Хукм употребления и продажи безалкогольного пива

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем:
В этом вопросе необходимо сделать различие между самим безалкогольным пивом как напитком и между внешним образом (т.е как это выглядит со стороны) и характерными особенностями, при его распитии.
Всем известно, что если напиток не содержит в себе алкоголь, то его дозволено пить и продавать и нет разницы между ним и другими напитками со стороны дозволенности. Потому-что причина запрета тут - это опьянение. И хукм меняется в зависимости от наличия или отсутствия этой причины. Из этого понимается, что например если виноградный сок не опьяняет, то его можно пить. А если он превратится в вино, то его запрещено пить и продавать. И если одно из описаний вина (или опьеняещего напитка) изменится, с сохранением опьяняющего вещества (или того, что вызывает опьянение), то запретность остается.
Если же изменится сама сущность этого вина и оно превратиться в уксус – оно становится дозволенным по единогласному мнению ученых. Сказал ан-Навави: «Ученые единогласны в том, что если вино превратится в уксус само по себе (без вмешательства человека) - оно становится чистым, и от маликитского ученого Сахнуна передается, что оно не становится чистым и если он действительно так говорил, то единогласное мнение тех, кто ему предшествовал, является аргументом против него» (Шарх Сахих Муслим 13/152).
Я скажу: Оно становится дозволенным по причине того, что с исчезновением опьяняющего вещества (или того, что вызывает опьянение) изменяется сама сущность этого вина (то есть оно перестает быть вином, а становится уксусом) и поэтому его хукм (запретность) связан с наличием его причины (опьянение). Сказал аль-Хараши: «Если вино из жидкого становится окаменевшим или превращается в уксус – оно становится чистым потому-что его нечистота связана с опьянением и если опьянение исчезает – исчезает и нечистота. Таким образом, и запретность и нечистота связаны с этой причиной».
Что же касается внешнего образа и характерных особенностей употребления безалкогольного пива, то с этой стороны оно может быть запретным по следующим двум соображениям:
Во-первых: Хоть и во внимание берется суть (т.е смысл в самой сущности), а не название, однако алкогольный и безалкогольный напиток имеют схожесть во внешнем образе бутылки, в цвете самого напитка и также в названии.
И все это становится причиной нападок и сомнений в религиозности того, кто пьет и продает это. А основа в мусульманине - сторониться обвинений, чтобы не поставить под угрозу свою добросовестность.
Во-вторых: Пьющий может приобрести характерные черты грешников и нечестивцев, подражая их действиям в распитии ими алкоголя. Тем более, что они похожи по своему внешнему виду и образу (т.е алкогольное и безалкогольное пиво). И это может привести к тому, что человек начнет любить нечестивцев и перестанет их осуждать, что в итоге станет причиной впадания в запретное.
Хотя и безалкогольное пиво (с одной стороны) не будет запретным само по себе, по причине отсутствия в нем опьяняющего вещества, ОДНАКО (с другой стороны) оно может быть запретным дабы предотвратить и закрыть пути, ведущие к нападкам и сомнениям в его религиозности и богобоязненности, согласно правилу: «Если действие ведет к вреду и нет в нем пользы - оно запрещено» (Маджму аль Фатава ли Ибн Теймия 1/164)
Шейх Мухаммад Фаркус