И каждому благоразумному человеку ясно, что он не сотворён ради забавы и не предоставлен самому себе...

И каждому благоразумному человеку ясно, что он не сотворён ради забавы и не предоставлен самому себе...

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Всевышний сказал: «Все животные на земле и птицы, летающие на двух крыльях, всего лишь подобные вам сообщества». (сура 6 «аль-Анам», аят 38).

Комментируя этот аят, аз-Заджжадж сказал: «Это сообщества, которые будут воскрешены, подобно вам». Ибн Кутайба сказал: «Это сообщества, которые добывают пропитание, ищут удел и оберегаются от опасностей, подобно вам».

Замечательное пояснение к этим словам Всевышнего дал имам Суфьян ибн ‘Уйайна. Он сказал: «На земле нет такого человека, который не имеет какого-нибудь сходства с животными. Одни разбивают головы своим жертвам, подобно львам, другие бегают, подобно волкам, третьи лают, подобно собакам. Есть такие, которые выставляют себя напоказ, подобно павлинам, и такие, которые подобны свиньям: когда свинье бросаешь чистую еду, она не притрагивается к ней, но, увидев человеческие фекалии, начинает лизать их. Поэтому и среди людей ты видишь таких, которые, услышав пятьдесят мудрых изречений, не запомнят ни одного из них, но стоит кому-нибудь совершить ошибку, как они запоминают её».

Шейх Умар Сулейман аль-Ашкар пишет: «Пречистый Аллах создал одних животных смышлёными и проворными, а других беспечными и бесхитростными. Одни насекомые запасаются продуктами на год, а другие надеются на то, что ежедневно будут получать гарантированное пропитание и положенный удел. Одни животные вообще не знают своих детёнышей, другие самки заботятся только о своём потомстве, третьи теряют своих детёнышей и заботятся о чужих, а некоторые перестают признавать своих детёнышей после того, как те становятся самостоятельными. Одни из них запасаются излишками пропитания, а другие вообще не находят его. Некоторые самцы заботятся о своём потомстве, никогда не перестают узнавать его и проявлять милосердие к нему.

Одни животные растут без матерей, а другие — без отцов. Одни даже не стремятся обзавестись потомством, а другие тратят все свои силы на продолжение рода. Одни понимают доброту и проявляют благодарность, а другие вообще не знают благодарности. Одни отдают другим предпочтение перед собой, а другие, найдя добычу, которая может хватить множеству им подобных, никого не подпустят к ней.

Одни животные дружат с людьми и привыкают к ним, а другие дичатся и избегают их. Одни питаются только чистой пищей, другие пожирают скверную пищу, а третьи едят и то, и другое.

Одни вредят только тогда, когда их сильно обидели, а другие готовы навредить тому, кто не причинил им зла. Одни животные злопамятны и не забывают плохого, а другие вообще не таят обиды. Одни из них никогда не гневаются, а другие быстро приходят в бешенство и медленно успокаиваются. Одни обладают точным знанием о вещах, которое не дано знать большинству людей, а другие не знают ничего такого. Одни из них различают плохое и избегают его, а другие не могут отличить хорошее от плохого. Одни поддаются обучению быстро, другие медленно, а третьи вообще не годятся для этого.

Всё это указывает на то, что у живых существ есть Создатель, на совершенство Его творения, великолепие Его замысла и изящество Его мудрости. Удивительные знания, хитрость, смышлёность и осмотрительность, которыми они наделены, побуждают уста прославлять Аллаха и наполняют сердца знанием о Нём, о Его мудрости и могуществе. И каждому благоразумному человеку ясно, что он не сотворён ради забавы и не предоставлен самому себе, что каждое творение несёт в себе частицу блистательной мудрости Аллаха, очевидное знамение и убедительный довод».