим сподвижникам: "Прибегайте к Аллаху от мучений могилы!" И они отвечали: "Просим защиты у Аллаха от мучений могилы" (передается Муслимом в книге "Аль-Джанна" (4;2199)).

И со слов Аиши, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "О Аллах, я прибегаю к тебе от скупости и дряхлости, от греха и ущерба, от испытаний могилы и мучений могилы". (Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи, Ан-Насаи).

Еще Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, научил сподвижников и повелел им произносить мольбу о защите от мучений могилы в намазе после ташахуда. Передано со слов Абу Хурайры, да будет Аллах доволен им, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если кто-нибудь из вас заканчивает чтение ташахуда (в намазе), то пусть просит защиты от четырех вещей, и скажет: "О Аллах, поистине прибегаю к тебе от мучений могилы, от мук огня, от искушения жизни и смерти, и от искушения аль-масиха ад-даджаля" (Муслим).

И со слов Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, научил их следующему дуа, так, как он научил их сурам Корана: "О Аллах, поистине я прибегаю к тебе от мук Ада, прибегаю к тебе от мучений могилы, от искушения аль-масиха ад-даджаля и от искушения жизни и смерти" (передал Муслим в книге "Аль-Масаджид").

Далее в обоих сахихах передано со слов Аиши что, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал при намазе следующую мольбу: "О Аллах, поистине я прибегаю к тебе от мучений могилы, и я прибегаю к тебе от искушения антихриста, и я прибегаю к тебе от искушения жизни и смерти, О Аллах, поистине я прибегаю к тебе от греха и ущерба" (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ан-Насаи и Имам Ахмад).

Более того, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, указал нам, какими мольбами следует поминать Аллаха, произнося их утром и вечером. Одна из них: "О Аллах, исцели мое тело, о Аллах, исцели мой слух, о Аллах, исцели мое зрение, нет божества кроме Тебя! О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от неверия и от бедности, и я прибегаю к Тебе от мучений могилы, нет божества кроме Тебя!" (Аль-Бухари в книге "Аль-Адаб Аль-Муфрад", Абу Дауд (4;324), Ан-Насаи, Имам Ахмад (5;42)).

Кроме того, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, указал нам на суру, чтение которой спасет от мучений могилы. Ибн Аббас, да будет Аллах доволен им, сказал: "Один из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, установил свою палатку над какой-то могилой, не зная о том, что в этом месте могила, и вдруг он понял, что это могила, из которой был слышен голос какого-то человека, который читал суру Аль-Мульк (Сура 67 "Власть") от начала до конца. Услышав это, он пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: "О Посланник Аллаха, я установил свою палатку над какой-то могилой, не зная о том, что в этом месте могила, и вдруг какой-то человек стал читать суру Аль-Мульк («которая начинается словом: "Табаракя" пока не докончил ее"). На что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Она (т.е. сура Аль-Мульк) является защищающей и спасающей, ведь она спасает его от мучений могилы" (Ат-Тирмизи и Ат-Табарани).

Фудала бин Убайд, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Для каждого умершего дела прекращаются, кроме того, кто умер, будучи на рубежах, среди защитников (мусульман и их земель) на пути Аллаха. Его дела продолжают расти (в награде) и он защищен от испытаний могилы" (Ат-Тирмизи сказал что этот хадис хороший и достоверный).

[1] Книга, в которой записаны благие дела людей и ангелов.

[2] Имеется в виду признание сердцем "Тасдик биль-Кальб" - внутренняя убежденность, глубокое сознание.

[3] Сиджжин - Книга, в которой записаны грехи и плохие деяния людей.